+7 (495) 507-62-46
+7 (926) 046-82-01
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...
Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.
Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.
Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:
Проверяется произношение следующими упражнениями:
Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:
Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:
Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.
Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.
Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:
Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.
ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.
О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:
Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.
Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:
Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.
Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:
В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].
[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.
Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».
Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».
Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.
Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:
Необходимо выполнять и упражнения для языка:
В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:
1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;
2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);
3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:
4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:
5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.
6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;
7) измени предложение:
8) Произнеси слова с обратными слогами:
Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.
Можно выбрать следующие упражнения:
1) песенка звука [Л]:
ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;
2) произношение [Л] в слогах:
3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):
[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;
4) отработка произношения [Л] в конце слова:
возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.
Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:
Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.
Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:
Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:
Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.
Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:
Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.
С шариком можно выполнять следующие действия:
Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:
Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:
Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.
В таком случае могут помочь следующие задания:
Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:
Десять маленьких бельчат
Вышли маму все встречать.
У дупла они сидели
И на солнышко глядели.
Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:
В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»
Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.
Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).
Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.
Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.
Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:
Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:
Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.
Автор: Лукина Лариса Михайловна
Оформление статьи: Владимир Великий
Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:
kidteam.ru
Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.
Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:
Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:
При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.
Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:
Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.
Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:
Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.
Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.
Звук «Л» может не получаться из-за того, что:
Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».
Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».
Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.
Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:
Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:
Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с артикуляционной гимнастикой для звука «Л» более подробно.
Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.
Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».
На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).
Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).
Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.
Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.
Постановка и автоматизация звука «Л» в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.
Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:
Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:
Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:
Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.
Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).
Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:
На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.
Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.
Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:
Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:
При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. Постановка звука «Р» требуется позже, чем «Л».
Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.
vseorechi.ru
Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.
Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.
Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:
А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:
Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.
Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?
Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:
Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.
Здесь тоже есть несколько вариантов замены:
Нарушения произношения звука Л
Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.
Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.
Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.
Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.
Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.
А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.
Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.
Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.
Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.
На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.
Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:
На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».
При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.
Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.
Читайте также: В каком возрасте ребенок начинает говорить первые словаС помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.
Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.
При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.
«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:
Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».
Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».
Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.
Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).
А вот и упражнения!
Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.
Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.
Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.
Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:
А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?
Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:
Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:
Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:
Читайте также: Почему ребенок не разговаривает в 2 года и что делатьА эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:
Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.
Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:
Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:
Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:
А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:
Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:
Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:
На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.
Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.
Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?
Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:
Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:
Составь предложения:
Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:
Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:
Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:
Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:
Повтори скороговорки:
Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:
Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:
Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:
В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.
А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.
Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.
Ведь вы этого хотите?
kakgovorit.ru
МОУ «Красненская сош им. М.И. Светличной»
учитель-логопед
Попова О.С.
Артикуляционные упражнения, на постановку звука [Л].
Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;
- вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.
В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика – артикуляционная.
При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:
1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.
3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».
4.«Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) – широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).
5. «Парус» -кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.
6. «Кошка лакает молоко»- широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.
7.«Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».
8.«Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).
Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:
«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!
Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:
«Грибок»:язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.
Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:
- удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;
- точно выполнять движения;
- следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
4. Способы постановки звука [Л]
Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.
1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:
- губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);
- широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);
- выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).
Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.
2. Постановка от межзубного звука(нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):
Этот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.
Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»
Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.
Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.
3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме
Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.
Помогут артикуляционные упражнения:«Улыбка», «Заборчик»:
губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.
Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.
1. Постановка звука [Л] от правильного [Л'](мягкого звука Ль)
Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.
Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.
Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их
подушечками пальцев.
ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.
«Рыбка» -пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.
«Устали» -с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.
5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка
Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:
ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;
ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;
ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;
ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;
ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.
Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.
ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.
И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!
Потешки и скороговоркитоже пригодятся:
Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…
Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!
В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:
АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);
СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).
И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)
ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.
Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!
Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:
ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;
ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;
ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;
ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.
Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.
ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.
Из потешек выберите такие:
Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.
Большая голова. А котята – в уголок.
На колу сидела, Сели-посидели,
На луну глядела, Песенку запели.
Глазами блестела. Услыхали ложки, -
Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.
Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -
И – полетела! Поскакали все с печи!
Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,
Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.
Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,
Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.
(В. Лифшиц) (В. Лунин)
Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:
АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)
ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).
Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:
АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.
УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.
На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:
- Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].
- Назови продукты питания со звуком [Л].
- Перечисли вещи со звуком [Л].
Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:
Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.
Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)
В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони – скок!
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)
В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:
Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.
Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.
У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.
Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.
Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.
А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.
Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].
Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.
Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.
infourok.ru