У ребенка гипертонус языка


Гипертонус у ребенка – все причины и лучшее лечение

На протяжении первых месяцев жизни у детей могут возникнуть разные патологии, например, гипертонус у ребенка. Если проблема кратковременная, то это несерьезно, но если мышечное напряжение сохраняется долгое время, то важно обратиться к врачу и приступить к лечению, чтобы не усугубить состояние.

Что это такое гипертонус?

Под этим термином понимают нарушения мышечного тонуса, которые выражаются в перенапряжении мышц. Подобная проблема указывает на наличие определенных нарушений нервной системы. Стоит заметить, что повышенный тонус мышц у ребенка – распространенное отклонение, которое наблюдается практически у всех новорожденных, а все из-за продолжительного нахождения ребенка в позе эмбриона в утробе матери. Гипертонус может быть полным, охватывать и руки, и ноги или же распространяться только на верхние или нижние конечности.

Есть определенные тесты, которые помогают врачу диагностировать проблему. Их можно использовать для домашнего контроля:

  1. Рефлекс ходьбы. Во время нахождения малыша в вертикальном положении он стремится делать шаги. Если гипертонус у ребенка отсутствует, то эта способность пропадает после достижения возраста в 2 мес.
  2. Симметрия рефлексов. Положите чадо на спину и прижмите ему подбородок к груди. После этого нужно наблюдать за конечностями: верхние должны сгибаться, а нижние – разгибаться. Если голову наклонить вправо, конечности, находящие с этого бока должна выпрямляться, а с другого – стать напряженными. При наклоне влево происходит все наоборот. Когда все в норме, такой рефлекс исчезает через три месяца.
  3. Способность к тонусу. Положите малыша на живот, и он должен при этом поджать конечности. При нахождении на спине наблюдается расслабление рук и ног. Эта способность исчезает после трех месяцев.
  4. Ребенок располагается на руке лицом вниз. Во время нахождения в этой позе должно быть сокращение рук и расслабление ног. При нормальном состоянии голова и спина будут вытянуты в одну линию.

Гипертонус – причины

Существует определенный ряд причин, которые могут спровоцировать мышечное напряжение у детей:

  1. Наличие заболеваний, связанных с эндокринной и сердечно-сосудистой системой во время беременности.
  2. Гипертонус мышц у ребенка может быть вызван хромосомными аномалиями и врожденными заболеваниями.
  3. Травмы, полученные во время рождения, или выраженная внутриутробная гипоксия.
  4. Отклонения в развития и пороки головного и спинного мозга.
  5. Нахождение беременной женщины в стрессовом состоянии в течение первого периода и плохая экологическая обстановка.
  6. Сильный токсикоз на протяжении первого или последнего триместра, а еще курение и употребление алкоголя во время вынашивания, что могло стать причиной интоксикации.
  7. Гипертонус у ребенка может быть вызвать инфекционными заболеваниями, например, менингитом и энцефалитом, а еще травмами.

Гипертонус у детей до года

Больше всего напряженность в мышцах заметна на первом месяце жизни. Важно понимать, что если ребенок старше месяца, находясь на животе, поворачивает голову в разные стороны, а ножками пытается ползти, это не патология, а свидетельства его нормально развития. Не является симптомом гипертонуса и желание малыша часто держать голову. Если родители правильно ухаживают за своим чадом, выполняют все предписания, то повышенный тонус мышц у младенца должен пройти, и к полугоду проблема в большинстве случаев полностью исчезает. В противном случае обязательно обратитесь к врачу.

Гипертонус у детей после года

Если родители не предприняли шагов, чтобы снять у малыша напряжение мышц, то ситуация будет только усугубляться. После года ребенок будет начинать пытаться ходить и с этим у него будут проблемы. К трем годам отклонения выражаются в ходьбе на цыпочках и нарушении мелкой моторики рук. Мышечный гипертонус у детей к пятилетнему возрасту может стать причиной возникновения многих проблем, например, отставание в развитии, а более сложных ситуациях может быть даже установлена инвалидность.

Как определить гипертонус у ребенка?

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, чтобы определить симптомы мышечного напряжения вовремя, поскольку они могут быть указанием на наличие серьезного неврологического заболевания.

  1. Малыш спит мало и беспокойно, причем при нахождении на спине он поджимает руки и ноги.
  2. Во время плача ребенка запрокидывает назад голову и сильно выгибается. Кроме этого, наблюдается дрожание подбородка.
  3. Описывая симптомы гипертонуса у ребенка, стоит упомянуть и о частых срыгиваниях и болезненной реакции на разные раздражители, например, свет и звук.
  4. До исполнения месяца ребенок уже удерживает голову и это не признак быстрого развития, а симптом напряжения мышц, что заставляет его выгибать шею и спину вперед.

Гипертонус ног у ребенка

Если у малыша ножки часто согнуты, а при попытке развести чувствуется сильное напряжение и ребенок плачет, то это плохой знак. Гипертонус ножек у ребенка проявляется и в том, что во время становления малыша на ножки, он опирается не на полную стопу, а на носочки. Если ничего не делать, что ситуация будет усугубляться и это будет влиять на скорость развития двигательной активности. Дети начинают позже ползать и ходить. При наличии гипертонуса ног категорически противопоказаны ходунки и прыгунки, поскольку они будут усиливать мышечное напряжение.

Проблема в руках выражается в том, что малыш часто прижимает их к груди, а при разведении конечностей будет наблюдаться сопротивление. Описывая, признаки гипертонуса у новорожденных, стоит упомянуть еще один симптом – руки постоянно зажаты в кулачки. В большинстве случае такие симптомы наблюдаются при физиологическом гипертонусе, то есть проблема должна пройти. Если же мышечная напряженность сохраняется долго. Тогда нужно обратиться к врачу, чтобы начать лечение.

Гипертонус языка у ребенка

В некоторых случаях встречается мышечное напряжение артикуляционных мышц: языка, губ, неба и мышц лица. Чтобы определить повышен тонус языка у ребенка или нет, попросите его открыть рот и если проблема есть, то язык будет двигаться назад и становиться «горой» или же, наоборот, вытягиваться вперед. Если напряжение в области рта и губ, то они плотно смыкаются, и будет наблюдаться затруднение произвольного открывания рта. Когда повышен тонус верхней губы, то рот будет приоткрытым и возникнет повышенное слюноотделение.

Что делать при повышенном тонусе у ребенка?

При обнаружении неприятных симптомов необходимо обратиться к врачу, чтобы тот определил точный диагноз. Родители должны всерьез отнестись к задаче – привести в норму функционирование нервной системы. Лечение гипертонуса у новорожденных несложное и может включать расслабляющий массаж, гимнастику, успокаивающие ванночки, ароматерапию и физиопроцедуры. Конкретные и подходящие для ребенка процедуры определяет только врач после проведения обследования.

Как снять гипертонус у ребенка?

Для стимуляции двигательной активности и нормализации мышечной работы, рекомендовано использовать гимнастику. Важна регулярность тренировок и делать упражнения можно даже несколько раз в течение дня. Гимнастика не должна вызывать дискомфорт у малыша. Если обнаружен гипертонус у ребенка, то помогут такие упражнения:

  1. Положите ребенка на спину и начните с расслабляющих массажных движений. После этого плавно без резких движений разгибайте конечности, а затем потряхивайте ими, беря ребенка за пальчики.
  2. Если наблюдается повышенный тонус у ребенка, то поможет знакомая ему поза эмбриона. Для этого ножки и ручки грудничка согните и плотно прижмите к телу. Рекомендуется чередовать это упражнение с потряхиванием конечностей.
  3. Ребенок удерживается в вертикальном положении так, чтобы его стопы касались пола, причем они должны ровно лежать всей поверхностью. Ведите его так, чтобы ножки выполняли шаги со скольжением.
  4. Уложите ребенка животом на мяч, который не должен быть слишком большим. Покачивайте его в разные стороны, придерживая за ручки и ножки.

Массаж при гипертонусе мышц у ребенка

Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм. Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом. Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:

  1. Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
  2. Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони. Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
  3. Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
  4. Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
  5. Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам. Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.
Статьи по теме:

womanadvice.ru

Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

Ольга Трифонова Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

Дизартрия - это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.

1. Медицинское воздействие.

Консультация невролога.

В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:

- тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);

- мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);

- язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);

- звукопроизношение;

- наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);

- наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).

Медицинское лечение:

фармакотерапия - для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе:

- нейрометаболические церебропротекторы - препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам);.

- ангиопротекция - препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам);

- дигидратация, процесс промывания мозга - препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К);

- гепатопротекция - препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин);

- минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);

- противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);

- мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.

Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);

- корректоры поведения - противосудорожные и рассасывающие лекарства.

Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).

Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).

Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).

2. Психологическое воздействие.

Развитие психических функций:

А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);

Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.

3. Логопедическое воздействие:

А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:

- контрастотермометрия;

- массаж;

- артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);

Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;

В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.

Г) постановка звуков;

Д) автоматизация звуков.

3. Логопедическое воздействие при дизартрии.

Нормализация мышечного тонуса.

Гипертонус языка - это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц.

80 % межзубного произношения - спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка.

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.

Коррекция: - медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону;

- термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);

- расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

- распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики

- удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;

- повышение тонуса языка («Иголочка»);

- дифференциация тонуса («Иголочка» - «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами;

- расслабление и напряжение языка в ротовой полости.

Гипотонус языка - мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени.

Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

- тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);

- термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);

- тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

- улучшение тонуса через движение («Белочка»).

- удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);

- дифференцирование тонуса («Лопаточка» - «Иголочка»);

- формирование правильного артикуляционного уклада.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии.

Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.

1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.

2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.

3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.

4. Формирование правильного артикуляционного уклада.

При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.

В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).

Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.

1. Работа над артикуляционными движениями:

- выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;

- выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;

- упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;

- упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» - «Иголочка» вне рта; «Горка» - «Растаяла горка» во рту.

2. Формирование правильного артикуляционного уклада.

Гимнастика для шеи.

Цель: - нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления);

- профилактика шейного остеохондроза.

1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.

2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.

3. Вдавить голову в шею («пружинка»).

4. Сделать круг головой вправо, влево.

5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.

6. «Велосипед» - круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад.

Контрастотермометрия.

Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.

Цель: - воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса.

Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.

Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.

При спастике: холод – тепло (х - т);

При паретичности – тепло – холод (т - х).

В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.

При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).

При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).

Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]

При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.

Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).

При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:

1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).

2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» - «Лопаточка»).

3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.

4. Формирование цепочки артикуляционных движений.

Снижение тонуса на корень языка.

Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:

1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.

2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).

Сочетанное нарушение тонуса языка.

Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):

1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод - тепло).

2. Выглаживание корня языка.

3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.

4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» - «Иголочка», «Горка» - «Горка растаяла»).

Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:

1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).

2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.

3. Выглаживание корня язие языка.

4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.

www.maam.ru

Тонус языка у грудничка

Нормальная сократительная способность мышц обеспечивает гармоничное физическое и психическое развитие ребенка. Тонус мышц у грудничка может быть физиологическим и патологическим. К физиологическим состояниям относится повышенный тонус мышц в первые недели после рождения. Далее тонус должен нормализоваться. Если у ребенка спустя две недели от рождения по-прежнему наблюдается повышенный мышечный тонус, такое явление называют гипертонусом и относится к разряду патологических состояний.

Гипертонус мышц новорожденного – явление объяснимое. Внутри утробы ребенок находился в скованном состоянии. Его конечности были плотно прижаты к телу, не было места для движения.

После рождения тело малыша постепенно привыкает к новым условиям. В течение первых двух недель мышцы постепенно расслабляются, конечности приходят в новое состояние. Однако если у малыша имеются поражения ЦНС различной степени тяжести, головной мозг не сможет полноценно контролировать мышечную деятельность. В этом случае состояние мышц будет отклоняться от нормального.

Сохранение гипертонуса в течение первого месяца жизни должно послужить поводом для обследования ребенка у невролога.

Нормальным считается следующее развитие ситуации.

  1. Первый месяц жизни. Ребенок часто принимает позу эмбриона, прижимает к телу согнутые конечности, в положении на животе поворачивает голову на один и другой бок, не удерживая ее в поднятом состоянии, а также делает ножками характерные толкающие движения.
  2. Третий месяц. Ребенок способен удерживать поднятую голову в положении лежа на животе, может поворачивать ее в разные стороны, уверенно производит вытягивание рук и удерживает вложенные в ладошку предметы.
  3. Шестой месяц. Ладони малыша полностью раскрыты. Ребенок может поворачиваться набок, переворачиваться на живот, приподнимать тело, опираясь на прямые руки и раскрытые ладошки, делает попытки ползти и сесть.
  4. Девятый месяц. Ребенок активно двигается – ползает, сидит, стоит с поддержкой.
  5. Год. Ребенок ходит у опоры, самостоятельно стоит, делает первые шаги без опоры.

Заподозрить патологию можно уже с рождения. Проблемы с ЦНС часто выражаются в синдроме гипертонуса мышц. У таких детей все движения скованы, разведение нижних конечностей – не более чем на 45 о. Ручки и ножки твердо прижаты к туловищу, а пальцы рук невозможно разжать.

Синдром гипертонуса препятствует дальнейшему развитию ребенка, нарушается формирование суставов и связок. Сохранение состояния может привести к нарушению моторики, двигательной активности и формирования позвоночника, осанки.

Если после первого месяца жизни гипертонус мышц у младенца сохраняется, в дальнейшем он имеет следующие признаки.

  1. Ребенок беспокойно себя ведет, плохо спит, просыпается менее чем через час и часто плачет.
  2. Малыш обильно срыгивает после каждого приема пищи.
  3. Во время сна ребенок выгибает спинку и запрокидывает голову. Это является характерной чертой для гипертонуса. При этом его руки и ноги согнуты и прижаты к телу.
  4. Во время истерики ребенок напряжен и изгибается. В нервном состоянии отмечается дрожание подбородка.
  5. Младенец способен удерживать голову в вертикальном положении с рождения.
  6. При разведении ножек в стороны ощущается сильное мышечное напряжение. При повторной попытке напряжение усиливается. Ребенок сопротивляется, протестует криком.
  7. В вертикальном положении малыш не опирается о поверхность всей стопой, стоит на носочках.

Имеющиеся признаки гипертонуса должны побудить родителей обратиться за консультацией к неврологу.

При осмотре врач выявляет наличие или отсутствие у ребенка определенных рефлексов и их соответствие возрастной норме.

  1. Рефлекс ходьбы. В вертикальном положении малыш стремится делать шаги. В норме эта способность пропадает после 2-месячного возраста.
  2. Симметрия рефлексов. В положении лежа на спине подбородок ребенка прижимается к груди. При этом наблюдают за поведением конечностей – должно происходить сгибание рук и разгибание ног. При наклоне головы вправо наблюдается выпрямление конечностей с правой стороны и напряжение с левой. При повороте головы в другую сторону все происходит с точностью наоборот. Этот рефлекс должен исчезнуть после 3 месяцев.
  3. Способность к тонусу. В положении лежа на животе малыш должен поджать конечности. В положении лежа на спине происходит расслабление рук и ног. После трех месяцев способность исчезает.
  4. При осмотре новорожденного врач располагает ребенка на руке лицом вниз. В этой позе у малыша должно наблюдаться сокращение рук и расслабление ног. Голова и спина при нормальном состоянии должны вытянуться в одну линию.

Родители могут обнаружить симптомы самостоятельно. При подозрении на нарушения им стоит обратиться к врачу. Невролог сможет определить наличие или отсутствие диагноза и установить его разновидность.

Мышечный тонус может быть как повышенный, так и пониженный. Иногда наблюдается дисбаланс – сочетание первого и второго. Другими словами, одновременно может присутствовать повышенный тонус мышц рук и пониженный тонус нижних конечностей, или наоборот. Этот симптом называется дистонией.

При асимметрии мышечный гипертонус имеет место только с одной стороны. Такое состояние еще называют кривошеей. Ребенку придают положение лежа на животе и осматривают со спины. При асимметрии голова повернута в сторону той половины тела, где проявляется гипертонус. С этой же стороны наблюдается изгиб спины и напряжение рук.

Гипотония также считается нарушением. Это явление имеет обратные гипертонусу симптомы, проявляется в вялости и нарушении двигательной активности.

Мышечный гипертонус и гипотонус могут проявляться не системно, а в отдельных частях тела. При этом наблюдается снижение или повышение тонуса мышц только рук, ног или спины.

Нарушение мышечного тонуса не является самостоятельным заболеванием, а свидетельствует о других, более серьезных патологиях нервной системы. Именно поэтому симптомы гипертонуса не должны оставаться без внимания. При обнаружении синдрома ребенка нужно всесторонне обследовать. При этом делается УЗИ головного мозга, а в редких случаях – томограмма.

Причины поражения ЦНС могут крыться как в проблемах, связанных с беременностью, так и в осложнениях в процессе родов.

Перечень возможных причин поражения ЦНС у ребенка, вызвавших нарушение тонуса мышц:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • неправильный образ жизни беременной женщины;
  • прием лекарственных препаратов матерью во время беременности;
  • резус-конфликт будущей мамы и плода;
  • полученные ребенком травмы во время родов;
  • генетическая несовместимость родителей;
  • неблагоприятная экологическая ситуация.

Наличие этих факторов может лишь косвенно подтвердить присутствие у ребенка симптома гипертонуса.

Лечение должно быть направлено не только на исправление мышечной дистонии, но и на выявление и устранение основной причины, вызвавшей состояние.

При лечении нарушения тонуса мышц в первую очередь используются немедикаментозные методы:

  • массажные техники;
  • водные процедуры (купание в травяных настоях валерианы, пустырника, шалфея, исключая ныряние);
  • гимнастические упражнения, за исключением динамической гимнастики;
  • физиопроцедуры;
  • остеопатические техники.

При назначении лекарственных средств подбираются те, которые способны улучшить мозговое кровообращение, наладить обменные процессы и снизить мышечное напряжение.

За незначительными нарушениями могут скрываться серьезные причины. Гармоничное развитие ребенка должно распространяться во всех плоскостях. Отклонение в одной сфере может повлечь за собой нарушение в другой области. Тревожные симптомы изменения мышечного тонуса не должны оставаться без внимания. На осмотре врач сможет определить, в каком направлении двигаться дальше, какое обследование и лечение может потребоваться ребенку.

В материнском животе ребёнок принимает позу эмбриона. При этом конечности находятся в согнутом положении, пальчики сжаты в кулак. После рождения гипертонус мышц наблюдается ещё несколько месяцев. Но ручки, ножки можно легко выпрямить, кулачки разжать.

Гипотонус же у грудничка проявляется ослабленным мышечным состоянием. Чаще всего диагноз ставят после отсутствия ответных реакций мускул на их стимулирование или воздействие посторонними предметами.

Педиатр должен согнуть ручку младенца. Если у него здоровый мышечный тонус, то в ответ он её выпрямит и примет удобное для него положение. При наличии заболевания реакция не наступает совсем или через некоторый промежуток времени. Это обусловлено неспособностью мускул правильно функционировать.

Вялость, слабый мышечный тону являются первыми признаками патологии

Признаки гипотонуса у грудничка выражаются недостаточным напряжением мышечных тканей. Он становится вялым, практически всегда конечности выпрямлены.

На протяжении длительного времени можно наблюдать нежелание двигаться или переворачиваться.

Главным проявлением заболевания считается вялость. Но в некоторых случаях диагностировать её сразу не удаётся.

Родители могут жаловаться на проблемы с грудным вскармливанием – младенец отказывается брать грудь или сосёт неактивно.

Каждое кормление даётся ему с трудом – ослабленные мышцы лица затрудняют сосательный рефлекс. Он страдает от отсутствия мышечного напряжения, что препятствует поднятию головки в вертикальное положение. Ребёнку тяжело научиться ползать, ходить или брать предметы в руки.

Когда малыш начинает делать первые попытки при ходьбе, для равновесия он инстинктивно использует согнутые в коленях ножки. Больной же ребёнок пытается поставить их как можно шире. Кроме этого у него можно заметить выпадения языка, прерывистое дыхание, повисшую нижнюю челюсть.

Проблемы с центральной нервной системой и кровоснабжением организма приводят к пониженному тонусу мышц у грудничка.

Он встречается немного реже, чем гипертонус. Но при этом имеет свои особенности возникновения.

  1. родовая деятельность, протекающая с недостатком кислорода, удушьем, травмированием плода;
  2. преждевременные роды;
  3. некоторые заболевания, которые перенесла женщина в период вынашивания плода;
  4. злоупотребление матерью во время беременности и в период ГВ алкоголем, никотином;
  5. нарушенный режим питания малыша;
  6. маленький вес плода при рождении;
  7. потеря веса после перенесённых инфекционных заболеваний;
  8. неправильное внутриутробное развитие плода;
  9. заболевания, передающиеся по наследству;
  10. избыток витамина D в организме.

Лечение гипотонуса мышц у детей не терпит промедления. В противном случае могут появиться серьёзные последствия. Например, его развитие после рождения может быть заторможенным. Он позже своих сверстников начинает держать головку, ползать или сидеть. Недуг может привести к искривлению позвоночника или ослаблению осанки.

Отсутствие лечения провоцирует ослабевание со стороны опорно-двигательного аппарата, появление мышечной дистрофии. У детей, переболевших гипотонусом, в дальнейшем отмечается чрезмерная гибкость, пластичность.

Лечение

Мышечную гипотонию у новорожденных способны выявить только высококвалифицированные специалисты: врач-генетик, педиатр, невропатолог, кардиолог, ортопед, детский физиотерапевт. Неопытный врач может только навредить здоровью грудничка длительным и неэффективным лечением.

Терапия заболевания состоит из специальной гимнастики и массажа. Первое время процедуры должны проходить под присмотром профессионалов, но после получения необходимых навыков, родители это могут делать самостоятельно.

В случае гипотонуса прописывается препарат Элькар, прием которого способствует правильному росту мышечной ткани ребенка и стабилизирует развитие нервной системы.

Массаж при гипотонусе должен проводиться с применением высокой физической нагрузки. Это приводит к стимулированию кожного покрова, разогреву мышечных тканей.

К тому же процедуры благоприятно влияют на работу всех внутренних органов.

Массажные движения конечностей и всего тела положительно влияют на нервную систему. В зависимости от состояния ребёнка, его нужно уложить на живот или спину. Очень важно следить, чтобы все части тела были задействованы в процедуре.

Длительность одного сеанса составляет примерно десять минут. При необходимости лечащий врач может увеличить время. Массажные движения начинают с пальчиков рук, медленно переходя на поверхность спинки. При этом необходимо слегка надавливать на определённые участки тела, чтобы простимулировать биоактивные точки.

Во время сеанса мышцы прорабатываются посредством растираний, поглаживаний, лёгких пощипываний, постукиваний. В видео вы сможете посмотреть как делать массаж ребенку, в том числе при неврологических проблемах.

В процессе массажа необходимо следить за поведением малыша. Если он ведёт себя неспокойно, то сеанс нужно перенести на другое время. Некоторые действия могут принести ему дискомфорт. В этом случае стоит проконсультироваться с врачом. Он сможет подобрать другие не менее эффективные движения.

Известный доктор Евгений Олегович Комаровский считает лечебную гимнастику при гипотонусе у грудничка эффективным методом лечения. Кроме этого водные процедуры благоприятно влияют на работу и укрепление всех групп мышц.

Водные упражнения должны быть в обязательном порядке, т.к. как нельзя лучше укрепляют мышцы грдничка

Их можно сочетать с контрастным закаливанием. Но сеансы должны строго контролироваться специалистами. Какая температура воды должна быть при купании младенца – читайте здесь.

Некоторые гимнастические упражнения при гипотонусе мышц у грудничка можно проводить самостоятельно:

  • Грудничка укладывают на спинку. Ручки сначала разводят в стороны, а затем правую заводят за левую и наоборот.
  • В том же положении ребёнка берут за верхние конечности, медленно сгибают и разгибают их в локтях.
  • Взяв младенца за руки, нужно поднять его до сидячего положения. Это упражнение делают медленно и аккуратно, чтобы мышцы успели напрячься.
  • Ножки аккуратно крутят, имитируя езду на велосипеде.
  • Нижние конечности нужно выпрямить и проделать упражнение «ножницы», медленно набирая амплитуду.

В специализированных учреждениях при лечении используют большой резиновый мяч (фитбол), который благоприятно воздействует на мышцы:

  • Младенца кладут на спинку и, придерживая за животик, проделывают отпрыгивающие движения вверх-вниз.
  • Ребёнку придают положение лёжа на животе. Мяч аккуратно катают вперёд-назад. Упражнение повторяют до тех пор, пока малыш не начнёт сгибать ножки при движении вперёд.

Данные упражнения необходимо проделывать ежедневно совместно с массажем. Это позволит за короткое время восстановить тонус мышц – ножки и ручки станут более сильными, ребёнок начнёт держать головку.

Не только массаж и лечебная гимнастика могут улучшить состояние грудничка. В некоторых случаях врач может посоветовать пройти физиотерапевтические процедуры и медикаментозный курс лечения.

Благоприятно на укрепление мышечной ткани влияют водные процедуры, которые должен проводить только высококвалифицированный специалист. В обязательном порядке должны быть прогулки на свежем воздухе. Когда начинать гулять с новорожденным зимой и какие при этом должны соблюдаться правила – тема данной публикации.

Профилактические мероприятия гипотонуса мышц у младенцев должны начинаться еще во время планирования беременности. Родителям необходимо правильно и сбалансировано питаться, отказаться от алкогольных напитков, никотина. Важную роль в этот период играет полное обследование, которое направлено на выявление генетических и инфекционных заболеваний.

Беременной женщине рекомендуется много времени проводить на свежем воздухе, регулярно посещать врача-гинеколога, проходить обследования. Обеспечив нормальное развитие плода, можно избежать много серьёзных заболеваний.

После рождения грудничку нужны периодические комплексные медицинские обследования, консультация при малейших изменениях в поведении с участковым педиатром. Поддержать здоровье малыша, укрепить мышцы помогут ежедневные упражнения, плавание.

Чтобы предотвратить появление гипотонуса у ребёнка, у него необходимо развивать мелкую моторику. Это позволит не только сконцентрировать внимание малыша, но и укрепить мышечные ткани конечностей. Для занятий можно использовать мозаику, пластилин, различные развивающие игры с пальчиками.

Особое внимание нужно уделить питанию малыша. Лечащий врач при составлении ежедневного меню должен учитывать особенности больного ребёнка. Ведь с едой он получает большую часть полезных веществ и витаминов, которые необходимы для правильного роста и развития.

По мнению Комаровского мышечная дистония у грудничка не приведёт к серьёзным осложнениям, если вовремя подобрать оптимальное лечение. Родители же со своей стороны должны обеспечить малышу правильный уход, окружить его заботой и любовью.

Что такое тонус?

В латинском языке использовался термин tonus, обозначающий напряжение. Мышечный тонус в покое, как у малышей, так и взрослых, – это физиологическое напряжение мышц, которое находится под контролем рефлекторного аппарата.

Можно выделить собственно тонус мышц, который зависит от процессов в них самих. Это, например, растяжение, сжатие и наличие нужных «питательных» ионов – калия, хлора, кальция. Выделяют и нервно-мышечный тонус, зависящий от импульсов, посланных нервными клетками.

В состоянии покоя любая мышца в организме не бывает совершенно расслабленной, потому что от этого напряжения зависит не только быстрая реакция на разнообразные внешние и внутренние раздражения, но и влияние на жизненноважные функции организма. Возьмём, например, дыхание. В этом акте участвуют не только лёгкие, но и мышечный каркас грудной клетки и диафрагма, которая, кстати, тоже является мышцей.

Родителям говорят, что у ребёнка имеет место повышение мышечного тонуса, мышечная гипертония, или гипертонус мышц. Но, к сожалению, никто не объясняет, что это такое и что делать. Все эти термины обозначают мышечное напряжение, которое почувствует врач, когда возьмёт за ручку или за ножку малыша и будет совершать ею пассивные движения (сгибание и разгибание).

Правильное отвлечение ребёнка от действий врача, своевременное переключение внимания младенца, его глазки без слёз – всё это только поможет доктору более точно определить мышечный тонус и помочь малышу.

Именно пассивные движения позволят выявить и дифференцировать один из видов гипертонуса:

1. Спастическая гипертония.

Характеризуется увеличением тонуса мышц, отвечающих за сгибание руки и/или разгибания ноги. Например, если мы будем продолжительное время сгибать и разгибать ноги ребёнка, то тонус в ножках совершенно не изменится. То есть, каким он был повышенным, таким и остается. Выраженность может быть совершенно различной: от лёгкого сопротивления в начале движения до полного препятствия началу пассивного движения.

2. Пластическая гипертония или ригидность.

Это равномерное, как у мышц разгибателей, так и у сгибателей, повышение тонуса. Во время всего пассивного сгибания исследователь обнаруживает толчкообразное, равномерное сопротивление. Если в течение продолжительного времени повторять эти движения, то, вероятнее всего, нас ожидает, например, дополнительное усиление тонуса ножек.

3. Некоторые врачи выделяют физиологический гипертонус.

Под этим термином понимаю состояние, присущее деткам в течение первых недель после их рождения – «поза эмбриона». Считается, что малыш за время пребывания в утробе матери «привык» к такому положению и лечить его не следует.

В данном случае лучше предупредить патологию. Необходима грамотная консультация акушеров-гинекологов. Особенно если данная беременность вторая или третья с несовместимостью резуса плода и матери;

внутриутробная инфекция;наличие нервно-психического перенапряжения в течение всего периода беременности и плохая экологическая обстановка;инфекционные заболевания (менингит, энцефалит) и травмы, перенесённые малышом после рождения.

Как определить гипертонус родителям? Повышенный тонус мышц у грудничка можно определить, посмотрев на своего ребёнка. Новорождённый лежит в «позе эмбриона» после рождения. У него прижаты к грудке ручки, которые согнуты в локотках, пальчики малыш «спрятал» в кулачки, ножки согнуты в коленях. При этом голова ребёнка расположена ровно, не отклоняется в сторону, левая и правая половинки тела симметричны друг другу.

А если перевернёте месячного ребёнка на животик, то голову он повернёт в одну из сторон и ножками будет создавать движения, похожие на ползание. Эта поза создается за счёт незначительного повышения тонуса сгибателей. Чаще она сохраняется до одного — полутора месяцев.

Обратите внимание на своё чадо, понаблюдайте за ним. Если он лежит в неестественной позе, одна ручка или ножка сильно прижимается к телу и её трудно отвести в сторону, малыш сжался в один комок, или, наоборот, ножки вытянуты и ручки «по швам», его следует показать детскому неврологу.

От 1,5 до 3 месяцев младенец подносит ручки ко рту, чуть позже (к трем месяцам) пытается тянуть ручки в сторону подвешенной игрушки. В эти два месяца малыш учится манипулировать руками, совершает движения в сторону предмета или руки взрослого, хватает игрушку. В этот момент он уже удерживает головку, не запрокидывает её назад.

Также младенец должен адекватно реагировать на звуки, то есть поворачивать голову на источник. Когда ребёнок подтягивается к вашим ручкам, он одновременно шевелит ножками – сгибает их.

При переворачивании на живот ребёнок поднимает голову, опирается на предплечья и слегка приподнимается, а ножки совершают ползающие движения.

Владение своим телом и контроль над, казалось бы, простыми движениями младенцу даётся нелегко, но постепенно к трём месяцам своей жизни он выполняет вышеизложенные манипуляции.

С трёхмесячного возраста и далее ваш малыш может совершать маленькие целенаправленные движения: подносит ко рту ручку, хватает и тянет игрушку. Когда кроха лежит на спине, он раскрывает ладошки. Больше они не зажаты в кулачки, в полусогнутом положении находятся ножки и ручки. Находясь на животе, голову ребёнок держит уверенно, самостоятельно меняет своё положение, начинает ползать. Учится переносить центр тяжести и находить равновесие.

С данного периода повышение мышечного тонуса наблюдаться не должно. Исключение составляют детки, родившиеся раньше положенного срока и признанные недоношенными. Малыши после шести месяцев не должны вставать на цыпочки. Если это происходит, имеет место сохраняющийся гипертонус ног.

Гипертонус у ребёнка, который не выявили и не начали лечить в период до года, может повлиять на формирование двигательных навыков:

  • нарушается правильное координирование ручками и ножками, следовательно, такие детки позже начинают ползать, держать предметы, ходить;
  • нарушается координация общих движений малыша. Вследствие нетренированности вестибулярного аппарата наблюдаются частые «укачивания» при поездках в транспорте, которые могут сохраняться и во взрослом возрасте;
  • у ребёнка происходит неправильное формирование осанки. После года не формируются лордозы, преимущественно страдает в этом отношении шейный отдел. На этом фоне ребёнка начинают беспокоить головные боли, малыш становится гипервозбудимым и агрессивным;
  • гипертонус у младенцев влияет на развитие речи. Малыш, как правило, не лепечет. В более старшем возрасте это выражается в трудностях социальной адаптации в детском коллективе, плохой успеваемости в школе.

Во-первых, если вас тревожит поведение ребёнка, выражающееся в плохом сне с неестественной позой (запрокинута головка, а ручки и ножки поджаты к телу и не расслабляются, когда он глубоко спит), беспокойное настроение с плачем, сопровождающееся судорогами и усиленным напряжением мышц малыша, то следует обратиться к доктору.

Невролог осмотрит малыша, проведёт анализ клинических исследований и обязательно посмотрит результаты нейросонографии. Только после этого врач назначит необходимую адекватную терапию.

Родителям нужно научиться доверять лечащему врачу малыша. Только совместная работа поможет крохе стать здоровым. Самостоятельная попытка может привести к ухудшению состояния мышечного тонуса.

Гипертонус у детей поддаётся лечению. Терапия лечения высокого мышечного тонуса должна быть направлена не только на его снятие, но и на причину, которая вызвала его.

Лечение гипертонуса всегда комплексное, состоящее из массажа, лечебной гимнастики и физиотерапии.

Главным условием удачного лечения малыша является его спокойствие. Нельзя проводить манипуляции, вызывающие плач. Необходимо изначально снять перенапряжение нервной системы.

Для успокоения, нормализации сна и мышечного тонуса у ребёнка назначаются ванночки с травяными сборами (сбор валерианы, хвойные масла). Вода в ванной должна быть комфортной температуры, мягко расслаблять малыша. Лучше контролировать температуру водички с помощью специальных градусников. Предварительно заварите пакетированную валериану или две ложки рассыпчатой травы в 1 литре кипятка. Дождитесь остывания и влейте в готовую ванночку. Искупайте малыша.

Для детей старше 6 месяцев можно использовать локальные ванночки — только для ручек или ножек с игровыми элементами. Здесь также можно использовать успокаивающие травы.

А за тридцать минут до сна желательно давать малышу Глицин, но это только после консультации с детским неврологом.

Совместно с лечением повышенного тонуса мышц у ребёнка необходимо профилактировать развитие рахита. Для этого не забывайте о прогулках на свежем воздухе, особенно летом.

Массаж при гипертонусе мышц у ребёнка должен подчиняться следующим правилам:

  1. Используется успокаивающий массаж, направленный на расслабление мышц.
  2. Плавные движения, совершенные без лишнего усилия, не вызовут у малыша протеста.
  3. Руки, массажирующие ребёнка, должны быть тёплыми и сухими. Вам же тоже не понравятся прикосновения холодных липких рук к коже. Для лучшего скольжения можно использовать крем без резкого запаха.
  4. В комнате должно быть тепло и комфортно, чтобы малыш в попытке удержать тепло своего тела не напрягал мышцы.
  5. Постарайтесь не кормить ребёнка перед расслабляющим массажем примерно час.
  6. После массажа ребёнку требуется тепло, не переохлаждайте его.

Первоначально курс массажа при тонусе в комплексе с физиотерапией и ароматерапией желательно пройти в неврологическом или реабилитационном отделении. На такие курсы лечения дети должны поступать примерно раз в три месяца. В остальное время коррекция производится в домашних условия и в условиях поликлиник.

Уважаемые родители, вот некоторые примеры массажных движений и лёгкие гимнастические упражнения, которыми вы можете воспользоваться на период домашнего лечения:

  • положите ребёнка на спинку. Согрейте ваши руки. Начинайте поглаживать в той области, где тонус наиболее высокий. Массаж ножек и рук необходимо осуществлять сверху вниз, то есть от бедер или плечиков к пальчикам. Желательно разговаривать в этот момент с вашим малышом, объяснять, что вы делаете;
  • если у ребёнка спрятаны пальчики в кулачки или он сжимает пальчики на ногах, то необходимо в данных местах также произвести лёгкие поглаживания, направленные на расправление пальчиков. Возьмите ножку младенца и большим пальцем своей руки проведите по подошвенной стороне стопы от пятки к пальчикам. Кроха в этот момент растопырит пальчики. На кистях поглаживания будут направлены от лучезапястного суставчика к пальцам;
  • профилактика косолапости будет заключаться в круговых движениях стопами ребёнка внутрь и столько же раз наружу. Не забывайте поддерживать положительный эмоциональный контакт с чадом;
  • возьмите большой мяч. Ребёнка положите животиком на него. Совершайте покачивание вперёд и назад, вбок. Это упражнение должно понравиться даже самому капризному малышу.

Гипертонус у новорождённого можно исправлять следующими гимнастическими упражнениями.

  1. Ваш малыш лежит на спине. Голова обязательно должна быть по центральной линии, чтобы она не запрокидывалась назад и не перегибалась шея. Возьмите в свои руки ручки младенца (чаще они прижаты к грудной клетке). Осторожным движениями, не причиняя боль, расправьте их в стороны. И позвольте им самостоятельно вернуться в исходное положение, придерживая, чтобы малыш не ударил себя. Повторите несколько раз.
  2. Гипертонус ножек проходит при использовании похожих движений: расправляйте их и позволяйте вернуться в прежнее положение. Не забывайте переворачивать ребёнка на животик, помогайте располагать голову и конечности правильно.

Все рекомендации врача должны выполнять без перерывов. Массаж и гимнастика у детей до года проводятся в течение длительного времени, а отдельные упражнения могут производиться несколько раз в день. Соблюдая эти правила, тонус у ребёнка постепенно будет приходить в норму.

Что значит повышенный тонус у ребенка? Эффективен ли массаж? И какие еще существуют методы лечения гипертонуса, поговорим ниже.

Чтобы говорить о повышенном тонусе у ребенка, как о болезни, для начала следует разобраться, что такое гипертонус и в каком возрасте это проблема, а в каком- норма. Повышенное напряжение мышц, выражающееся в их перенапряжении, и есть гипертонус. Если же обратиться к статистике, то у 90% малышей тонус мышц повышен. Такое состояние вполне нормально для ребенка, находящегося в утробе матери. В положении внутри матки ребенок находится в сжатом состоянии, где руки и ноги согнуты и плотно прижаты к телу. Появившись же на свет, малыш получает свободу движений, поэтому мышечный тонус малыша должен прийти в норму.

Такое состояние проходит не сразу, постепенно, и по мере того, как малыш растет и приобретает определенные двигательные навыки, гипертонус исчезает.

Гипертонус у грудничка на первом месяце жизни наиболее ярко выражен, что хорошо проявляется в общем «зажатом состоянии» ребенка. Кулачки сжаты, ножки прижаты к телу, если попытаться развести ножки, то малыш будет сопротивляться. В положении лежа на спине, малыш прижимает к себе ручки и лежит в позе очень похожей на позу эмбриона. Складки на ножках должны быть симметричны и, если свести ножки вместе, образовывать улыбку. Если в положении лежа на животе, малыш ворочает голову влево и вправо, а ножками как будто пытается ползти, это не является патологией и говорит о нормальном развитии и умеренном тонусе мышц крохи. В случае если в возрасте до одного месяца ребенок часто держит голову- скорее это не признак его уникальности и быстрого развития, а перенапряжение шейных мышц. Эффективен для лечения гипертонуса ребенку 1 месяца массаж.

Для трехмесячного ребенка, уверенно удерживающего головку, характерно отсутствие гипертонуса. Малыш в этом возрасте уже реагирует на игрушки, тянет ручки к ним, способен ухватить и удерживать в руке предметы. Однако при сохранении некоторых признаков повышенного мышечного тонуса, не стоит пугаться, каждый ребенок индивидуален и следует немного подождать и наблюдать.

Повышенный тонус мышц у ребенка к 6 месяцам должен исчезнуть, если этого не произошло в этом возрасте, следует показаться специалисту. Шестимесячный малыш уже не тот неумеха, что раньше, его движения более осознанны и целенаправленны. Кулачки разжимаются, малыш пытается ползать, переворачивается на спину и со спины на живот, сидит или делает попытки сидеть.

В девять месяцев малыш особенно активен, он стоит возле опоры, ползает, садиться. При наличии гипертонуса у малыша в этом возрасте особенно эффективен в его устранении массаж, так как основная цель массажа — снять тонус мышц.

Годовалый малыш уже пытается совершать первые шаги. В случае диагностики гипертонуса у ребенка в этом возрасте, лечение в виде массажа и ванн остается прежним, если положительная динамика не наблюдается к полутора годам, назначается дополнительная диагностика и пересматривается методика лечения.

К трем годам гипертонус может выразиться в ходьбе не на стопе, а на цыпочках (в случае повышенного тонуса ног) и нарушении мелкой моторики рук (в случае повышенного тонуса рук).

К пятилетнему возрасту повышенный мышечный тонус может стать настоящей проблемой. Ребенок дошкольного возраста начинает отставать в развитии от сверстников, в некоторых случаях может стать основанием для установления инвалидности. Обучение в школе со сверстниками становится затруднительным и нередко таким детям приходится обучаться в специальных учебных заведениях.

Таким образом, раннее обнаружение гипертонуса мышц позволяет эффективно подобрать оздоровительные мероприятия и устранить повышенный тонус. Поэтому особенно важно обращать внимание на симптомы гипертонуса своевременно, что значительно увеличивает шансы на выздоровление.

Причины гипертонуса у ребенка могут быть самыми различными, начиная от генетической предрасположенности и заканчивая родовыми травмами. Однако, несмотря на индивидуальность каждого случая, есть определенный ряд факторов, которые, зачастую, становятся причиной повышенного мышечного тонуса. К ним можно отнести:

  • наличие резус-конфликта;
  • плохая экология;
  • тяжелая беременность (инфекции и перенесенные острые заболевания);
  • гипоксия плода в период беременности либо при родах;
  • гемолитическая болезнь ребенка;
  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • наличие вредных привычек у беременной;
  • чрезмерная нервная возбудимость;
  • сильный токсикоз мамы в первом или последнем триместре беременности;
  • хронические заболевания мамы.

Так или иначе повышенный тонус мышц у ребенка не является патологией при рождении, но при наличии любого из вышеперечисленных факторов тонус мышц может не прийти в норму на протяжении длительного периода времени.

В зависимости от того, повышено ли напряжение всех мышц у ребенка, либо повышенный тонус у ребенка охватил только конечности, либо только руки или ноги, различают и симптомы гипертонуса. Для него характерны следующие общие симптомы:

  • малыш спит тревожно и мало, просыпается при малейшем дискомфорте или звуке;
  • ребенок часто плачет без видимой причины, часто требует грудь;
  • развести ножки получается с трудом, малыш нередко плачет и активно сопротивляется;
  • ручки поджаты, головка запрокидывается назад;
  • при плаче дрожит подбородок, и малыш запрокидывает голову, выгибает спину;
  • при удержании головки наблюдается чрезмерное напряжение мышц;
  • постоянные срыгивания после еды, возможно, и во время питания;
  • отказ от еды.

При гипертонусе ног характерно замедленное двигательное развитие: ребенок не ползает, не начинает делать попытки ходить. В положении стоя при вашей поддержке, ребенок пытается ходить на цыпочках, не делая упор на всю стопу.

Сжатые кулачки и затруднение в разведении ручек в стороны в положении лежа на спине, говорят о повышенном тонусе мышц рук. Данные симптомы служат основанием для незамедлительного обращения к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

Еще одним важным методом диагностики повышенного тонуса у ребенка является оценка рефлексов. Результаты данного тестирования наиболее точно могут быть оценены врачом. При посещении участкового терапевта вы нередко можете заметить тестирование именно по наличию или отсутствию следующих рефлексов в определенном возрасте малыша:

  1. Тонический рефлекс должен угаснуть к трем месяцем, если же этого не произошло, то это может свидетельствовать о наличии гипертонуса. Так ребенок лежа на животе будет подгибать ножки, а на спине- распрямлять их.
  2. По достижении двухмесячного возраста ребенок может пытаться шагать, становясь на пальчики, а не на всю ногу (шаговый рефлекс).
  3. Симметричный и асимметричный рефлексы должны угаснуть к трем месяцам. В положении лежа на спине, если повернуть головку влево, левая рука и нога разогнуться, а правая рука, напротив, согнется. При прижимании подбородка к груди, лежа на спине руки согнуться, а ноги разогнуться.
  4. При попытке посадить малыша он не дает отвести руки от груди.

Что делать при повышенном тонусе у ребенка? Если по достижении шестимесячного возраста симптомы повышенного мышечного тонуса сохранились и врачом -невропатологом был поставлен диагноз гипертонус мышц, при назначении правильного лечения гипертонус может исчезнуть полностью.

Основным направлением в борьбе с гипертонусом является массаж. Основная цель массажа — это бережное расслабление напряженных мышц. Значительным его преимуществом является доступность. Так в профилактических целях массаж можно начинать делать уже с 2 недельного возраста. В роли массажиста может выступать мама, а массаж превращен в интересную увлекательную игру с обязательным общением с близким человеком. В случае же назначения массажа детям в лечебных целях проведение процедуры лучше доверить компетентному специалисту. Но не стоит забывать об очень большом преимуществе массажа мамы- это человек близкий и родной, и достичь расслабления и комфорта для малыша маме будет гораздо проще. Лечебный массаж ребенку от 1 месяца и старше, как правило, назначают курсом, после окончания курса оценивается динамика заболевания и в случае необходимости курсы повторяют после небольшого отдыха.

Учитывая маленький возраст пациента перед массажем обязательно необходимо смазать руки маслом, так как кожа малышей очень нежная и повредить ее не составляет труда. Массаж не следует делать сразу после еды или после пробуждения, ребенок должен прийти в себя, быть в хорошем расположении духа. Важно установить контакт с ребенком, так как массаж вопреки воле и с периодичным плачем ребенка теряет свои целебные свойства. Все движения нужно делать плавно, не резко, мягко и нежно. Достаточно минимальных усилий, недопустимы похлопывания и глубокое разминание. В случае негативной реакции на ваши действия массаж детям лучше прекратить и устранить причину недовольства (это могут быть холодные руки массажиста или низкая температура в помещении).

Их можно разделить на:

  1. Поглаживания и растирания. Начинать лучше с поглаживающих движений рук, ног, переходя на спину. Как правило, малыши охотнее дают массировать ноги чем руки. Поэтому важно определить очередность для эффективного продолжения массажа. С растираниями нужно быть очень аккуратными и не переусердствовать.
  2. Растирающими мягкими движениями потрогать части тела по направлению снизу вверх. Сначала проделать такой массаж, лежа на животике, затем перевернуть на спинку.
  3. Потряхивания и покачивания:
  • Легонько потрясти кисти рук, обязательно придерживая предплечье, потрясти ножки. В случае если какие-то упражнения малыш дает делать неохотно, сопротивляется, можно попробовать слегка потряхивать конечности и проделать данное упражнение, если все же сопротивление не уменьшается, перейти к другому упражнению.
  • Покачать ручки в разные стороны, тоже самое проделать с ножками, покачивая ножки держа их за голень.

Закончить массаж лучше легкими поглаживаниями, чтобы упокоить взбудораженного малыша. Важно поддерживать контакт с ребенком, ласково разговаривать и поощрять каждое успешное упражнение, шаг вам навстречу, и ни в коем случае не повышать голос.

Особое внимание следует уделять массажу ножек при обнаружении повышенного тонуса мышц ног, так как усугубление проблемы весьма негативно влияет на приобретение такого важного навыка как ходьба.

При массаже ножек следует удерживать их за голени и начинать поглаживать снизу вверх, повторяя движения около восьми раз, затем перейти к задней части бедра. Затем следуют мягкие растирания подушечками пальцев в том же направлении-снизу вверх. Легко поглаживают стопы, двигаясь от пальцев к пяточке. У основания большого пальца следует легонько нажать, пальчики сомкнуться, затем провести по внешней части стопы, пальцы расправятся «веером», так повторить несколько раз. Далее большим пальцем руки можно «рисовать восьмерку» на стопе. Можно легонько размять стопу, бережно нажимая большим пальцем. Затем следует погладить область от пальчиков до голеностопного сустава, продолжить мягкое растирание этой области, легонько надавливая, трогая.

Проделав массаж ножек, можно сделать простые упражнения. Беря ножки за колени, поочередно сгибают их, мягко надавливая на животик. Это упражнение также полезно для малышей, которых еще беспокоят газики. Согнув ножки в коленном суставе, коленки разводят в противоположные стороны, а стопы складывают вместе, нежно потирая друг о дружку. Если упражнения делать правильно и мягко вы не только будете продвигаться в решении проблемы гипертонуса, но и подарите малышу такое необходимое общение с близким человеком.

Ванна, как и массаж, оказывает расслабляющее действие на мышцы, при добавлении таких трав как эвкалипт, лаванда, пустырник, шалфей, валериана, хвойные растения, расслабляющее действие ванны усиливается. Как правило, ванна назначается врачом с добавлением подходящего для конкретного малыша ингредиента курсом. При необходимости цикл ванн повторяется. В некоторых случаях травы чередуются. Важным аспектом при назначении того или иного лекарственного растения является индивидуальная переносимость ребенком.

Также для лечения гипертонуса мышц у детей могут стать эффективными следующие мероприятия, направленные на расслабление и уменьшение тонуса мышц:

  1. Прием витамина В, мочегонных средств.
  2. Лечебная физкультура, занятие с использованием фитбола.
  3. Теплолечение.
  4. Грязелечение.
  5. Электрофорез.

Медикаментозное лечение назначается только в тех случаях, когда более щадящие мероприятия не ведут к положительной динамике. В большинстве случаев своевременно поставленный диагноз и следование предписаниям врача дают положительные результаты без необходимости медикаментозного вмешательства.

Кроме назначенного компетентным специалистом лечения немаловажную роль играет правильно организованный родителями уход и психологический климат. Обеспечение комфорта в моральном и бытовом плане-первоочередная забота и задача родителей.

  • Важно исключить физические нагрузки, создающие дополнительное напряжение мышц, находящихся в повышенном тонусе.
  • Психологический климат в семье, благоприятная и доброжелательная обстановка позволяет малышу быть расслабленным, спокойным и не приводит к нервным напряжениям.
  • Важное значение имеет создание благоприятной атмосферы в комнате отдыха ребенка, отсутствие раздражителей в виде громких звуков, яркого света, приемлемая температура воздуха и допустимая влажность воздуха.

В любом случае, какой бы метод лечения гипертонуса не был выбран, важно обеспечить комфортное лечение малышу, так как гипертонус- это повышенное напряжение мышц, следовательно, чтобы его избегать, нужно достичь расслабления.

Основной проблемой в устранении гипертонуса у грудничка является изначально неверный подход родителей к данной проблеме. Ввиду того, что у новорожденных гипертонус является нормой (ввиду нахождения в тесном положении в утробе матери), многие родители не уделяют должного внимания в случае, если такое состояние затягивается, и считают его вполне нормальным и физиологичным. Напоминаем, что состояние повышенного тонуса мышц в норме должно пройти к трем месяцам, если же это не происходит к шести- это повод для обращения к врачу.

В случае если все-таки у ребенка обнаружен гипертонус, а надлежащие меры были приняты несвоевременно либо не приняты вовсе, это может привести к серьезным отклонениям в развитии:

  1. Отставание в двигательной активности ребенка. Он поздно начинает ползать, ходить. Нарушается координация движений, формируется неправильная походка, осанка.
  2. При гипертонусе рук страдает мелкая моторика, у ребенка плохо получается захватывать руками предметы, он не может полноценно манипулировать ими.
  3. Искривление позвоночника.
  4. Отставание в общем развитии (нарушение речи), умственном развитии.
  5. Нарушение работы внутренних органов ребенка.

В чередовании кормлений, сна и игр малыша не должно быть особых отличий от здорового ребенка. Более того, важная задача родителей — не создавать дополнительных напряжений и стрессов для него. Не стоит малыша принуждать к определенному режиму, неудобному для него. Организм ребенка сам в состоянии определить, когда хочет спать, когда кушать, когда поиграть, поэтому будьте внимательны и он сам подскажет вам, что нужно ему конкретно сейчас. В случае, если вы будете насильно заставлять бодрствовать или укладывать спать сквозь плач, эти действия приведут к усугублению проблемы, так как любое, в том числе и нервное, напряжение в данном случае крайне нежелательно. Так же не следует устанавливать режим кормлений с определенным интервалом, ведь для малыша мамина грудь — это не только питание, но и способ расслабиться, успокоиться и даже заснуть.

Самое важное средство в борьбе с гипертонусом — это внимание родителей. Ни один врач не проводит с вашим ребенком столько времени, сколько проводят мама или папа, которые в состоянии уловить тревожные симптомы практически сразу и принять меры. Ведь чем раньше заняться этим вопросом, тем быстрее и эффективнее будут заметны результаты.

Надеюсь, в данной статье вы нашли всю интересующую вас информацию и узнали, что такое гипертонус.

rodi-info.ru

Массаж мышц языка: Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.).

Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.

При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок;

при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.;

массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой (рис. 79);

массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;

если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

Расслабляющий массаж.

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует

Рис. 79 Рис. 80

выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав (1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40—50 °С; можно добавить немного меда) либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю;

если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой указательного или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка (рис. 80);

указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки (рис. 81);

захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону (рис. 82);

захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений (рис. 83 а, б).

После этого переходят к собственно массажу мышц языка.

1. Большим и указательным пальцами правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно (рис. 84). При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.

2.

Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и

Рис. 88

обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой (рис. 85).

3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню (рис. 86).

4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима (рис. 87).

5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения (рис. 88).

6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).

После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.

8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону (рис. 89).

9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой (рис. 90).

Активизирующий массаж.

При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:

движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

в основном используются приемы разминания и перетирания; как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;

при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.

1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой (рис. 91).

Рис. 92

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (рис. 92).

3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой (рис. 93).

4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 94 а).

5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (рис. 94 б).

6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка (рис. 95).

7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки).

8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Задать вопрос врачу онлайн

Еще по теме Массаж мышц языка:

medic.news


Смотрите также