Синдром отличника у ребенка


Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.
Синдром отличника проявляется, как неспособность адекватно реагировать на свои, даже мелкие неудачи

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.
Дети с синдромом отличника часто не уверены в себе

Лучшее лечение от синдрома отличника - это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок - за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

Категорически запрещается:

  • Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
  • Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
  • Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
  • Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
  • Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
  • Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.
Давайте своему ребенку любовь и ласку

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.
Проводите больше времени со своими детьми

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

o-krohe.ru

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками. Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.

Как формируется «синдром отличника»?

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

1. Умерьте свои амбиции

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Понимаете ли Вы своего ребенка?

www.ya-roditel.ru

Синдром отличника – чем опасен и как как избавиться

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.

Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.

Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.

Признаки синдрома отличника у ребенка:
  • ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
  • ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
  • ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
  • в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
  • ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
  • если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
  • ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
  • главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.

Читайте также:

Как делать с ребенком уроки – советы родителям

Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник не решится взяться за дело, если не будет на 100% уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.

Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.

Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:
  • низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
  • природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
  • желания заслужить любовь родителей;
  • страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.

  • Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
  • Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
  • Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
  • Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
  • Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
  • Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.

Читайте также:

Чем занять ребенка в 7 лет – домашние развлечения

polzavred.ru

Синдром отличника у ребенка – в чем опасность?

Бывает так, что ребенок от природы опережает своих сверстников в развитии — он знает и понимает больше, чем ребята с его двора или группы детского сада, сам, без помощи родителей обучается грамоте, осваивает математические правила, рассуждает как взрослый. В гениальных способностях таких ребят нет никаких сомнений. В школе они учатся на «отлично», наука и грамота затягивает их, и они не теряют к ней интереса.

Часто в телевизионных передачах и интеллектуальных викторинах мы наблюдаем детей, которые знают больше чем взрослые о космосе, законах физики и математики, говорят на иностранных языках, разбираются в сложных схемах и научных теориях. Маленькие гении — так говорят о них взрослые.

Наверное, многие родители мечтают о том, чтобы их дети обладали блестящими умственными способностями. Ради этого они создают условия для их развития заранее: записывают в обучающие кружки, развивают память, речь и внимание специальными игровыми методиками, стараются перед поступлением в первый класс, научить не только читать и писать, но и решать уравнения.

Ребенок, когда ему интересно учиться, быстро усваивает новый материал. Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребенок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника.

Что отличает таких детей от их сверстников? У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее. Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью.

У детей мало свободного времени

У детей мало свободного времени

Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя. Целью их жизни с раннего возраста становится успешное обучение.

Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям. Все это они считают пустой тратой времени, для них главнее — быть самыми лучшими и самыми умными.

Ребенок, если он посвящает все свое время учебе, лишается детства. С ранних лет такие дети напоминают маленьких взрослых. Они не умеют спонтанно радоваться, дурачиться, смеяться просто так, придумывать шалости. Они могут быть лишены той нескончаемой активности, которая присуща детям.

Учиться на «отлично» — это замечательно и возможно, необходимо. Но стоит помнить о том, что естественная детская среда — это не бесконечные уроки и гонки за медалями первенства, а игры, крики, смех, бег, прыжки, лазание по деревьям, исследование укромных уголков двора, мячи, велосипеды, споры с приятелями и настоящая дружба. Позволить детям в детском возрасте быть собой — это одно из самых важных условий, которое могут и должны создать им родители, если хотят, чтобы они были по-настоящему счастливы.

У ребенка может развиться перфекционизм

У ребенка может развиться перфекционизм

Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Одно из них — развитие перфекционизма. Ребенок привыкает быть лучшим и первым во всем — на каждом уроке, школьной олимпиаде, городском конкурсе или мероприятии. Учителя таких детей сразу замечают, очень ценят и уважают их. Они дают им главные роли в школьных и районных спектаклях, отличники часто являются гордостью школы.

Однако у таких, казалось бы, положительных последствий, есть оборотная, не очень хорошая сторона — ребенок, привыкая быть лучшим везде не согласен на меньшее. Поэтому он живет, не прощая себе ошибок, стремится выкладываться на все сто процентов, только, чтобы не провалить экзамен, роль, не подвести учителей. В таком режиме его нервная система очень страдает — он устает, не досыпает, плохо есть, подвергается стрессу, однако не может себе позволить сплоховать, потому что знает, что он обязан быть лучшим.

Перфекционизм — это стремление человека к совершенству во всем. Делая дела, он планирует идеальный результат, что не всегда соответствует действительности. Дети-перфекционисты не прощают себе ошибок, когда совершают их, испытывают сильнейшее чувство вины, на ее фоне у них может развиться депрессия, нарушиться поведение.

Родители должны помнить о том, что ребенок, даже если он хочет быть лучшим и первым в классе, может позволять себе быть слабым, неумелым, неспособным, потому что, прежде всего он — человек, а потом уже отличный ученик.

Простые задачи детям могут быть не интересны

Еще одна проблема детей с синдромом отличника — они не испытывают интереса к простым задачам. По этим причинам, могут часто отвлекаться на уроках, где наперед знают о том, что расскажет учитель, за что получают запись в дневник. Также они могут испытывать трудности в общении со сверстниками, которые не обладают столь широкими познаниями в грамотности и науке. От этого ребенок может начать предпочитать людям книги или задачи и остаться в одиночестве.

Ребенок-отличник больше подвержен стрессу

Эти дети очень сильно переживают неудачи в учебе. То, что испытывают они, когда получают оценку на балл ниже, может сравниться с силой чувств человека, который проиграл дело всей своей жизни. Для них это равносильно краху и провалу, потому что быть не успешным в собственных глазах — это то, с чем они не могут справиться. Кроме того отличники часто берут ответственность за чувства других людей — они боятся подвести родителей, учителей, тренеров, всю школу, поэтому переживают в несколько раз сильней обычного ребенка, что также тяжело выносить детской психике.

Теряется близость с родителями

Теряется близость с родителями

Часто взрослые хотят видеть в ребенке отличника, чтобы гордиться им. Если жизнь детей превращается в сплошную учебу — школьные уроки, центры для одаренных детей, развивающие курсы, дополнительное образование, кружки — то появляется опасность перестать видеть в ребенке личность. Он не может быть собой, а проявляется только как ученик — самый умный, лучший, первый, талантливый способный. Соответственно, близкие отношения с родителями постепенно уходят.

Достижения в учебе — это очень важно. Но в погоне за «пятерками» и наградами не менее важно не потерять своего ребенка — веселого, шаловливого, живого, с характером. Родители должны помнить о том, что психическое здоровье ученика и способность радоваться жизни важнее оценок и грамот, которые являются лишь оценкой деятельности, но никак не жизнью человека.

medaboutme.ru


Смотрите также