Шахматы для дошкольников интехно


Шахматный всеобуч?

Подробности Опубликовано: 16.01.2018

Скидки и подарки!

C 17.01.2018 по  24.01.2018 предоставляется СКИДКА 50% на программу профессиональной переподготовки:

  • Педагогика дополнительного образования (шахматы) 6  месяцев

Всем, кто подал заявку c 17.01.2018 по  24.01.2018 на программу

Программы повышения квалификации:

Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей.

Одна из сложных задач в процессе внедрения шахматного всеобуча заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, способных заинтересованно и с любовью обучать детей игре в шахматы.   

Кроме того, руководителями образовательных кружков и секций в детских садах и школах, центрах дополнительного образования могут быть и студенты, начиная с третьего курса (по профстандарту дополнительного образования в 2018 году).

Мы поможем решить эту задачу реализуемыми программами дополнительного профессионального образования.

 

in-texno.ru

Обучение дошкольников игре в шахматы

Тамара Евсеенко Обучение дошкольников игре в шахматы

Шахматы – это интересно

Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям? Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал:

«В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Дети, обучающиеся этой игре, становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Поэтому мы решили научить детей играть в шахматы.

Однажды Дима принес в группу шашки и предложил поиграть. Игра привлекла внимание детей. Многие захотели научиться играть А почему бы и нет. Это было в старшей группе. В течение года все ребята научились играть в шашки. Это была увлекательная деятельность детей и взрослых, которая принесла большую пользу и доставила огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. А в подготовительной группе решили с детьми научиться играть в шахматы.

Нашей целью стало не столько обучить всех детей хорошо играть в шахматы, сколько привить интерес к ним, познакомить с азами древней игры. Знакомство с шахматами мы начали с чтения стихотворения девочки Лены Сухиной, дочки известного шахматиста, автора книг о шахматах Игоря Сухина:

Скучно было детворе ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, - сказал ребятам Петя.

Где б я ни был и везде в нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король – его хранит отряд.

Хочу задание вам дать: игры названье угадать!

Познакомив ребят с историей развития игры в шахматы, предложили им отправиться в путешествие по Шахматной стране со сказочными героями: девочкой Клеточкой, мальчиком Юрой, который очень хочет научиться играть в шахматы, мальчиками Загадаем и Задирой. Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомились с шахматной доской, узнали, что на доске есть белые и черные поля, линии: горизонталь, вертикаль и диагональ. Узнали секреты шахматных фигур: ладьи, слона, который совсем не похож на слона, побывали в гостях у ферзя, встретили коней черных и белых, посетили детский сад «чудесная пешка», а еще узнали, как ходит король. Особое внимание уделили ознакомлению с этикой шахматной игры.

Обучение детей шахматной игре проходило поэтапно. После знакомства детей с шахматной доской, дети вместе с Юрой узнали много интересного о шахматных фигурах. Клеточка рассказала ребятам о том, как они называются, как правильно расставить шахматные фигуры на доске. А Загадай, задавал детям вопросы, давал задания на закрепления знаний детей, загадывал загадки из своей Тетрадки. Например, какая фигура похожа на лошадку? Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, заслонка, коньки? (Ладьи, пешка, слон, конь.)

Чтобы дети хорошо запомнили название шахматных фигур, умели отличать их друг от друга, играли с ними в такие игры, как «Кубик», «Волшебный мешочек», «шахматный веер», «запретная фигура» и другие.

Следующим этапом обучения детей шахматам было знакомство с возможностями каждой фигуры, интересными фактами о ней. Например, при знакомстве с шахматной фигурой ладья, дети узнали, что на Востоке эту фигуру называли «Рух». По преданиям «Рух» - огромная птица, помогавшая героям в сказке одолеть врага. Фигура «Рух» была очень похожа на лодку, ладью, вот ее и назвали ладьей. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют её по-прежнему. А вот как ходит ладья, узнали из стихотворения:

Движется ладья лишь прямо,

Хоть по натуре не упряма.

Прямолинейно держит путь,

Наискосок ей не свернуть.

Шахматный слон ни капельки не похож на настоящего. Но в старину они были похожи. Загадай рассказал ребятам, как называют шахматного слона разные народы: французы – шут, немцы – бегун, болгары – офицер, поляки – гонец. А итальянцы, и испанцы, как и мы – слон. Ребята вместе с Клеточкой выучили небольшое стихотворение про шахматного слона, которое помогло запомнить эту фигуру и её передвижение по шахматной доске.

Закрепить знания детей о шахматных фигурах, помогали «Загадки из тетрадки».

Содержание этой игры интегрировали в разные виды занятий, так на математике: дети считали шахматные фигуры, придумывали задачи о них, рисовали шахматные доски на листе бумаги в клетку. На занятиях по обучению грамоте ребята видели, какие слова могут получиться, если в названиях шахматных фигур изменится одна буква. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь). Называли шахматные фигуры, в названиях которых четыре, пять, шесть букв (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король). На занятиях по развитию речи придумывали загадки, сказки о шахматах, на занятиях по изо деятельности с удовольствием рисовали и лепили шахматные доски и шахматные фигуры. На физкультурных занятиях ребятам нравились игры «Найди шахматную фигуру и промолчи». «Раз, два, три - к шахматной фигуре, беги», «Чья команда быстрее соберется» и другие.

На третьем этапе Клеточка познакомила детей с такими понятиями, как ШАХ, МАТ, ПАТ, РОКИРОВКА, подарила «Шахматный словарик», который помог детям овладеть некоторыми шахматными терминами: атака – это наступление шахматной партии; дебют – начало шахматной партии; фора - дача вперед шахматной партии между сильным и слабым шахматистом и др.

Путешествуя по Шахматной стране, дети знакомились не только с шахматными фигурами, но и с выдающимися шахматистами: Александр Алехин, Василий Смыслов, Роберт Фишер, Михаил Таль, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. Кроме того, ребята узнали интересные факты из их жизни. Например, Анатолий Карпов играть в шахматы научился, когда ему не было и пяти лет. Играть в шахматы научил его отец. Анатолий Карпов всегда помнил слова отца: «Без проигрыша нет и побед!» Анатолий Карпов – выдающийся советский гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, носивший это звание много лет (1975 – 1985 г.).

Когда путешествие подошло к концу, дети с грустью прощались со сказочными героями: Юрой, Клеточкой, Загадаем и Задирой, которые стали настоящими друзьями ребятам. Обучение детей игре в шахматы проходило в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей мы тоже знакомили с шахматной игрой. Для этого разработали консультации «Почему полезно учить детей играть в шахматы?», «Шахматы для детей», «Родителям об игре в шахматы» и др. Заинтересовавшись игрой, они стали чаще играть с детьми. Шахматы сблизили детей и родителей. Они изготовили шахматы своими руками из соленого теста, смастерили шахматный стол, куб и разнообразные доски.

К концу года дети овладели шахматной игрой, что способствовало развитию у них любознательности, активности, усидчивости, умения эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия и другие качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Это подтверждает мой опыт работы с детьми. Дети получали огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами стали одной из самых любимых интеллектуальных игр наших воспитанников.

www.maam.ru

Шахматный всеобуч?

Подробности Опубликовано: 16 января 2018

Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей.

Одна из сложных задач в процессе внедрения шахматного всеобуча заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, способных заинтересованно и с любовью обучать детей игре в шахматы.   

Кроме того, руководителями образовательных кружков и секций в детских садах и школах, центрах дополнительного образования могут быть и студенты, начиная с третьего курса (по профстандарту дополнительного образования в 2018 году).

Мы поможем решить эту задачу реализуемыми программами дополнительного профессионального образования.

 Скидки и подарки!

C 17.01.2018 по  24.01.2018 предоставляется СКИДКА 50% на программу профессиональной переподготовки:

  • Педагогика дополнительного образования (шахматы)  6  месяцев

Всем, кто подал заявку c 17.01.2018 по  24.01.2018 на программу

Программы повышения квалификации:

business.in-texno.ru

Обучение игре в шахматы для дошкольников

Шахматы для дошкольников — не просто игра, а мощный рывок в интеллектуальном развитии. Обучению шахматам можно начинать в возрасте трех лет, хотя известно немало случаев, когда интерес к шахматной доске проявляют и дети более младшего возраста.

«Русская шахматная школа» (РШШ) предлагает эффективную авторскую программу обучения шахматам детей дошкольного возраста в игровой форме. Передовые методики, оригинальные учебные пособия и профессиональный тренерский состав помогут привить любовь к шахматам, развить усидчивость и логическое мышление даже у самых непоседливых малышей.

Пробное занятие бесплатно!

Шахматы для дошкольников: обучение и техники

РШШ разработала интересную программу, которая увлечет вашего ребенка в новый мир шахматных фигур, стратегии и тактики. В ходе обучения используются раздаточные материалы УМК «ФЕНИКС», соответствующие российским стандартам дошкольного образования.

На первом этапе дети знакомятся с героями сказки — шахматными фигурами, а доска превращается в поле, где разворачиваются сказочные действия. В игровой форме изучаются азы игры, особенности и возможности каждой фигуры, а также ее слабости и сила. На данном этапе акцент делается на практической части, а игровая подача заданий помогает малышам быстро усваивать навыки и полученные знания.

После успешного завершения первого этапа дети знакомятся со стадиями шахматной партии: дебютом, миттельшпилем и эндшпилем. Изучив принципы игры в дебюте, ученики развивают комбинационное зрение в миттельшпиле, учатся позиционному преимуществу и основным принципам планирования. Педагоги включают в практические занятия тематические матчи и сеансы одновременной игры, параллельно помогая будущим чемпионам видеть и анализировать свои ошибки, задавать вопросы и учиться слушать мнение другие детей.

Следующей ступенью становится участие в квалификационных турнирах по шахматам, которые приносят малышам первые победы и медали!

На каждом занятии в «Русской шахматной школе» ваш ребенок:

  •       посетит волшебную планету шахмат;

  •       примет участие в увлекательных играх и упражнениях;

  •       будет выполнять интересные задания для развития мышления и логики;

  •       получит интересный опыт игры в шахматы с первыми партнерами.

Внимательно подобранный тренерский состав включает профессионалов с высокими достижениями и шахматными наградами. При этом все тренеры обладают педагогическими и психологическими навыками, что позволяет находить подход к детям с разными способностями и темпераментом. В программу обучения регулярно включаются встречи с известными шахматистами, а также участие в культурных мероприятиях в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны.

Занятия по шахматам для дошкольников: особенности обучения

Основной формой занятий с дошкольниками в РШШ являются игровые ситуации без какого-либо принуждения. Такая форма взаимодействия позволяет сохранить интерес малышей к шахматам и не вызывает усталости.

Если вы полагаете, что ваш ребенок не сможет играть в шахматы в столь раннем возрасте, спешим развенчать ваши сомнения! Практически любого ребенка можно научить играть в шахматы. Безусловно, для этого потребуются терпение и выдержка, чем славятся тренеры наших школ. Занятия проходят в спокойной и доброй атмосфере, а в середине урока обязательно проводится физкультминутка. Педагог переходит к новому материалу только тогда, когда малыши хорошо усвоят пройденный. Наша задача — раскрыть творческий потенциал ребенка, развить мышление и терпение, а также привить любовь к умной игре.

Программа РШШ включает:

-  индивидуальное, групповое и дистанционное обучение;

-  участие в шахматных сборах в детских и спортивных лагерях;

-  участие в матчах и турнирах;

-  интеллектуальные игры;

-  знакомство с легендами мира шахмат и известными гроссмейстерами.

Обучение в школе двигается от простого уровня к сложному. Особо организованная авторская игровая деятельность на занятиях, создание игровых ситуаций опытными педагогами и внимание к каждому ребенку являются слагаемыми успеха в школе. Малыши увлеченно рассказывают стихи про шахматные фигуры, изображают их и переносятся в мир сказок, где все фигуры волшебные! Ребенок даже не осознает, что его чему-то обучают, и не противится этому. Возникающий интерес будет лишь укрепляться со временем, становясь для ребенка трамплином на новый уровень знаний.

Топ-5 преимуществ от занятий шахматами дошкольниками

Благоприятные стороны обучения шахматам детей дошкольного возраста:

1. Игра в шахматы открывает дорогу к творчеству и помогает детям развиваться лучше своих сверстников.

2. Ребенок получает возможность реализовать себя и поверить в собственные силы.

3. Улучшается воображение, мышление, память, внимание.

4. Формируется самостоятельность.

5. Знакомство с миром шахмат поможет ребенку быстрее адаптироваться к школьной программе.

«Русская шахматная школа» предъявляет высокие требования к результатам обучения своих воспитанников. Лицензированная авторская программа, применяемая во всех школах холдинга РШШ, разрабатывалась при участии гроссмейстеров, лучших педагогов и детских психологов. Носители иностранного языка имеют возможность обучаться в школе на родном языке.

Хотите, чтобы ваш малыш успешно развивался творчески и интеллектуально? Мечтаете раскрыть творческий потенциал ребенка? Запишитесь на консультацию прямо сейчас по телефону: 

в Москве:  +7 495 118 23 06

в Санкт-Петебурге: +7 812 425 64 62

chessrussian.ru


Смотрите также