Правила хорошего поведения для детей


Хорошие манеры для детей и правила этикета: как научить ребенка

Знание и применение хороших манер детьми приведет к их подлинно вдумчивому поведению во взрослой жизни. В статье рассмотрим хорошие манеры для детей, нужны ли они им? А также, каковы правила хорошего этикета и как научить этим правилам своего ребенка?

Сегодня хорошие, принятые в прошлом  манеры иногда рассматривается как нечто отжившее, старомодное из экранизаций романов прошлых столетий. Но когда кто-то обращается с нами хорошо, с уважением это делает наш день лучше.

В противоположность закрадывающейся мысли, что всему этому должны учить учителя  в школе, стоит культивировать другую мысль — хорошим манерам должно придаваться большее значение дома. В этом отношении, как и в других областях семейной жизни, пример родителей является самым важным.

Что такое хорошие манеры Это нормы и правила поведения, выделяющие кого-то в качестве цивилизованного и культурного члена общества. Это привычка поведения и способ вести себя правильно или вежливо, несмотря на свое отношение к другим.

Правила этикета и хорошие манеры для детей

  • Поведение дома и вне его всегда достойное.
  • Вежливость, доброжелательность, забота, внимание, доброта и тактичность ко всем людям без исключения.
  • Желание считаться с правилами, установленными в обществе, независимо от места твоего нахождения. Уважение этих правил.
  • Достойно вести себя в гостях. (Рекомендуем прочитать о правилах гостевого этикета).
  • Опрятная внешность и стиль одежды, то есть без крайностей. Понимание, когда уместна та или иная одежда.
  • Правильная поза и манера ходьбы.
  • Соблюдение культуры речи: грамотная без сленгов и сквернословий.
  • Умение владеть собой и контролировать свои эмоции.
  • Сдержанность, способность не поддаваться провоцирующим на нервозность ситуациям.
  • Сострадание и желание понять чувства других.
  • Если нужно что-то позаимствовать (одолжить) всегда нужно спросить разрешения это сделать. При этом нужно быть уверенным, что сможешь это вернуть во время, и в том состоянии как брал или даже лучше.
  • Никогда не стоит без разрешения других рассматривать их имущество (сумку, комнату, квартиру), что говорит о невоспитанности.
  • Воспитанный человек если дверь закрыта, должен постучать и ждать разрешения войти.

  • Хорошие манеры подразумевают, что нельзя без разрешения других читать чей-то дневник, просматривать письма, переписку. Это нечто личное принадлежащее только их хозяину.
  • Запугивать других детей, угрожать им или издеваться над ними — является признаком трусости. Так как сильный и мужественный человек никогда не опустится до уровня хулигана. (Узнайте как можно защитить своих детей от школьных издевательств?)
  • Дела вашей семьи являются частным делом, поэтому их нельзя разглашать другим без разрешения родителей. Рассказывать о частной жизни родственников (братьев, сестер) или приобретенном имуществе родителями.
  • Уважайте частную жизнь других людей, в том числе соседей и своих домашних. Родители, братья, сестры — все заслуживают некоторой степени секретности.
  • Научите ребенка искать законного владельца потерянной вещи, которую он нашел. Потому что присвоить ее себе, не делая никаких попыток найти человека — просто неправильно.
  • К старшим или незнакомым людям нужно всегда обращаться на «ВЫ». Желая сказать свое мнение, стоит предварительно спросить разрешения, а не перебивать говорившего. К примеру, такими словами, «можно сказать, разрешите спросить».
  • Знаком уважения к взрослому собеседнику является приветствие с упоминанием его имени: «здравствуйте дядя Коля». Это также указывает на то, что человек ценится.
  • Всегда смотрите в глаза собеседнику. Это простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердца взрослых собеседников, с которыми они общаются.
  • Не стоит ожидать, что за тобой кто-то станет убирать комнату или мыть посуду — следующие правила этикета и хорошие манеры. После себя оставляйте ванну, раковину, туалет, кухню и спальню в чистоте и порядке. Влажные полотенца или грязные тарелки не должны быть разбросаны по всему дому.

  • Играя в настольную игру, проигравший должен научиться принимать проигрыш без обид, ссор или оскорбительных слов. Если проиграл в спортивном состязании, то нужно поблагодарить соперника, пожав друг другу руки.
  • Считается дурным тоном разговаривать по телефоны во время еды, а также чавкать в трубку, говорить с набитым ртом. (Рекомендуем прочитать правила телефонного этикета детям).
  • Правилом хорошего тона также является послать благодарственную открытку или письмо за оказанную услугу, поддержку или помощь.
  • Учитывай чувства других людей, это поможет не передразнивать их за неправильные дела или слова. Также избегай смеяться над их неуклюжестью или ошибками, чтобы не смущать. Подумай, как бы ты чувствовал себя, окажись на их месте?
  • Никогда не бойтесь переспрашивать, если забыли имя человека. Все понимают, что иногда имена забываются. Поэтому можно сказать: «Извините, мне так жаль, но я забыл ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?»
  • Что-то, спросив человека, жди его ответа, а не продолжай дальше говорить.
  • Обязательное правило хороших манер — соблюдение правил движения на светофоре. Зеленый свет — можно идти; желтый — приготовься к движению; красный — стоп.
  • Учите своих детей быть вежливым, скрывать свое разочарование и быть благодарными.

Правила этикета в общественных местах

  • В общественном транспорте поделись своим местом с взрослым человеком, уступив его пожилым людям или беременной женщине. Ведь когда-то и ты станешь пожилым.
  • Забираться ногами на сиденье и сидеть в такой позе является отвратительной привычкой. Ведь после на этом сиденье будут сидеть другие люди. Поэтому согласно этикету и правилам хорошего тона поза должна показывать уважение к чувствам людей.
  • Кушать в общественном транспорте некрасиво и негигиенично, кроме того, запах пищи может раздражать людей.
  • Звонить или разговаривать громко по телефону некрасиво, так как остальные пассажиры явно не заинтересованы в содержании вашей беседы.
  • Музыка, которую вы слушаете в транспорте, не должна мешать другим ведь вкусы или предпочтения у всех разные. Поэтому старайтесь ее слушать так, чтобы другим людям ее не было слышно.
  • Мусор (обертки, пакеты) всегда нужно выбрасывать в урну, а не разбрасывать по улице. Представьте, что станет с городом, если все будут разбрасывать мусор по улицам?

  • Граффити (рисунки или надписи на стенах) — не является признаком хорошего тона. Это портит внешний вид здания, делая его малопривлекательным.
  • Старайтесь говорить тише, а поведение должно быть менее шумным. Ведь у людей вокруг вас может быть плохой день или они плохо себя чувствуют. Поэтому шум и громкая речь их станут раздражать. Ведя себя тихо, вы проявляете к ним уважение.
  • Показывать кому-то язык, сквернословить, коверкать чью-то речь — говорит о невоспитанности и плохих манерах.
  • Относиться с уважением к взрослым, делая покупки в магазинах. Оно проявляется, например, когда не лезешь впереди них без очереди. Будь добр, вежлив и почтителен к ним.
  • Открывай дверь для других. Например, дай возможность взрослым пройти первыми, открыв и придержав для них дверь. Если вы прошли первыми, то придержите дверь, чтобы она не закрылась перед теми, кто идет после вас.
  • Перед тем как войти в лифт, позвольте людям находящимся внутри него выйти первыми.
  • Это правило этикета также применяется, когда входите в здание, класс или просто комнату.

Обучение манерам

Как научить ребенка хорошим манерам — вот над чем думают многие родители, но притом не знают с чего начать? Старая поговорка — «дети как губки» верна. Они, как правило, впитывают всё и вся вокруг них. Поэтому родителям и другим взрослым имеющих авторитет нужно учить детей манерам и поведению с детства. Вот несколько советов:

Закладывайте основы превосходных манер с раннего возраста. Ведь если сформируются плохие привычки их, затем очень трудно будет искоренить. К примеру, если родители моделируют хамство дома, не стоит ожидать, что дети каким-то чудесным образом станут образцом хорошего поведения.

Относясь к неуместным или грубым выходкам, своего дитятки всего лишь как к смешным шалостям, вряд ли можно научить его хорошему поведению с другими людьми. Поэтому старайтесь служить для детей с их раннего возраста образцом хороших манер.

Первый шаг к тому чтобы иметь воспитанного ребенка — самому быть воспитанным родителем.

Начинайте с основ. Самый эффективный способ научить хорошим манерам — установить простой набор правил для детей, а затем показать, как применять эти правила в повседневной жизни. Так они начнут дома следовать им с детства, развивая хорошие привычки.

Пример основных правил:

  1. Не перебивай других во время разговора.
  2. Сидя за обеденным столом, локти держи не на столе.
  3. Во время еды не разговаривай с полным ртом, избегай чавкать.
  4. В помещении говори тихо.
  5. 5 вежливых слов и фраз, которые должны быть одними из первых в первичной лексике каждого ребенка: «пожалуйста»; «спасибо»; «могу ли я»; «простите меня»; и «нет спасибо» должны быть обязательными.

Правильная речь. Родители могут саботировать правила хороших манер своих детей своей неправильной речью или манерой общения. Это следующая немаловажная область, в которой вам необходимо правильно смоделировать детское поведение и манеры. Если нет желания, чтобы дети разговаривали с другими пренебрежительно, дерзко или, сквернословя, то сами образцово общайтесь и разговаривайте с другими людьми, особенно в семье. Ведь если в обхождении с другими людьми родители грубы, высокомерны, то и дети будут поступать также.

Постепенно с взрослением ребенка, видя, что он готов к следующему уровню правил добавляйте их. При этом обязательно хвалите, говоря, что гордитесь им как хорошо воспитанным маленьким человеком. Тогда новые правила будут восприниматься им как положительный момент доверия родителей. Поэтому вероятней всего он их примет и будет им следовать.

Список дополнительных правил:

  1. Учись основам сервировки стола и как действовать за обеденным столом.
  2. Не задевать во время еды чувства хозяев, когда находишься у кого-то в гостях.
  3. На телефонный звонок следует отвечать вежливо. (Рекомендуем прочитать статью о правилах телефонного этикета).
  4. Помни о бабушках и дедушках: всегда отправляй им поздравительные открытки или звони, интересуясь состоянием их здоровья.
  5. Никогда не сплетничай о ком-либо.
  6. Помогай пожилым людям, больным, нуждающимся.
  7. Будь хорошим для всех.

Дети любят похвалу, особенно от тех, кого они любят и уважают. Очень часто родители замечают только нежелательное поведение своих деток, игнорируя их усилия по соблюдению хорошего поведения. Это может иметь обратный результат. К примеру, дети в любом случае хотят внимания и они его получат, даже если для этого придется делать плохие вещи. Поэтому каждый день похвалой поощряйте их усилия соблюдать вежливость и хорошие манеры.

Используйте увиденное детьми по телевизору как наглядное пособие. Например, видя, как персонаж ведет себя плохо, поразмышляйте с ними, как было бы правильно поступить в данном случае этому персонажу? Объясняйте им, в чем заключаются примеры невоспитанности.

Примеры плохих манер:

  • Отхаркивание.
  • Кашель или чихание кому-то в лицо.
  • Преднамеренная отрыжка или «газы».
  • Бросание, разбрасывание вещей в гневе.
  • Сквернословие, обзывания.
  • Преднамеренные толкотня, драки, ссоры.
  • Попрошайничество или воровство, нытьё.
  • Не давать слова другим, постоянно их прерывая.

Исправляйте на месте. Маленькие дети зачастую не понимают что делают. Например, ребенок может думать, что это нормальная вещь прерывать родителей чего-то, требуя от них, когда те разговаривают с кем-то из взрослых. Извинившись перед собеседником, отведите немного в сторону дитя и спокойно объясните, что его поведение неуместно. Пусть учится ждать.

Нужны ли хорошие манеры в реалиях современности

Сегодня можно услышать, что в свирепо-конкурентном мире не до хороших манер, поэтому ими при случае можно пренебречь. Зачем добиваться успеха старомодным методом — ползком? Если можно с помощью силы, наглости, хитрости облегчить себе жизненный путь больше, чем можно себе представить.

Иногда это срабатывает, но, обладая хорошими манерами можно открыть себе двери, которые не могут открыть ни даже лучшее образование, сила, наглость или деньги. Образование, интеллект, творчество или трудолюбие фантастически важны. Но если нет привычки вести себя прилично в обществе и соблюдать этикет, то всегда будешь в невыгодном положении перед теми, кто всем этим обладает.

Подростки/дети столкнутся со многими проблемами на их пути к взрослой жизни, расширения своих прав или возможностей. Но с образцовыми манерами этот переход во взрослую жизнь будет гарантированно успешней. Они являются показателем уровня их зрелости.

Задумайтесь, почему всё больше людей придают огромное значение поведению? Потому что в нынешнем обществе свободной конкуренции, вежливость, этикет, превосходные манеры являются вопросом выживания. Другими словами они помогают уживаться и продвигаться вперед. Поэтому люди читают книги и посещают уроки этикета, чтобы стать успешными, производить хорошее впечатление, находить признание в зале заседаний.

Сегодня этикет и манеры хорошего тона относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни.

Рассмотренные причины разве не показывают, зачем нужны хорошие манеры? Сегодня они относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни. Поэтому в реалиях современности просто необходимы, важны и нужны детям, подросткам и молодежи.

Заключение

Хотя некоторые обычаи меняются, но хорошие манеры на каждый день никогда не выходят из моды. Они имеют большое значение в любом государстве. Научившись им с раннего возраста, дети будут так поступать, став взрослыми людьми. Эти правила помогут им стать более успешными в дружбе, семейной жизни, карьере. А вся тяжелая работа и усилия, проделанная родителями в обучение своих детей хорошим манерам, принесут награду не только детям во взрослой жизни, но и родителям.

С уважением, Андроник Олег/Анна.

Советуем прочитать эти статьи:

semyadeti.ru

Конспекты занятий по теме «Правила поведения и хороших манер для детей дошкольного возраста»

Туркина Ирина Александровна Конспекты занятий по теме «Правила поведения и хороших манер для детей дошкольного возраста»

Тема «Будь всегда вежливым»

Программное содержание:

1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.

2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

3. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Оборудование:

- Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».

- Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к детям говорит:

- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок:

Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

- дети помогают ему встать;

- дети забинтовывают мальчику ногу;

- дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;

- дети смеются над плачущим от боли мальчиком.

2 поступок:

Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

- девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

- девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

- девочка проходит мимо;

- бабушка сама поднимает упавшую трость.

3 поступок:

Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

- мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;

- мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;

- мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.

Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

- Не рой другому яму- сам в нее попадешь.

- Кто свой гнев одолевает- тот крепче бывает.

- Добро творить- себя веселить.

- Друга ищи- а найдешь береги.

Игра «Придумай сказку»

- Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей.

После прослушивания сказок, спрашиваю у детей:

- Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Тема: «Правила поведения в игре»

Программное содержание:

1. закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.

2. Развивать внимание, наблюдательность.

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.

Подготовка к беседе:

- изготовление костюма феи

- изготовление волшебных очков

Ход беседы:

Вхожу в группу в костюме Феи. Здороваюсь с детьми. Представляюсь.

- Ой, ребята, куда я попала? (в старшую группу)

- Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Готовы поиграть со мной?

Дети: Да!

Игра «Волшебные очки»

Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками

Описание игры: Фея показывает детям очки и говорит:

- Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Давайте, сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел.

(Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)

-Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.

«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать Кубики, из которых был построен теплоход.

- Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.

- А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

- Матрос, займите свое место! Подходи к берегу. Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

- Сам набрасывай, - послышалось в ответ.

- Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?

- Какие некрасивые поступки он совершил?

- А у вас есть такие дети, как Андрей?

- Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?

- Ребята, давайте сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре. Я начинаю. Кидаю мяч ребенку и говорю:

- В игре надо соблюдать все правила

- Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры

- Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.

- Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

В заключении беседы говорю детям:

- Ребята, мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в группе «Пчелка» вежливые, хорошие, умеете играть друг с другом, знаете много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память освоей встречи с вами я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными. До свидания!

Тема: «Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:

1. Закрепить и обобщать детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.

2. развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.

3. воспитывать положительное отношение к труду.

Подготовка к беседе:

- подготовка куклы Незнайки к занятию.

Ход беседы:

Прихожу к детям вместе с Незнайкой.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны? Читаю стихотворение:

Портниха. Переплетчица.

Целый день сегодня шью. Заболела

Я одела всю семью. Эта книжка: изорвал ее братишка.

Погоди немного, кошка. Я больную пожалею.

Будет и тебе одежка. Я возьму ее и склею.

-Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?

- можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.

- Ребята, правильно ли сказал Незнайка?

- Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.

- А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

(Ребята называют рассказы)

- Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?

Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.

Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)

- Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)

- Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)

- Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:

- Помочь Мальвине убирать игрушки.

- Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь

- Уважительно относиться к чужому труду

- Действовать в труде совместно, коллективно.

- Совместно обсуждать предстоящую деятльность

- Помогать друг другу советами в труде

- Незнайка, тебе помогли дети?

- Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!

- Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.

Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила

- Мамины? – спросила Оля

- Нет, свои

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила?

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

- Ребята, кто же из детей помогал маме?

- Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.

- Ребята, а как вы понимаете пословицы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

По окончанию беседы хвалю детей:

- Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!

Тема: «Правила поведения на занятии»

Программное содержание:

1. Продолжать расширять и закреплять полученные раннее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т. д.

2. Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.

3. Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

- заранее подготовленная инсценировка сказки «Урок музыки» с участием детей, разучивание слов, реплик.

- подготовка костюмов Буратино, кота, собаки.

Ход беседы:

Собираю детей и говорю:

- Ребята, сегодня к вам приехали артисты, которые показывают детям театральные представления. Они нам сегодня покажут сказку «Урок музыки», где многие правила поведения нарушены. Смотрите внимательно, потом мы будем обсуждать, какие правила нарушили ребята.

Урок музыки.

(По мотивам сказки А. Островского)

Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,

- собака Чижик,

- Буратино,

- учитель Кот.

(Алеша и Чижик готовятся к уроку)

Чижик: (бормочет)до, ре, ми, фа…

Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?

Чижик: Волнуюсь, повторяю. Ав- ав!

Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.

Чижик: Учитель идет!

(Входит кот)

Кот: Здравствуйте!

Алеша и Чижик: Здравствуйте!

Кот: Начнем урок.

Чижик: (тихо)Ой, боюсь, сейчас меня спросят. Ав!

(В класс вбегает Буратино и падает)

Буратино: Ой- ой!

Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.

Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!

Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.

Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова (уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!

Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.

Алеша: (Поет любую попевку с названием нот) до, ре, ми, фа…

Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.

Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.

Кот: Ты урок забыл?

Буратино: Да! То есть нет, я выучил.

Кот: Назови ноты по порядку.

Буратино: По чему:

Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.

Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…

Кот: Дальше!

Буратино: (ждет подсказки) ну!

Кот: Дальше!

Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».

Кот: Дальше!

Буратино: Ну! Ре.

Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…

Буратино: Ми- ми.

Кот: Какая нота?

Буратино: (поет) ми-ми-ми (слышит подсказку) фасоль.

Кот: Буратино, какая фасоль?

Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.

Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.

Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».

Буратино: Опять не повезло (вздыхает)

Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.

Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).

Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».

Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.

Кот: Чтоб изучить науку пения.

Чтоб урок не зря для вас прошел,

Должны набраться вы терпения

И слушать очень хорошо,

Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!

Урок закончен, до свидания!

Благодарим ребят за исценировку сказки. Спрашиваю у детей:

- Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?

Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики:

- Приходить до начала урока!

- Готовиться к уроку до звонка!

- Если не готов к уроку, нужно заранее предупредить учителя до начала урока и выучить его к следующему разу.

- Не опаздывать на урок, а если опоздал- извиниться и попросить разрешение присутствовать на уроке.

- Не подсказывать на уроке, лучше помочь другу выучить урок.

- Помните! Подсказка унижает человека.

- Смело отвечай выученный урок.

В конце беседы хвалю детей за исценированную сказку и за правильно найденные ошибки.

Тема: «Правила поведения по улице»

Программное содержание:

1. Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, на дороге.

2. развивать внимательность.

3. воспитывать самостоятельность, умение правильно переходить дорогу.

Подготовка к беседе:

- Подготовка тротуара (вырезанные из плотной бумаги, пешеходный переход, светофор.

- Подготовка игрушек-машин, резиновых кукол.

- Заранее распределение долей между детьми (черепах, собака, ребенок с машинкой, ребенок с мячом)

Ход занятий:

Беседу провожу за большим столом.

Воспитатель: где начало занятия? У пешеходного перехода собрались люди. Все ждут сначала светофора, чтобы перейти улицу. Они стоит на тротуаре.

Светофор.

С площадей и перекрестков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

У него глаза цветные,

Не глаза- а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня

Поглядите – кА сейчас

Загорелся желтый глаз.

- Ребята, можно идти, ехать? Правильно, нет, это сигнал – внимание?

Стоят машины, пешеходы.

Светофор мигнул и раз-

Вдруг открыл зеленый глаз.

- Пешеходом путь открыт!

(Игрушки-пешеходы переходят улицу. Игрушками управляют дети)

- Ребята, переходя дорогу, как бы вы ни спешили, ни торопитесь, не следует бежать, расталкивая прохожих, как будто за нами кто-то гонится.

В этом случае можно сказать, тем кто идет не спеша: «Разрешите пройти?

Постарайтесь не задевать прохожих зонтиком, игрушкой, сумкой.

- Ребята, давайте вспомним основные правила для пешеходов?

- Идти только по правой стороне тротуара

- Не гулять по мостовой и не переходить проезжую часть улицы на искосок

- Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

- Если встретили знакомую, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

(девочка переводит черепаху через дорогу без соблюдения правил)

Воспитатель: - Мне, - сказала черепаха,-

Неизвестно чувство страха,

На сигналы не гляжу:

Где хочу- перехожу!

-Ребята, объясните черепахе, почему она не права. (Ребята объясняют)

А пока переходила,

Под машину угодила.

(мальчик ведет машину и наезжает на черепаху)

Искры брызнули из глаз…

Хорошо, что панцырь спас!

(ребенок выкатывает маленький мяч на проезжую часть, за мячом «бежит» собачка)

Шарик мчится за мячом:

-Мне машина не по чем!

(машина объезжает Шарика)

Отскочить он не успел

И остался чудом цел.

-Ребята, объясните Шарику, какое правило он нарушил?

Дети: Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!

- Ребята, назовите сигналы светофора. Что они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их действие на игрушках.

- Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, направо.

- Переходить улицу можно в местах, где есть переходная дорожка.

- Не переходить улицу, если по ней движется специальный транспорт.

- Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Правильно – неправильно»

Цель: Развитие внимания, умение находить нарушения правил поведения на улице, на картинках.

Оборудование: Картинки с изображением различных ситуаций на улице.

Описание: Ребята, внимательно рассмотрите картинки, что правильно, что- неправильно.

В заключении спрашиваю у детей:

- Ребята, скажите, станет ли культурный человек громко разговаривать на улице, привлекая внимание, ссорить, бросать шелуху от спичек, бумажки?

-Если вам нужно о чем-то спросить на улице, как вы поступите?

- Ребята, а какие вы знаете правила поведения на тротуаре?

(не толкать прохожих, не мусорить, пропускать прохожих).

-А какие вы знаете правила поведения на проезжей части?

(переходить дорогу только на зеленый цвет, не бегать переходя дорогу, не играть на проезжей части)

В конце беседы хвалю детей.

Тема «О культуре поведения»

Программное содержание:

1. Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.

2. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.

3. Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Оборудование: игрушки, медведь.

Ход беседы:

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас на урок в школу игрушек.

Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:

- Здравствуйте, доброе утро и т. д.

- Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.

(Дети знакомятся с игрушками)

- Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.

Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…

- Что нужно сказать после обеда? (спасибо)

- К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)

- Как надо попросить? (пожалуйста)

- Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)

- Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)

- Какие слова говорят утром? (доброе утро)

- Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас.)

- Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.

Медведь: Я все могу- могу плясать,

И рисовать, и петь,

Могу стоять на голове,

До Марса долететь,

Могу допрыгнуть до луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз…

Могу я целый день не врать.

Могу! Могу! Могу!

…но не хочу!

- Вам понравился медведь?

- Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?

- Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

Мишка злым сегодня был,

Оттолкнул братишку.

И сестренке нагрубил,

И уткнулся в книжку.

(Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)

- Как можно назвать такого мишку?

Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?

- Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?

- Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.

Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастливым, крикливым, грубым. И вы, ребята, помните об этом всегда. Спасибо вам!

Тема: «Мы едем в транспорте»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т. д.

2. Развивать внимательность, наблюдательность.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.

Оборудование:

- Подготовка сиденьев- стульчиков, билетов.

- Вывеска «касса с билетами»

Ход беседы:

Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:

Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами», говорю детям:

- Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример:

- Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

- Подними и вежливо подай обраненый кем-то предмет.

- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

- Не разговаривай громко в транспорте.

- Не сори в транспорте.

- Не пачкай сиденье.

После перечисления правил, предлагаю детям занять места.

- А кто из нас будет водителем (вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.

Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.

Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе (дети указывают на его ошибки).

- Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.

На очередной остановке в автобус садится Буратино, который поднимает обраненную воспитателем ручку и говорит:

- Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.

Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.

После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».

Воспитатель говорит детям:

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка и Буратино посмотрят, какие вы умные.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.

Оборудование: мяч

Описание: Воспитатель говорит детям:

- Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать, а внимательно слушайте и продолжайте:

1. Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).

2. Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).

3. Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).

4. Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).

- Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.

(Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).

www.maam.ru

Правила этикета для детей

Все родители мечтают, чтобы их дети были воспитанными. Однако ожидать, что ваш ребенок сам будет следовать правилам этикета бессмысленно. Этот момент вряд ли наступит. Главная обязанность родителей – научить своего ребенка этим правилам приличия. А дети должны четко следовать им, так как являются полноценными членами общества.

Принципы хорошего поведения ребёнок изучает с самого рождения, однако осознаёт это только в возрасте 3-5 лет. Родители должны вовремя рассказать ребенку, что дозволено, а что делать запрещается. Если ребёнок хорошо воспитан, то за него не придется краснеть в гостях. Когда ребёнок пойдёт в детсад либо среднее учебное заведение, понимание основ этикета окажется очень даже кстати.

Родители должны разъяснить своим детям, что такое «этикет», ведь для малышей это такое же обычное слово, как и все остальные, и оно для них ничего не значит. Объяснение определения данного слова нужно начать с того, что это определенные правила. Изучив их, ваш ребенок научится вести себя правильно с ровесниками, старшими, в гостях, с незнакомцами, а взрослые будут его уважать.

Для начала нужно научить своего ребенка следующим правилам:

  1. Всегда помнить о приветствии.
  2. Культурно вести себя за столом и в общественных местах.
  3. Уважать старших и не перебивать их.

Для ребенка правила этикета – довольно абстрактное понятие. Следовательно, ему нужно приводить примеры: кто такой воспитанный человек, а кто невоспитанный и что их отличает.

Детям нужно объяснять, что в основе каждой хорошей манеры лежит гуманизм: надо уважительно относиться ко всем окружающим.

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

Если вежливые слова станут естественной атмосферой в доме, то детей даже не нужно будет им учить, они сами переймут все нужные выражения у родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Можно просто несколько раз проиграть какую-нибудь ситуацию с самыми любимыми игрушками ребенка, например, знакомство с новой игрушкой или прощание со старой, ребёнок легко спроецирует на себя это правило.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Чтобы научить ребёнка следовать правилам этикета, взрослые сами должны придерживаться их. Все уроки будут бесполезными, если родитель не будет подавать правильный пример.

Самым удивительным является то, что правила поведения дети начинают изучать до 1 года, с момента первого кормления за столом, когда малышам дают маленькую ложечку, чтобы они попробовали есть сами.

В дошкольном возрасте дети должны выучить следующие правила столового этикета:

  • Следует грамотно использовать все виды столовых приборов. Для начала надо просто разъяснить, что первое блюдо нужно есть из глубокой тарелки, а второе – из плоской. При условии, что ребёнок не левша, следует приучить его, что в правой руке держат нож, а в левой – вилку, но не наоборот. После того как он немного подрастет, научите ребенка пользоваться ножом для нарезки рыбы и другими сложными приборами. Так ребёнок сможет полностью изучить сервировку.
  • За столом стоит сидеть прямо. Чтобы ребёнок быстрее запомнил это правило, у него должен быть домашний стул, который соответствует его росту.
  • «Когда я ем – я глух и нем» – эта пословица очень даже к месту. Нельзя играться за столом и говорить с набитым ртом.
  • Нельзя размазывать пищу по всей тарелке. Это не свойственно воспитанному человеку. Есть надо аккуратно.
  • Набивать полный рот некультурно, пищу следует делить на мелкие кусочки.
  • Если блюдо находится далеко от ребенка, то ему не следует тянуться за ним в другой конец стола. Можно просто попросить подать его.
  • Не класть локти на стол и не брать с собой игрушки.
  • Вытирать рот только салфеткой.
  • Помнить, что перед трапезой надо желать приятного аппетита и благодарить в конце.

Во время визита в гости нужно пользоваться следующими правилами:

  • В гости нужно приходить, предупредив заранее, или по приглашению. Внезапное появление будет не очень приятно.
  • Нельзя настойчиво звонить или стучать в дверь. Максимальное количество допустимых стуков или звонков – два.
  • Нельзя идти в гости «ни с чем», при себе должен быть любой гостинец, пусть даже небольшой.
  • С порога нужно поздороваться.
  • В гостях нужно быть сдержанным и спокойным. Запрещено трогать чужие вещи без разрешения хозяина, а также бегать по гостевой комнате, кричать, лазить по шкафам.
  • При желании посмотреть поближе сувенир или фото, нужно спросить об этом разрешения у хозяев.
  • Перед уходом домой, следует выразить благодарность хозяевам за хороший приём.

Во время прогулки на улице детей окружают множество людей. Ребёнок не должен доставлять им дискомфорт:

  • Для того чтобы не задевать людей, которые идут навстречу, нужно передвигаться только по правой части тротуара (правило правостороннего движения).
  • Нельзя разбрасываться мусором. Для оберток от конфет и подобных вещей есть специальные урны.
  • Неприлично указывать пальцем на людей.
  • Остановившись посреди тротуара, ребёнок преграждает дорогу всем людям, идущим позади. Если нужно остановиться (завязать шнурок и т. п. ), лучше отойти в сторонку.
  • Если на улице встречаются знакомые, то их обязательно следует поприветствовать.
  • Нельзя говорить с незнакомцами и уходить с ними.
  • Желательно не есть на ходу. Если купили мороженое, то лучше сесть на скамейку и спокойно покушать.

При посещении общественных мест (кинотеатр, музейный зал) нужно также следовать правилам этикета, иначе такое времяпрепровождение в музее превратится в кошмар для родителей:

  • Нельзя опаздывать на представление. Запрещено появляться в зрительном в зале после третьего звонка.
  • Нельзя проносить в зал куртки, шапки, пальто. Для них есть специально место в гардеробе.
  • Если перед ребёнком кто-то хочет пройти, то ему следует немного приподняться и дать пройти человеку на нужное ему место.
  • В случае если ряд занят, в креслах сидят люди, а ребенку нужно пройти, то пробираться к своему месту нужно спиной к сцене.
  • Нельзя занимать чужие места. Для каждого человека место отмечено в билете.
  • Для еды и питья существует буфет, в который можно сходить в период перерыва.
  • В театре в период представления запрещены разговоры.
  • В очередях толкаться неприлично.

До того, чтобы научить мальчиков и девочек правилам этикета, нужно прививать семейные и общечеловеческие ценности с самого детства. Давайте рассмотрим главные нюансы этого процесса:

  • В повседневной жизни. Прежде всего, следует помнить, что дети всегда будут похожи на своих родителей. Поэтому нужно для начала воспитать себя.
  • Во время чтения книг великих людей и изучения их биографии. Во время прочтения книг вслух следует акцентировать внимание на ярких моментах данной истории, сравнивать детей с главными героями, мотивируя их к воспитанию самих себя. Таких примеров очень много. Этические книги растят детей с добрым сердечком.
  • Во время совместного просмотра фильмов и походов в театр. Лучше всего заранее подумать, какие фильмы вы планируете посмотреть и выделить в них определенные моменты, которые позже будут разбираться вместе с ребенком.
  • Во время общения с детьми и с помощью игр. Здесь всё просто. Можно всего лишь рассказать от лица любимой игрушки, что во время просьбы нужно добавлять «пожалуйста», а когда прощаемся, произносить «до свидания». Также нужно объяснить, как правильно говорить по телефону, дарить и получать подарки.

Существует и этика межнационального общения, ей тоже следует уделить особое внимание.

Не важно какой способ выберете вы, нельзя полностью возлагать ответственность воспитания на нянь.

Существует пословица: «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!». Если вы хотите, чтобы у ребенка было много друзей, следует дать ему несколько советов:

  • Нельзя грубить друзьям, повышать голос на товарищей, смеяться над их неудачами. Так можно очень обидеть их.
  • Во время посещения концертов или театра, ребенок должен помнить, что существует специальная одежда, в которой нужно ходить на подобные мероприятия. К внешнему виду следует подойти с должной ответственностью, чтобы не выглядеть как белая ворона. В театр нельзя приходить в кедах или шортах. Юные джентльмены должны надеть тёмный костюм, маленькие леди надевают красивые платья.
  • Перед наступлением праздника многие дети находятся в растерянности. Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Нужно объяснить это своему ребенку. Он может что-нибудь нарисовать или вышить. На день рождения родителей можно выучить стишок или спеть песенку.
  • Дети постарше могут купить подарок для друга в магазине. Но нужно обязательно попросить взрослых о помощи при выборе.

О том, как вести себя за столом и другие правила этикета для детей вы узнаете из следующего видео.

vplate.ru

Необходимые правила этикета для детей – Развитие ребенка

Рейтинг39

Тридцать два правила этикета, которые помогут голосу вашего ребенка не затеряться в этом шумном мире

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это – быть ребенком в современном беспокойном мире взрослых? В век информации и непрекращающегося шума даже взрослым людям порою сложно добиться того, чтобы их услышали. А теперь представьте, насколько труднее это детям?

Хорошие манеры, благовоспитанность помогают намного легче преодолевать шум и быть услышанными. Манеры – это своего рода социальный клей, который позволяет непохожим друг на друга членам общества держаться вместе. Родителям важно научить детей языку этических норм, чтобы они могли использовать его при общении со сверстниками и взрослыми людьми и получать при этом необходимые преимущества.

Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов управления взаимодействиями, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи.

Итак, вот список из тридцати двух правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.

Приветствия и прощания

Эти правила могут использовать также и взрослые люди в качестве курса повышения квалификации. Последовательность и практика потенциальных социальных ситуаций приводит к умению вести разговор в позитивном ключе, что со временем становится второй натурой:

1. Приветствуйте человека по имени, а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени – это знак уважения, который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.

2. Никогда не бойтесь переспрашивать, если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».

3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза – простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.

4. «Приятно видеть вас»: важно добавлять позитивные комментарии в начале разговора. Примерами таких комментариев являются: «Приятно видеть Вас» или «Приятно заглянуть к Вам». Выход за пределы стандартного приветствия показывает, что ребенок ценит человека, с которым разговаривает.

5. «Спасибо за приглашение»: неважно, куда вы пришли – в гости поиграть, в детский сад или домой к бабушке, нужно научить ребенка благодарить за приглашение, за хлопоты, за заботу о себе; такие слова дадут гораздо больший результат, чем простое «спасибо». Такие слова демонстрируют признательность ребенка – качество, которого так не хватает современной молодежи. Они определенно принесут пользу детям в разговоре со взрослыми.

6. «Как ваши дела…?» и выслушайте ответ: мы все автоматически спрашиваем «Как дела?», но зачастую забываем дождаться ответа. Обучение детей спрашивать, а затем внимательно слушать – первый шаг к следующему правилу этикета.

7. Запоминание подробностей и активное слушание: это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.

В дополнение, если ваш ребенок стеснительный и прячется за вами каждый раз, когда вы встречаете кого-то, нужно принимать это... до определенного момента. На самом деле, таким детям просто нужны «сценарии разговора» или язык социального взаимодействия.

Выберите одни из вышеперечисленных советов, например, взгляд в глаза при приветствии, даже из-за ваших ног, если это необходимо, и работайте над его совершенствованием. Начинайте медленно и постепенно.

Не нужно принуждать ребенка обнимать и целовать или иным образом физически взаимодействовать с членами семьи или друзьями. В качестве социально приемлемого способа сгладить чувства обиженного родственника подойдет следующее: «Я уверен, что ребенок обязательно проявит к вам свои теплые чувства. Давайте не будем форсировать события».

Физическое пространство

Дети чрезвычайно физически активны. Они любят бегать, прыгать, кувыркаться и играть. Добавьте к этому ограниченный контроль над побуждениями и быстроту ног, и у вас получится рецепт катастрофы, когда речь идет о взаимодействии со взрослыми людьми, особенно с теми, кто не привык или просто не любит общество детей. Обучив ребенка следующим правилам этикета, вы можете гарантировать, что он сможет добиться успеха и произвести впечатление даже на наименее терпеливых взрослых.

8. Будьте осмотрительны – останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам. Очень важно, чтобы родители постоянно напоминали детям о необходимости останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем двигаться дальше, и не только при переходе через проезжую часть, а везде и всегда.

9. Красный свет, желтый свет, зеленый свет: вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».

10. Убираем руки от стекла: это правило может показаться немного смешным. Научите детей не трогать руками, особенно грязными, стеклянные поверхности, чтобы на них не оставалось пятен, и ваш учитель танцев, владелец магазина, библиотекарь, врач и многие другие люди будут вам очень благодарны.

11. Не хватайте, не выхватывайте: это не только важное правило этикета, но и безопасности. Понимание этого приходит тогда, когда вы видите, например, как двухлетний ребенок выхватывает нож из рук матери. Если ваш ребенок любит выхватывать предметы, забирайте у него то, что он хватает, но делайте это нежно, а затем красиво передавайте предмет обратно малышу. Делайте это, пока ребенок не поймет, что выхватывать что-либо у других людей недопустимо.

Прием пищи и поведение за столом

Прием пищи – это скользкая зона этикета. С одной стороны, хорошие манеры за столом чрезвычайно важны, с другой – особенности этикета в этой области могут меняться в зависимости от культуры и общества. По мере взросления дети довольно часто едят вместе с другими людьми. Они посещают дни рождения, проводят время с родственниками, участвуют в праздничных обедах и ходят в гости к друзьям. Причем, прием пищи – это такая область этикета, обучение которой можно начинать с момента рождения ребенка.

Когда ребенок с нетерпением набрасывается на грудь матери при кормлении или выхватывает бутылочку с детским питанием, у родителей появляется прекрасная возможность начать обучение малыша правилам хорошего тона. Придержите ребенка и мягко объясните, что ему следует проявлять терпение, а затем начните сначала. Маленькие дети еще не понимают слов, но, в конце концов, они научатся тому, что, если будут выхватывать бутылочку прежде, чем им ее предложат, или будут засовывать руку под рубашку матери в стремлении получить кормление, они не получат то, чего хотят.

Малышей ясельного возраста нужно научить не бросать еду, пользоваться столовыми приборами и не запихивать в рот большие куски пищи. Детям дошкольного возраста можно рассказывать о том, как правильно накрывать стол, принимать пищу с надлежащими манерами и правильно накладывать себе блюда, используя различные кухонные приспособления.

Хорошие манеры за столом очень важны с момента первого совместного завтрака ребенка с другом до обеда взрослого человека с начальником. При приеме пищи в обществе ребенок может либо добиться успеха, либо потерять его. Следующие советы должны вооружить вашего малыша знанием наиболее актуальных правил приема пищи в обществе.

12. Есть с чужой тарелки – даже с тарелки мамы – это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.

13. Не забывайте о внутренних правилах каждой семьи: в некоторых семьях детям разрешается вставать из-за стола сразу после того, как они доедят все. Однако в других семьях все члены семьи сидят за столом до тех пор, пока последний из них не закончит есть. Научите детей всегда интересоваться и следовать любым правилам поведения за столом хозяев.

14. Пробуйте еду из вежливости: у всех нас есть свои кулинарные пристрастия. К счастью, ушли в прошлое те дни, когда правилом хорошего тона считалось доедать все, что лежит на тарелке. Однако следует научить детей пробовать немного еды, которая им по каким-то причинам не нравится, просто из вежливости и для того чтобы проявить уважение к хозяевам. После этого вполне приемлемо сказать: «Прошу прощения, я не большой любитель…» или «Я на самом деле не ем…». Твердо объясните детям, что ни в коем случае нельзя говорить человеку, который их кормит, что поданное блюдо выглядит отвратительно, ужасно или что они терпеть его не могут (это относится и к блюдам, приготовленным мамой).

15. «Могу ли я помочь вам?»: предложение своей помощи уместно во всех сферах жизни. Но предложение накрыть стол, убрать со стола или помыть посуду считается особенным проявлением вежливости.

16. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.

17. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.

18. Разрешение выйти из-за стола: это очень важное правило этикета! Как только ребенок научится говорить, вы должны познакомить его с тем, как необходимо правильно отпрашиваться из-за стола. Это может пригодиться не только после еды. Каждый раз, когда ребенку необходимо покинуть стол, он должен уметь правильно просить разрешения сделать это.

Ура, подарки! (И другие правила этикета на праздниках/в гостях)

Праздники, дни рождения – это те события, на которых дети контактируют с другими людьми, часто без родителей. Поэтому при приеме и посещении праздничных мероприятий важно знать правила хорошего тона.

19. Приглашения: детские дни рождения могут быть затратными. Поэтому не всегда получается пригласить всех, кого бы вы хотели видеть. Научите детей раздавать приглашения осмотрительно и не обсуждать предстоящий праздник прилюдно, если только на него не приглашены все.

20. Отвечайте на приглашения: просто делайте это. Ничто не расстраивает сильнее, чем беспокойство по поводу того, а достаточно ли у вас всего необходимого для проведения праздника или его слишком мало, или слишком много. Письменно, по электронной почте или по телефону заранее сообщайте принимающей стороне, сможете ли вы прийти.

21. Будьте добрым гостем и гостеприимным хозяином: важно научить детей в качестве хозяев интересоваться у гостей, чем бы они хотели заняться, а будучи гостями, предлагать свою помощь при уборке после праздничной встречи. Научите детей радушно встречать своих гостей и создавать для них комфортные условия. Это заложит основу правильного управления социальными ситуациями во взрослом возрасте. Если ребенок научится быть добрым гостем, это обеспечит ему больше количество приглашений в будущем.

22. У меня это уже есть, я хотел не этого... Нужно просто говорить спасибо: это правило говорит само за себя. Научите своих детей быть вежливыми, скрывать свое разочарование и выражать признательность за проявленное внимание.

23. Ищите хорошие слова, которые можно сказать о подарке. Важное правило хорошего тона гласит: при получении подарка нужно смотреть дарителю в глаза и говорить «спасибо». Но для того чтобы добиться еще большего воздействия на окружение, скажите несколько хороших слов о подарке, даже таких простых, как: «Я не могу дождаться, чтобы начать пользоваться этим».

24. Спасибо, что пришли/Спасибо за то, что пригласили: стандартные, но крайне важные слова.

25. Письма благодарности: существует много творческих способов выразить свою благодарность, но проще всего научить ребенка отправлять собственноручно написанные письма с выражением признательности тем людям, кто прислал им подарок, кто сделал больше, чем требуют простые правила вежливости, и тем детям, которые нашли время, чтобы прийти на день рождения вашего ребенка. Эти благодарственные письма могут быть очень простыми, например, «Спасибо за (название подарка), (несколько хороших слов о подарке)». Дети дошкольного возраста могут просто написать свое имя, а дети в возрасте начальных классов школы могут переписывать ваши или писать собственные письма.

Взаимодействие со взрослыми людьми

Хотя нет никакого сомнения в том, что дети в наши дни более обособлены, чем раньше, всем им рано или поздно приходится взаимодействовать с взрослыми людьми, которые не являются их родителями. Следующие навыки помогут облегчить эти взаимодействия и сделают детей желанными в любой компании:

26. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.

27. Научите детей определять паузу в разговоре: почти все родители знают, что нужно учить детей правильно извиняться, но ХХІ век движется так стремительно, что нужно сделать еще один шаг вперед и научить детей правильно определять паузу в разговоре; пауза – это приемлемый момент, чтобы начать говорить самому.

28. Нужно ли прерывать собеседника: итак, ваши дети знают, как можно вежливо прерывать собеседника, и теперь пришло время научить их определять, нужно ли вообще вмешиваться в разговор. Освещается в разговоре тема, близкая ребенку, или в нем затрагиваются взрослые темы?

Правила вежливости при использовании телефона и высокотехнологичных устройств

В современном быстро меняющемся обществе мгновенного доступа чрезвычайно важно следить за своими словами, особенно напечатанными. В век скриншотов, переадресации сообщений, групповой переписки и случайных получателей важно, чтобы слова или изображения доходили до того человека, которому они предназначены.

Особенно важно начать обучать детей правилам этикета при использовании высокотехнологичных устройств в раннем возрасте, так как много детей в начальных и средних классах школы уже имеют к ним доступ или собственный мобильный телефон. Когда Интернет-совместимые устройства находятся в руках маленьких детей, родителям нужно обращать больше внимания на то, как малыши используют их, и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Вот несколько простых правил этикета в этой области.

29. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.

30. Передавайте, отправляйте онлайн только то, что могут видеть все: мы все слышали рассказы о том, как изображения или текстовые сообщения случайно отправлялись не тому человеку, которому предназначались, или отправлялись тому, кому надо, но оказывались в чужих руках. Технологии могут быть опасными, и крайне важно научить детей обращаться с ними с особой осторожностью. Фотографии, тексты и сообщения могут предаваться огласке в Интернете. Дети не всегда видят опасность нанесения ущерба своей репутации, пока не становится слишком поздно.

31. Прячьте свой телефон подальше при живом общении. Серьезно. Порой это трудно. Многие не следуют этому совету, но мы должны научить детей присутствовать при общении. Если мы сейчас не научим их сосредотачиваться на текущей задаче, они не научатся этому никогда. Научите их не распылять внимание. Используйте этот совет и по отношению к себе. Убирайте телефон и уделяйте внимание детям, отключайте звук, если это требуется, и демонстрируйте малышам, что вы их цените.

32. Жестикуляция среди всего прочего помогает избежать прерывания телефонных разговоров: научите детей подавать и понимать сигналы руками, чтобы они не перебивали вас, когда вы разговариваете по телефону. Теперь, когда персональные электронные устройства проникли в мир бизнеса, все более становится распространенной работа на дому, в парке или на трибуне футбольного стадиона. Родителям для своей пользы важно обучить детей основным правилам, чтобы иметь возможность завершать свои телефонные разговоры без ненужного прерывания.

Отличный способ для достижения этой цели – научить детей пользоваться сигналам руками. Сигналы могут быть особенными в вашей семье, удовлетворяющими ваши конкретные потребности; ограничить вас может лишь воображение. Жестикуляция пригодится не только при телефонных разговорах. Сигналы «нет» или «стоп» могут прервать нежелательное проявление поведения без необходимости кричать на весь дом.

В заключение

Считается, что в современном мире правила этикета более гибкие, но при этом еще более необходимы. Чудо заключается в том, что если вы дадите ребенку эти простые инструменты, описанные выше, то поразитесь тем, какое позитивное влияние они окажут на его умение управлять окружающим миром.

Позитивное взаимодействие воспитывает уверенных в себе детей, а уверенный ребенок – это счастливый ребенок, который становится счастливым взрослым.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.88 из 5 на основе 8 оценок.

Facebook

Twitter

Вконтакт

Развитие ребенка 18.08.2016

childdevelop.ru


Смотрите также