Педагогически запущенные дети это


Педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.

Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройств поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитуемость», о детях говорят как о «трудных». В старшем возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушения эмоционально-личностной сферы, но и социальную дезадаптацию: подросток не посещает учебные заведения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитический» образ жизни. Данные эпидемиологических исследований разнятся – количество «трудных» детей постоянно изменяется, зависит от общих социально-экономических условий. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.

Педагогическая запущенность

Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:

  • Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.
  • Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода.
  • Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. Психологическая изолированность, одиночество снижают тягу к посещению образовательного учреждения, ребенок начинает искать поддержку и самоутверждаться через асоциальные группировки.
  • Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации.

Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

  • Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
  • Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
  • Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
  • Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

  • Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
  • Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
  • Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
  • Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны. Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью. Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.

Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания. Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности. Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.

При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:

  • Проективные методики. Используются для исследования эмоциональной сферы, межличностных взаимоотношений, самооценки, иерархии ценностей дошкольников, младших школьников. Подросткам подобные методики показаны для выявления отрицаемых проблем, при подозрении на умышленное искажение результатов опросников. Представлены рисуночными и ассоциативными тестами, методами интерпретации ситуаций.
  • Опросники. При нормальном развитии интеллектуальных функций применяются с 10-летнего возраста. Направлены на исследование эмоций, характерологических черт, привычных реакций в межличностном взаимодействии, ценностей. Используется опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, с 15 лет).
  • Методики исследования познавательной сферы. Уровень интеллекта исследуется тестом Векслера, тестом Равена. Функции мышления – методом классификации, интерпретации пословиц, установления аналогий, определения общего и различного. Активное внимание – таблицами Шульте, корректурной пробой. Память – методикой «10 слов», пересказом текста.

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:

  • Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
  • Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
  • Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.

www.krasotaimedicina.ru

Педагогически запущенные дети

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Структура педагогической запущенности

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
  3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Проявления педагогической запущенности

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Во всех возрастных группах педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Работа педагога-психолога с педагогически запущенными детьми

Прежде всего задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных формах отклоняющегося поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины. В остальных случаях, как правило, педагогическая запущенность возникает под влиянием социальных факторов.

Социальные факторы педагогической запущенности

  1. Решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывается психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
  2. Особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
  3. Следующий фактор может быть обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и чувства одиночества, заброшенности, которые побуждают педзапущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.

Таким образом, традиционно причины педагогической запущенности ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Для психолога первоочередное значение должна иметь собственно психологическая диагностика. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога Карла Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

Психологическая помощь педагогически запущенным детям

Для психологической коррекции педагогической запущенности можно применить следующую программу организации индивидуальной работы, состоящую из трех основных направлений помощи:

  1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
    • повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
    • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
    • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
    • контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
    • помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
    • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
  2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
    • коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
    • гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
    • рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
    • взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.
  3. Помощь ребенку в личностном росте:
    • организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
    • индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
    • включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
    • преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
    • организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
    • руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
    • работа по формированию мотивации достижений.

Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

psy-diplom.ru

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Всем огромный привет!

Часто ли вам приходилось слышать о ребенке, что он запущенный? Что значит запущенный? И кто его запустил? В педагогике есть соответствующий термин, обозначающий ребят определенной степени подготовленности и развитости мировоззрения.

Педагогическая запущенность это не отсталость ума или заболевание. Она проявляется у совершенно здоровых малышей, которыми родители не занимались и не воспитывали, как следует.

Причины возникновения

Социально-педагогическая запущенность – это состояние крохи, обусловленное недостатком воспитания и внимания взрослых.

Дорогие читатели, стоит отличать задержку развития, вызванную аномалиями нервной системы или другими факторами, от недостатка воспитания. Педагогическая запущенность – характерная черта здоровых детей,  и это надо четко понимать.

В психологии подробное определение педагогической запущенности представляет термин как обозначение недостаточно развитого кругозора крохи или подростка, инфантилизма, неспособности к сложным логическим решениям по ситуации.

Такие дети предпочитают простые механические игры  и, как правило, отказываются от сложных, ролевых. Им тяжело влиться в общество, они чувствуют себя «белыми воронами», поскольку не умеют мыслить и жить как все.

Педагогически запущенные малыши при благоприятных  условиях могут наверстать упущенное в учебе и со временем выйти на достойный уровень. Кроха с врожденными дефектами развития может достигнуть некоторых успехов, но к этой придется приложить усилия, и результат не всегда себя оправдает.

Факторы, влияющие на педагогическую запущенность, относятся к разным сферам социального бытия. Человек рождается с определенными задатками, чертами характера, и чтобы они развились и укрепились, требуются благоприятные условия.

Если быт и окружение малыша не соответствуют его духовным потребностям и задаткам, личность деформируется, искажается. Такой человек плохо приспособлен к обитанию в обществе и не умеет ему противостоять.

Причиной этого становятся отношения с близкими родственниками, учителями, когда ребенок не только не получает поддержку, но и может быть отвергнут в своих естественных потребностях. На педагогическую запущенность влияют:

Уклад в семье

Дорогие читатели, мы часто с вами можем наблюдать, как во внешне благополучной семье растут трудные дети. Мы искренне удивляемся: папа и мама труженики, все время на работе, дети сытые и одетые, но почему-то растут злыми и недоброжелательными.

Все дело в том, что работа, занятость как раз и становятся существенным препятствием к тому, чтобы позаниматься с малышом. Малышам не уделяется внимание, они растут отчужденными от родителей. Если между мамой и папой еще и присутствуют разногласия, то малыши вырастут неблагополучными.

Унижения со стороны учителей

Если учитель регулярно указывает ребенку на недостатки, ставит плохие оценки и стыдит перед классом, у малыша появляется комплекс неполноценности, он внутренне протестует и замыкается в себе.

Отношения с классом, детьми

Унижения со стороны учителя понижают статус ребенка в детском обществе. Другие ученики смотрят на него с презрением, не хотят играть.

В результате у малыша появляется душевная пустота, он чувствует одиночество, ему не с кем общаться. Малыш, подросток ищут поддержку в асоциальных группах, так называемый «плохих компаниях».

Таким образом, педагогическая запущенность становится результатом невнимания и ошибок взрослых в общении с детьми.

Типы

Есть несколько видов педагогической запущенности в зависимости от того, какие стороны развития ребенка были упущены. Виды запущенности по компонентам развития детей:

  • Несформированные навыки учебной деятельности. Результатом становится плохая успеваемость, недостаточный уровень знаний.
  • Отсутствие мотивации у малыша к учебе, деятельность ребенка направлена на другие виды познания, не соответствующие возрасту. Причиной становится гиперопека и инфантилизм.
  • Неспособность самостоятельно регулировать учебную деятельность.

Чаще всего запущенность возникает либо по причине полного невнимания к малышу, либо вследствие чрезмерной опеки и авторитарного типа воспитания, когда ребенок не может и шагу ступнуть без совета мамы или папы.

Виды педагогической запущенности определяются и по степеням:

  • Первая степень – асоциализация и запущенность воспитания почти не заметны. Ребенок выполняет задания, отличается усидчивость, но иногда на него нападает хандра, он перестает учить предметы. В быту такой малыш отличается невниманием и рассеянностью.
  • Вторая степень – возникают неблагоприятные отношения со сверстниками, учителями. Ребята показывают откровенную грубость. Они легко внушаемы, отсутствуют моральные ценности. Эмоциональная сфера не устойчива, такие малыши не умеют владеть своими желаниями и эмоциями.
  • Третья степень – ребята откровенно грубят, презирают моральные и правовые нормы. Успеваемость у них слабая, они больше проводят времени с себе подобными, а интересы их находятся за пределами школы и дома.

Подходов к классификации педагогической запущенности много, и они во многом похожи. Однако из прочитанного ясно одно: преодолеть такую ситуацию очень трудно.

Как преодолеть?

Чем раньше выявлена педагогическая запущенность, тем лучше. Кроха в младшем дошкольном возрасте может с успехом преодолеть отрыв от сверстников, если его поместить в благоприятный коллектив в детском саду, начать занятия по развитию речи, пройти обследование у невропатолога.

Преодоление психологической запущенности в школьном возрасте потребует от родителей больше усилий, поскольку у подростка уже сформировалось собственное мировоззрение.

Необходимо создать атмосферу доброжелательности, любви, взаимопонимания. Такое же отношение к крохе должно быть и в школе, где учитель будет создавать ситуацию успеха.

Если коррекцией занимается педагог, у него должен быть соответствующий авторитет среди детей. Это должна быть сильная личность, которая может своим примером направить ребенка и показать другие пути развития.

Совет здесь можно дать только один: занимайтесь с детьми вовремя. Никакая работа и материальные блага не заменят вам общение с ребенком!

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До скорых встреч, дорогие читатели!

Page 2
Adblockdetector

chesnachki.ru

Педагогическая запущенность ребенка – как определить и что делать

Развитие ребенка зависит от многих факторов — социально-бытовых условий в которых растет и воспитывается малыш, от его взаимоотношений с членами семьи и окружающими людьми, от качества воспитания и образования в дошкольном возрасте. В тех случаях, когда ребенок показывает неадекватное поведение в обществе, не стремится познать окружающий его мир — у него диагностируют педагогическую запущенность.

Общая характеристика

Педагогическая запущенность – это патология психического развития, характеризующаяся постоянно возникающими трудностями в воспитании и обучении. В зависимости от возраста ребенка определяется степень сложности и способы исправления поведения. Так, например, наиболее часто социально педагогическая запущенность выявляется у мальчиков в подростковом возрасте, воспитываемых в неблагополучных семьях. В дальнейшем, при отсутствии корректировки поведения, такие подростки перестают посещать учебные заведения, не работают и ведут неправильный образ жизни. Педагогическая запущенность детей дошкольного возраста проявляется в отсутствии усидчивости и внимания на занятиях, неадекватном поведении по отношению к окружающему миру (дошкольник может нагрубить воспитателю или ударить животное).

Причины

Причины педагогической запущенности могут быть абсолютно разными — от наследственности до неправильного выбора учебного заведения. Можно выделить несколько часто встречающихся факторов:

Причина Описание
Проблемы с педагогом Педагог, занимающийся с большой группой детей, может неосознанно выделять неуспевающего ученика. Например, учитель перед всей группой (классом) отчитывает ребенка за то, что он не выполнил какое-либо задание, стыдит его и ставит плохую оценку. В таких случаях, трудные дети еще больше замыкаются в себе, проявляют агрессию к отличникам и теряют интерес к учебе, у них формируется интеллектуальная педагогическая запущенность.
Конфликтные отношения в группе (классе) Дети с первых дней обучения в новом учреждении подразделяются на товарищеские группы. Часто дети-лидеры начинают оскорблять тех сверстников, кто сторонится таких групп и предпочитает, например, играть в одиночестве. Нередко неуважительное отношение проявляется всем классом к одному ученику из-за его скромного вида или его проблем с учебой и учителем.
Неблагополучие в семье Хороший микроклимат в семье — залог счастливого детства ребенка. Если родители не поддерживают своего малыша, не занимаются с ним, и не прививают любовь к учебе с раннего детства, скорее всего у него в школе будет диагностирована “педагогическая запущенность подростка”.
Индивидуальные черты Каждый человек уникален. Невозможно заставить ребенка делать то, что ему не нравится, особенно если он находится в группе риска, например, имеет неустойчивую нервную систему (капризничает без весомых причин), имеет неврологическое заболевание или проявляет низкую социальную активность (любит быть в одиночестве).Важно с раннего детства привить ребенку уважение к старшему поколению, любовь к учебе и порядку, чтобы он сам стремился познавать что-то новое и делать мир вокруг себя лучше. В противном случае, из-за эмоционально-личностных особенностей, детской эгоистичности и упрямства, ребенок может навсегда потерять интерес к учебе.

Профилактика педагогической запущенности — залог того, что ребенок будет расти счастливым и здоровым. Важно своевременно начать занятия по коррекции поведения ребенка, больше уделять времени на совместные домашние занятия в младшем дошкольном возрасте (наблюдая за тем, как мама моет посуду или собирает игрушки, малыш начинает повторять эти же действия).

Признаки

Как и любое психическое расстройство, педагогическую запущенность у можно заметить по ряду характерных симптомов. Педагогическая запущенность признаки:

  • ребенок постоянно жалуется, что ему скучно во время подготовительных занятий (при обучении чтению и письму);
  • отсутствие внимания во время игр, чтения книг, изучения чего-то нового;
  • ограниченный словарный запас;
  • ребенок плохо пересказывает то, что услышал, называет общими словами то, что его окружает (слово “машина” в понимании малыша обозначает и автобус, и велосипед, и трактор и т.п.).

Важно! Чтобы в кратчайшие сроки преодолеть педагогическую запущенность, необходимо установить доверительные отношения с ребенком — он должен идти на контакт, а также понимать и не бояться того, что он не такой, как его сверстники.

Классификация запущенности

Социально педагогическая запущенность у детей обусловлена степенью сложности и неадекватности в поступках. Определить степень социально педагогической запущенности детей можно, оценив их поведение в обществе, уровень психического и познавательного мышления, а также интеллектуальные способности и соответствие возрасту имеющихся навыков.

Выделяют четыре стадии запущенности:

  1. Дошкольная стадия (от 3 до 7 лет). В этом возрасте педагогическая запущенность обусловлена противоречиями в семейном воспитании, дефицитом общения с родителями или их излишней заботой, постоянным выяснением отношений, излишней строгостью и слишком высокими требованиями к приобретенным навыкам малыша.
  2. Младшая школьная стадия (от 7 до 11 лет). Из-за того, что ребенок морально не подготовлен к школьному расписанию и учебным нагрузкам, или не проявляет интерес к учебе и неуверен в себе (из-за ошибок в воспитании в дошкольном возрасте), он негативно относится к одноклассникам и учителю, не соблюдает установленные правила поведения, и как следствие, имеет серьезные проблемы с учебой.
  3. Подростковая или переходная стадия (с 11 до 15 лет). Из-за постоянных проблем с учебой, отсутствия помощи со стороны родителей, у подростка в переходном возрасте формируется девиантное поведение — он осознанно выделяется из одноклассников, не выполняет домашние задания, срывает уроки в школе.
  4. Юношеская стадия (с 15 до 18 лет).  Характеристика педагогической запущенности в этом возрасте — грубое отношение к окружающим людям и близким членам семьи, окончание школьного обучения (9 класс), возможные проблемы с законом.

Также у подростков и взрослых людей можно выделить факторы педагогической запущенности при наличии отклонений в какой-либо сфере жизни:

  • медицинские (вредные привычки, несоблюдение личных правил гигиены);
  • нравственные (эгоистичность, излишняя эмоциональность и наигранное поведение по отношению к окружающим);
  • интеллектуальные;
  • трудовые (“паразитический” образ жизни за счет родителей и государства).

Ребенок может успешно преодолеть педагогическую запущенность, если у него отсутствуют психо-неврологические нарушения, а родители оказывают всестороннюю помощь в развитии и воспитании. Родители должны сами придерживаться здорового образа жизни, быть доброжелательными и иметь устойчивые семейные ценности. Требования к ребенку должны быть целесообразны, а все его достижения хорошо поощряться.

Диагностика и методы коррекции

Заметив странное поведение ребенка, родители должны в кратчайшие сроки обратиться за помощью. При диагностировании, первое, что делает врач — исключает задержку психического развития и умственную отсталость.

Комплексная диагностика педагогической запущенности подразумевает проведение психологического обследования (рисуночные и ассоциативные тесты, интерпретированные ситуации), по результатам которого определяется способ лечения и коррекции. Для оценки состояния старших школьников используют опросники и методики многостороннего исследования личности и познавательной сферы.

Коррекция педагогической запущенности — ряд действий со стороны родителей и педагогов, направленных на исправление поведения ребенка. Преодоление педагогической запущенности возможно при выполнении следующих действий:

  • регулярные занятия с ребенком;
  • использование различных форматов занятий — игровая деятельность, совместное изучение материала, лекции, самостоятельное выполнение упражнений;
  • смена педагога, при необходимости — смена учебного заведения;
  • использование системы поощрений, мотивации и поддержки со стороны всех членов семьи (например, с выполнением домашних заданий малышу могут помогать старшие братья или сестры);
  • организация совместного досуга и обучения с одноклассниками-друзьями малыша.

Основная цель коррекционных занятий – помочь преодолеть свои страхи, рассеянность, застенчивость, обучить правильному управлению своими эмоциями.

На любой стадии можно и нужно корректировать поведение человека — с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста занимаются родители и педагоги, с подростками и взрослыми людьми — психологи и психиатры.

Для исправления поведения у подростков и взрослых людей существуют индивидуальные и коллективные сеансы психотерапии, где каждый может проявить себя, получить навыки взаимопомощи, научиться работать в команде.

Видео

043

onlymama.ru


Смотрите также