Отрада и утешение на ходынском поле


Расписание Богослужений нашего храма | Казачий храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле города Москвы

Июнь 2019 года

Скачать файл PDF: РАСПИСАНИЕ ИЮНЬ 2019

Скачать файл PDF: РАСПИСАНИЕ ИЮНЬ 2019 Храм Косьмы и Дамиана при Боткинской больнице

Май 2019 года

Скачать файл pdf: РАСПИСАНИЕ МАЙ 2019

Апрель 2019 года

Скачать файл pdf: РАСПИСАНИЕ апрель 2019

Март 2019 года

Скачать файл pdf: РАСПИСАНИЕ март 2019 г

Февраль 2019 года

Январь 2019 года

Скачать: Расписание январь 2019

Декабрь 2018 года

Расписание богослужений на декабрь 2018 года (скачать)

Ноябрь 2018 года

Читать далее: 11 Расписание ноябрь 2018 (pdf.io)

Октябрь 2018 года

Читать далее :  расписание октябрь 2018

Сентябрь 2018 года

Читать далее: Расписание сентябрь 2018 

Август 2018 года

Читать далее: Расписание богослужений казачьего храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы на_август_2018

Июль 2018 года

Читать далее: Расписание богослужений казачьего храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы на июль 2018

Июнь 2018 года

Читать далее: Расписание богослужений казачьего храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы на июнь 2018

otrada-i-uteshenie.ru

Распоряжение № 02/2391 от 16 ноября 2017 года // о храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле

 История храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы

   2 декабря 1906 года к новому московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского округа С.К.Гершельману вошел с прошением почетный член Русского монархического собрания в Москве действительный статский советник И.А.Колесников. В нем он написал:

«Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни напользу мирных ее жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я уроженец тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счет и под моим личным наблюдением, Храм для казаков 1-го Донского казачьего генераллисимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадерской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле, на следующих условиях: 1) Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрады и утешения». Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве «отраду» за понесенные ими труды и «утешение» в случае постигающего их горя. 2) Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича, своею смертию от руки злодея революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине».

Торжественная закладка храма была совершена при огромном стечении народа в день рождения князя 29 апреля 1907 года и началась с величественного крестного хода из Кремля.

Храм свободно вмещал 500 человек и был богато украшен. Здесь находились уникальный мраморный 2-ярусный иконостас с золотой отделкой и плащаница, вышитая шелками и золотом инокинями московского Алексеевского монастыря по особому рисунку В. М. Васнецова, и икона «Тайная вечеря» его же кисти. Остальные иконы выполнены московским иконописцем В. П. Гурьяновым. По внутренним стенам располагались громадные мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904 -1907-х гг., включая неправославных, то есть всех «убиенных крамольниками жертв по 73 губерниям, областям, городам и воинским частям, в количестве 1845 человек». Их, размещенных по обеим сторонам храма, как бы соединяла надпись на средней арке: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Церемония освящения состоялась 5 апреля 1909 г.

Впоследствии при участии Великой княгини Елизаветы Федоровны при храме была организована Община сестёр милосердия.

5 февраля 1924 года храм закрыли. Под снос пошли все пять глав церкви и звонница. Сначала на территории храма помещалось общежитие, затем склад и строительный цех завода «Знамя труда». Из окружающей современной застройки здание выделяли только остатки красно-белой кладки, подражавшей византийским традициям. Храм еще раз чудом уцелел от сноса в конце 1980-х, когда на его месте запланировали площадку для разворота машин, подъезжающих к моргу Боткинской больницы. Однако, главный врач больницы предложил вернуть его Церкви с тем, чтобы воссоздать здесь вновь первую в СССР больничную церковь.

Восстановление храма началось только в 1990 году. 5 января 1991 г. церковь вернули верующим.

Более полное наименование храма звучит как; «Храм-Памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и утешение», на Ходынском поле в Москве в память Великого князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за царя и Отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года при I гренадерской графа Брюса артиллерийской бригаде в Николаевских казармах».

Закладка храма на Ходынском поле в память Великого Князя Сергея Александровича и жертв революции, 29 апреля 1907 г. 

На Ходынском поле рядом с Николаевскими казармами был отведен участок земли, по проекту архитектора В.Д.Адамовича утвердили планы и фасады нового храма. В день рождения князя 29 апреля 1907 года при огромном стечении народа совершили необычайно торжественную закладку Храма-памятника русской народной скорби, начавшуюся в 11 часов утра величественным крестным ходом из Кремля. Построенный храм немного напоминал Солунскую церковь Двенадцати апостолов. Облицовка стен выполнена из желтого и красного кирпича. Четыре массивных пилона поддерживали стены храма с куполом, в котором сделали 12 продолговатых окон. Пилоны заканчивались главками, что придавало им вид пятиглавия. Фасад выложили облицовочным кирпичом, лепнину и колонны сделали из имитации камня. С западной стороны богатая звонница. Храм, свободно вмещавший 500 человек, богато украсили. Здесь находились уникальный мраморный 2-ярусный иконостас с золотой отделкой и плащаница, вышитая шелками и золотом инокинями московского Алексеевского монастыря по особому рисунку В.М.Васнецова, и икона «Тайная вечеря» его же кисти Остальные иконы выполнены московским иконописцем В. П. Гурьяновым. По внутренним стенам располагались громадные мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904 -1907-х гг., включая неправославных, то есть всех «убиенных крамольниками жертв по 73 губерниям, областям, городам и воинским частям, в количестве 1845 человек». Их, размещенных по обеим сторонам храма, как бы соединяла надпись на средней арке: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле 1909 года. 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле — прихожане возле храма (приблизительно 1910 год). 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле — вид на храм со стороны современной улицы Поликарпова. 

Церемония освящения состоялась 5 апреля 1909 г. По этому поводу член Русского монархического собрания В.Пуришкевич написал: «В Николаевских казармах живут две обширные войсковые семьи, 1-й Донской казачий полк и 1-я гренадерская артиллерийская бригада. Трудно представить себе, какую нужду терпели эти части, удаленные от города, в Храме и как они были счастливы видеть твердое намерение и незамедлительное осуществление своей давнишней мечты. Но значение храма в честь иконы Божией Матери «Отрады и Утешения» этим не ограничивается. На русском народе лежит великий долг: «не забывать и поминать молитвенно тех, кто за него сложил свои головы в борьбе…».

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле — вид храма с дирижабля. 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле со стороны современной больницы им. Боткина. ———————

Храм действовал всего 12 лет, принося людям отраду и утешение, но уже в 1922 года из были изъяты все серебряных изделий. Затем в нем были красноармейский клуб, общежитие, склад и. наконец, строительный цех авиазавода. Все пять глав снесли, звонницу разрушили, встроенная в новый бетонный забор ограда сохранилась лишь частично. Из окружающей современной застройки здание выделяли только остатки красно-белой кладки, подражавшей византийским традициям.

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в советское время — вид со стороны ул. Поликарпова. 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в советское время — вид на алтарь со стороны больницы им. Боткина. 

Храм еще раз чудом уцелел от сноса в конце 1980-х, когда на его месте запланировали площадку для разворота машин, подъезжающих к моргу Боткинской больницы. Однако главврач больницы И.П.Кузин предложил вернуть его Церкви с тем, чтобы воссоздать здесь вновь первую в СССР больничную церковь. При поддержке сотрудников больницы и Патриархии настоятелем был назначен 38-летний сотрудник Отдела внешних церковных сношений игумен Иринарх. Церковь передали верующим 5 января 1991 года.

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в период начала реконструкции (восстановлена звонница). 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в период реконструкции (возведены главы церкви основного шатра храма). 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в период реконструкции (реставрация внешней отделки храма). 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в период реконструкции (реставрация внешней отделки храма). 

Посещение храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение на Ходынском поле» Святейшим Патриархом Русской Православной Церкви Алексием II. 

Фотографии действующего храма (нынешнее время)

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение на Ходынском поле» — вид на алтарь. 

Фото территории храма и административные здания. 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение на Ходынском поле» — вид на храм и вход на территорию со стороны ул. Поликарпова (лето). 

Фото храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение на Ходынском поле» — вид на храм и вход на территорию со стороны ул. Поликарпова (зима). 

 

ХРАМ — ПАМЯТНИК РУССКОЙ СКОРБИ

 В тумане уходящих лет

Геройских дел тускнеет пламя,

Но зарасти не может след

К друзьям, борцам за наше знамя:

В Первопрестольной дивный храм,

Взойди в него, увидишь там

Следы имён под куполами.

Не плачь, скорбя перекрестись,

Прочти их молча и учись,

И поучайся их делами!

В. Пуришкевич

История создания храма 

Все дореволюционные Храмы-Памятники отличаются друг от друга по размеру, стилю или по предназначению, но у всех остается ведущая идея, охватившая сознание целой эпохи и воплощенная в формуле: «Православие, Самодержавие, Народность». Зрелость осмысления формулы и сознательная приверженность к ней многих и многих граждан Российской Империи в начале XX века как в капле воды отражается в истории создания в Москве на Ходынском поле церкви в честь иконы Божией Матери «Отрада или Утешение».

Словосочетание «Храм-Памятник» появилось в русском обиходе после Отечественной войны 1812 года, когда возникла потребность увековечить память русских воинов, погибших или увенчавших себя подвигами в борьбе с нашествием армии Наполеона. Наиболее ярким выражением реализации этой потребности явилось сооружение в Москве храма Христа Спасителя.

Храм-Памятник Русской Скорби, храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», также занимает особое место не только среди храмов Москвы, но и всей России. Это единственный памятник защитникам Отечества, оказавшимся в списке жертв революционного мятежа 1905 года. Постройка его стала данью древнейшей на Руси традиции воздвигать храмы в память не только о великих победах, но и о великих бедствиях народных.

Дореволюционное наименование Храма-Памятника Русской Скорби выглядело следующим образом: «Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрада или Утешение», сооруженный … для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады, как памятник бывшему московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского военного округа Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергию Александровичу, своею смертью от руки злодея-революционера запечатлевшему свою преданность Царю и Родине, а равно и всем верным долгу и присяге слугам Царским, павшим от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству» (Из надписи, выгравированной на металлической доске и положенной в основание фундамента при закладке первого камня здания храма).

Трагические события 1905 года потрясли Российскую Империю от западных границ государства до восточных его окраин. Началом кровавых деяний террористов-революционеров разных ориентаций стало убийство генерал-губернатора Москвы Великого Князя Сергия Александровича Романова (29.04.1857-04.02.1905), погибшего от рук эсера-революционера И. П. Каляева и положившего собой начало списку жертв революционных событий тех лет, имена которых впоследствии были увековечены на внутренних стенах Храма-Памятника Русской Скорби для молитвенного поминовения павших на вечные времена. 

Об истории сооружения Храма-Памятника на Ходынском поле известно следующее. 2 декабря 1906 года почётный член Русского монархического собрания в Москве, уроженец Донской области, действительный статский советник Иван Андреевич Колесников вошел к московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского военного округа с прошением, в котором, в частности, значилось:

«Вполне признавая те необычайные усилия, которые понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных её жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счёт и под моим личным наблюдением храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады в месте их расположения, на Ходынском поле, на следующих условиях.

1. Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение». Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве «отраду» за понесенные труды и «утешение» в случае постигающего их горя.

2. Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, своею смертью от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине.

3. Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге Слуг Царских, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма для вечного в нём о них поминовения».

Через несколько дней после подачи этого прошения были утверждены планы и фасады храма, разработанные ранее и поданные вместе с прошением. Весной следующего 1907 года, в день рождения убиенного Великого Князя, состоялась торжественная закладка храма, престол которого позднее был освящен в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрада или Утешение», празднуемой 26 января (ст. ст.) — 3 февраля (н. ст.).

Ватопедская икона

История иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение» возводит нас на святую гору Афон в Ватопедский монастырь, в Благовещенском храме которого и пребывает чудотворный образ Покровительницы святой горы Преблагословенной Владычицы Богородицы.

В 807 году подошла к святой Афонской горе шайка разбойников, которые намеревались на рассвете дня ворваться в один из лучших монастырей — Ватопедский, избить иноков и расхитить монастырское богатство. Но Покровительница всей святой Афонской горы Пресвятая Дева Богородица не допустила осуществиться злодейскому и варварскому замыслу безбожников.

Когда закончилась утреня и вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых, в церкви остался настоятель Ватопедского монастыря и занялся совершением своего утреннего молитвенного правила перед иконой Богородицы. Углубившись в сердечной молитве, он неожиданно был поражен ясно слышанными им предостерегающими словами, исходящими от этой иконы: «Не открывайте сегодня ворот обители, но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников».

Игумен, смущенный услышанным им предостережением, устремил свой взор на икону и увидел, что лик Богоматери и лик Младенца оживились. Предвечный Младенец, простирая десницу и закрывая ею уста Своей Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мати Моя, не говори им: пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать Своей рукой руку Сына Своего и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же слова.

Игумен, пораженный ужасом, тотчас же собрал братию монастыря, и все они были изумлены, когда увидели, что лик Богоматери и Младенца и очертания иконы стали совершенно иными, чем прежде. В чувствах живой признательности иноки монастыря прославили заступление и промышление о них Пресвятой Богородицы и милующего их ради Её ходатайства Господа. После этого они поспешили на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойнической шайки.

С тех пор эта чудотворная икона Богоматери известна под именем «Отрада или Утешение». Положение лиц Богоматери и Спасителя осталось в том виде, какой оно приняло при услышанном игуменом троекратном голосе: Божественная Матерь уклонилась лицом Своим вправо от простертой десницы Предвечного Ее Младенца и старается ее отвлечь от уст Своих, чтобы иметь возможность свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным инокам святой горы Афонской. На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лицо Предвечного Младенца-Бога не таково: оно, можно сказать, грозно и движение гнева заметно во всех его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда.

В конце XVII века этот образ был написан на стене посвященного ему придела в новом монастырском Благовещенском соборе. До сих пор в Ватопедском монастыре сохранился обычай постригать в иночество только здесь. Именно с этого образа списки дошли до России. Их было немного, а один образ стал келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, а потом был помещен при его гробнице.

Закладка, строительство и освящение Храма-Памятника

Строитель Храма-Памятника Русской Скорби И. А. Колесников своеобразно истолковал смысл иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Отрада или Утешение»: «отрада» за понесенные воинами труды и «утешение» в их скорбях и горе.

Выбор места для строительства был продиктован острой необходимостью в храме для двух значительных войсковых подразделений: 1-го Донского казачьего полка и 1-й гренадерской артиллерийской бригады, — в конце XIX века разместившихся в новых Николаевских казармах, весьма далеко от летних военных лагерей, посреди которых стоял храм преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Место определили между казармами и строящейся Солдатенковской, ныне Боткинской, больницей.

Разработанный известным архитектором Владимиром Дмитриевичем Адамовичем проект полкового храма на Ходынском поле сохранился в Российском государственном военно-историческом архиве. Талантливый и хорошо образованный стилизатор создал храм по мотивам византийского православного зодчества, соединенным с традициями русской церковной архитектуры. Современники отмечали сходство композиции памятника с одним из лучших творений византийского зодчества XIII-XIV веков — церковью Святых Апостолов в Фессалониках. На самом деле московская церковь напоминает не только этот, но и многие другие византийские памятники. В нём использована византийская «полосатая кладка», в которой плинфа перемежалась с известняком (здесь — пояса из облицовочного кирпичика и штукатурки, имитирующей блоки белого камня). Чисто византийские детали — ордерные колонки в простенках окон четверика, звонницы, хоров и венчающего храм центрального большого барабана. По греческим рисункам составлены орнаменты порталов. Ярусы звонницы напоминают византийские нартексы. Однако трёхчастная композиция храма «кораблем», одночастная и сильно вынесенная апсида, бесстолпность основного объёма, наличие трапезной — это традиционные приёмы русского зодчества. Световую главу окружают декоративные малые главы. Храм при Николаевских казармах стал неординарным событием в московской архитектуре.

Грандиозное торжество закладки храма состоялось на пасхальной неделе 1907 года во время съезда монархической организации «Объединенный русский народ», в день рождения убиенного Великого Князя 29 апреля (ст. ст.). После панихиды в Чудовом монастыре у могилы Сергея Александровича Крестный ход с главными кремлевскими святынями и Иверской иконой Божией Матери двинулся из Кремля к Ходынскому полю. У места закладки шествие соединилось с крестным ходом из гарнизонного храма преподобного Сергия. Принесенные святыни поставили в шатре, вокруг которого расположились развернутым строем: 1-й Донской казачий полк, в сотенных колоннах, 1-я Гренадерская артиллерийская бригада, гренадеры и сумские драгуны с двумя хорами трубачей и оркестром полковой музыки.

Молебствие с водосвятием было совершено священномучеником Владимиром, тогда еще митрополитом Крутицким и Коломенским (мученически скончался 25 января 1918 г.) в сослужении епископов и военного духовенства. В углубление, предназначенное для закладки, были опущены монеты, вставлена доска и первый камень положил священномученик Владимир. Второй камень был положен храмоздателем И. А. Колесниковым. Затем клали камни епископы и командующий войсками округа. Кроме того, закладка была совершена по разным углам, причем окропление их святой водой совершал сам митрополит. Торжество закончилось многолетием, а затем, при возглашении «Вечной памяти» погибшим, вся масса народа, как один человек, опустилась на колени.

После торжественного богослужения прочувственное слово о смысле и значении подвига героев долга сказал протоиерей Иоанн Восторгов. Он подчеркнул, что мы «творим ныне молитвенную память и чествуем благоговейною любовью тех многих убитых, растерзанных, погубленных, которые пострадали даже до крови и смерти во имя долга, вспоминаем с молитвою о тех верных рабах, которые закон, Господом данный, и долг, Им возложенный, возлюбили паче серебра и злата, паче меда и сота». Обращаясь к павшим и живым, о. Иоанн сказал: «Нам же, еще оставшимся в живых, всем слугам долга и Отчизны, нам в заповедь: молитва о вас и память, почитание вашего подвига не словом только, но делом, – верностью христианским началам жизни, верностью нашему долгу пред Богом и родиной, неустанной борьбой с замутившеюся общественною мыслью и совестью, готовностью постоять во имя долга до смерти и крови».

Затем Крестный ход во главе с преосвященным Анастасием (Грибановским) направился обратно в Кремль, а на Ходынском поле состоялся военный парад.

Храм в честь иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» был построен за два года. Этапы строительства подробно освещались в газете «Московские церковные ведомости» и архивных материалах. Недостроенному ещё храму была посвящена книга, в которой есть слова, являющиеся достойным ответом тем, кто в наше время выступает против открытия старых и особенно строительства новых храмов: «Для православного человека нет надобности объяснять и оправдывать построение какого бы то ни было храма. Где есть хотя бы горсточка русских людей, хотя бы одна семья — есть потребность молитвы, исповедания веры и совершения таинств,- есть потребность в церкви».

5 апреля (ст. ст.) 1909 года состоялось освящение храма архиерейским чином: священномученик Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский, в присутствии вдовы убиенного Великого Князя Сергия Александровича, преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Алапаевской (мученически скончалась 5 июля по ст. ст. 1918 г.), при большом стечении войсковых частей и народа совершил великое освящение Храма-Памятника Русской Скорби. Было сказано много прочувствованных слов о погибших героях, о долге и чести, о вере и готовности народа к защите основ русской государственности.

Убранство и интерьер

Храм, в котором свободно помещалось 500 человек, производил величественное впечатление. До нас дошли только описания внутреннего убранства церкви, фотографии его интерьера не сохранились.

В высокой арке, открывающейся в алтарь, стоял двухъярусный иконостас из белого мрамора с золотой отделкой. Царские врата и боковые двери иконостаса, а также хоросы (древняя форма паникадил), светильники и утварь были выполнены московской фирмой Немирова-Колодкина из бронзы с серебряными украшениями.

Иконы были написаны известным московским иконописцем В. П. Гурьяновым на металлических досках. В нижнем ярусе иконостаса стояли храмовые иконы Спасителя и Божией Матери, сплошь покрытые шитыми золотом ризами, украшенными жемчугом и драгоценными камнями (дар инокинь Старо-Черкасского Ефремовского Донского монастыря). Две иконы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, подаренные Троице-Сергиевой Лаврой и освященные на мощах преподобного Сергия, стояли по бокам иконостаса в особых мраморных киотах. В дар от Семёновского полка принесён запрестольный образ Воскресения Христова, поставленный на горнем месте.

В иконостасе над царскими вратами и над иконой «Тайная Вечеря» была помещена мозаичная копия лика Спасителя в терновом венце, исполненного художником В. М. Васнецовым для усыпальницы при церкви лейб-гвардии Семёновского полка. По рисунку В. М. Васнецова и под его руководством в Московском Алексеевском монастыре была вышита Святая Плащаница.

Одной из главных достопримечательностей церкви стали большие из белого мрамора доски на боковых стенах с выгравированными золотом именами «всех крамолою убиенных». 1845 имен! Мраморные доски соединяла начертанная на средней арке надпись: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15,13).

Этот скорбный синодик открывало имя Великого князя Сергея Александровича. Для вечного поминовения в храме на мраморных досках были написаны имена верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки революционеров: 52 офицеров и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмирала, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 должностных лиц и чинов полиции, погибших в борьбе с крамолою, в т. ч. 40 высших должностных лиц (член Государственного Совета, губернаторы, архиерей, вице-губернаторы, полицмейстеры, прокуроры и т.д.).

Как писал современник: на стенах храма «развернут список Иезекиилев, в котором описаны печаль, рыдание и горе… Это, начиная с Великого московского Князя, мартиролог убиенных охранителей русской самобытности и гражданственности. И этот свиток представлен пред Лице Бога, судящего неправду людскую и подающего у алтаря Своего мир скорбящим за близких верующим сердцам. И как выразитель такой великой идеи, Ходынский храм будет особенно дорог Москве».

И он действительно был дорог. Здесь молились солдаты и жители, отсюда уходили на фронт во время Первой мировой войны, сюда несли свою скорбь о разрушении России в первые годы революции. Известно, что в этом храме неоднократно молилась преподобномученица Великая Княгиня — матушка Елисавета Феодоровна, вдова убиенного Великого Князя Сергия Александровича, а позднее настоятельница основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия. Впоследствии при её участии при храме была организована Община сестёр милосердия.

Революция, советское время

После революционных событий 1917 года отношение к Храму-Памятнику Русской Скорби резко изменилось: всё, что было связанно с царской семьей и с именем убиенного Великого Князя Сергия Александровича стало представляться для властей предержащих опасным и нетерпимым. И, тем не менее, поначалу, при храме, как и повсеместно, в 1921 году была зарегистрирована община верующих, которая получила в пользование церковное здание и имущество. В списках прихожан уже не было военных. Это были в большинстве своем сестры милосердия и врачи Солдатенковской больницы, а также соцслужащие, рабочие, крестьяне, наездники московского ипподрома. Священником в эти годы был иеромонах Иеракс (Бочаров), служивший прежде в больничном храме святых бессребреников Космы и Дамиана. В описи имущества этого времени перечислены все иконы, богослужебные предметы и другая утварь. Сотрудники музейного отдела Главнауки пытались придать храму статус памятника архитектуры, дав ему наилучшую характеристику: «По своей красоте и оригинальности постройки все в целом заслуживают учета и охраны». Особо отмечен был мраморный иконостас, хоросы, семисвечник и подсвечники в духе Оловяннишниковых произведений. На звоннице было 10 колоколов от 15 фунтов до 150 пудов весом.

В 1922 году в «пользу голодающих» из церкви забрали серебряных предметов весом 1 пуд 33 фунта, а 15 декабря 1923 года вышло постановление Президиума Моссовета за № 262 о закрытии полковой церкви и передаче её Тренировочной Эскадрилье Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота для учебных мастерских, поскольку, как было указано в постановлении, «верующих в церкви мало, службы совершаются редко…»

5 февраля 1924 года было вновь официально подтверждено постановление о закрытии храма и 19 февраля 1924 года Храм-Памятник Русской Скорби был закрыт и превращен в учебные мастерские. В распоряжение эскадрильи «для хозяйственных нужд» было передано всё оставшееся имущество храма: иконостасы мраморный и дубовый (из ранее закрытой больничной церкви святых бессребреников Космы и Дамиана), Святая Плащаница работы художника В. М. Васнецова, богослужебные Евангелия и напрестольные кресты, книги, облачения и другая церковная утварь. Таким образом, иконостасы и утварь были куда-то вывезены, мраморные доски с именами погибших со стен сняты, колокола сброшены. Затем снесли все главы, звонницу, сломали ограду, внутри сделали междуэтажные перекрытия. Так началась новая печальная история храма — история его постепенного разрушения и стирания из памяти народной увековеченных на его стенах для вечного поминовения имен погибших воинов.

После 1926 года храм вновь открывался на короткое время, о чём свидетельствует пристроенный к звоннице притвор, которого ещё не было на фотографии, сделанной в 1926 году. Но некоторое время спустя церковь вновь была закрыта и приспособлена теперь уже под общежитие для рабочих авиационного завода «Знамя Труда», в каковом качестве просуществовало здание церкви до начала Великой Отечественной войны. В военные годы храм использовался под склад, а в последние десятилетия здесь размещался слесарный и столярный цех того же завода «Знамя Труда».

Разросся и подошел вплотную к храму комплекс Боткинской больницы. На бывшей церковной территории было построено новое здание Патолого-анатомического комплекса (морга больницы). По плану реконструкции больницы место под храмом должно было отойти под площадку для разворота автомашин, а храм решено было снести.

Но, видно, не прекращала Своей молитвы за место сие святое и скорбное Та, Которой был посвящён храм, Матерь Божия, отрада и утешение в горестях наших. Она вымолила у Своего Божественного Сына это место, и молитва освятила окрестности уже новой Москвы XX-XXI вв.

Восстановление храма

В 1989 году, в день празднования Преображения Господня, в Свято-Даниловом монастыре состоялось учредительное собрание православной Общины храма во главе с сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата игуменом Иринархом (Грезиным), а 9 января 1990 года, в день Кровавого воскресенья, Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал церковный приход. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в марте 1990 года игумен Иринарх был назначен настоятелем вновь открывающегося храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Начался трудный путь за освобождение здания церкви от заводского цеха. И лишь в конце года Общине удалось получить сначала малый уголок на 1-м этаже, а перед Рождеством Христовым здание было полностью освобождено. 3 января 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятель храма игумен Иринарх (Грезин) освятил храм малым чином освящения.

Итак, храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» был открыт. Начались бесконечные заботы по его реставрации. Была очищена от мусора и бесполезных пристроек церковная территория, временно восстановлены прогнившие подземные коммуникации, сооружена церковная ограда, восстановлены звонница, большой и малые барабаны (купола), сделано бесчисленное множество других более мелких работ. От прежнего здания церкви уцелели только стены и винтовая лестница, ведущая на хоры – всё остальное выполнено заново. Одного только кирпича при восстановлении исторического здания церкви было израсходовано более 100 тысяч штук.

На каждом листе проекта храма, созданного архитектором В. Д. Адамовичем и утвержденного создателем храма И. А. Колесниковым и генерал-губернатором Москвы, значится надпись: «Проект храма Донским казакам в г. Москве на Ходынском поле». В связи с этим нужно особо отметить роль в возрождении храма казаков, членов Московского землячества Союза Казаков России, которые в количестве до 10 человек каждую субботу в течение 5 лет неизменно являлись в храм как на государственную службу и трудились над восстановлением исторического облика своего казачьего храма, бывшего когда-то полковым.

В июне 2004 г. произошло событие, которое осветило не только жизнь прихода храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», но стало значимым для всех верующих людей. В храм пришла большая святыня, икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне. Знаменательно, что вступление святыни на Русскую землю состоялось 13 июня 2004 года, в день всех преподобных богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.

После Божественной литургии в храме на Ходынском поле епископ Пермский и Соликамский Иринарх обратился к прихожанам со словами: «Дорогие братья и сестры,  я прошу вас усердно помолиться,  чтобы образ  Пресвятой Богородицы без всяких таможенных препятствий поскорее прибыл к нам». В аэропорту люди, ожидавшие рейсов, и работники аэропорта, узнав о том, какая святыня находится здесь, стали трогательно просить разрешить им приложиться к святыне. Все получили на молитвенную память небольшие иконочки Божией Матери «Отрада или Утешение», приложенные к святыне.

В этот день был сильный дождь, но никто не расходился. Люди встречали икону в полутора километрах от храма, у метро «Беговая». От многих храмов стекались прихожане, в руках которых были хоругви, иконы, цветы. Собралось около тысячи человек. Все с радостью и трепетом ожидали истинную Покровительницу и Заступницу храма на Ходынском поле. 2000 километров преодолела икона от Афона до Первопрестольной. Икону сопровождали иноки Ватопедского монастыря во главе с игуменом Ефремом.

Под непрерывные песнопения Крестный ход с иконой двинулся к храму на Ходынском поле. Икона утопала в цветах. Под сводами храма звучали возгласы на церковно-славянском и греческом языках. Всеми ясно ощущалась связь двух Православных Церквей.

По окончании богослужения архимандрит Ефрем, игумен Ватопедской обители, обратился к присутствующим в храме со словами: «Мы чувствуем особую радость, что в этот день находимся с вами. Надеемся, что икона «Отрада или Утешение», будет для вас постоянным утешением, особой помощью и покровом, а также мостом, связывающим Русскую Православную Церковь со Святой Горой Афон. Мы знаем, что Русская Церковь пострадала и получила многие раны… И мы рады, что закончилось это испытание. Теперь она, свободная и живая, должна давать верное и точное свидетельство Святого Духа. Но поскольку раны ещё кровоточат, нужно приложить большие усилия для их врачевания. Для этого все мы должны вернуться к нашим корням, к нашему Православному Преданию, поскольку Предание — это живое свидетельство Православия».

Прибывшая с Афона икона является точной копией той древней святыни, которая находится в Ватопедском монастыре. Она до сантиметра совпадает с оригиналом — 140´120 сантиметров. Образ написан на доске, вырезанной из дерева, которое выросло на территории монастыря. Он украшен серебряным окладом, выполненным греческими ювелирами. К написанию образа иноки-иконописцы долго приуготовляли себя постом и молитвою. В краски, которые использовались для написания иконы, была добавлена частица мощей преподобного Максима Грека, святого, глубоко почитаемого как на Афоне, так и в России. Образ Божией Матери «Отрада или Утешение» намолен на Афоне. Обычно перед вновь написанной иконой молятся сорок дней подряд, этот же образ по просьбе владыки Иринарха находился в Ватопедской обители около года.

Икону ожидали еще в 2003 году, переговоры о написании её велись с конца 90-х годов, но тогда Царица Небесная сочла это событие преждевременным. Господь даёт народу столько святынь, сколько он может вместить. По-видимому, настало время, чтобы Игуменья Афонской Горы прибыла в первопрестольный град и осталась с москвичами.

Ещё одно знаменательное событие произошло 3 февраля 2007 года. Это день празднования в честь Ктиторской и именуемой «Отрада или Утешение» Ватопедских икон Божией Матери. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» на Ходынском поле Москвы. Его Святейшеству сослужил епископ Бронницкий Амвросий.

По окончании богослужения от лица клириков и прихожан храма Святейшего Патриарха Алексия II приветствовал настоятель игумен Феофилакт (Безукладников). Он преподнес Его Святейшеству список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение».

Святейший Патриарх Алексий II поздравил участников богослужения с 1200-летием прославления иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», а также со 100-летием закладки храма в честь этого чудотворного образа на Ходынском поле Москвы.

Предстоятель Русской Православной Церкви закончил свою речь такими словами:

«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подает нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь.

У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подается по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

Вдумаемся в наименования святых икон Царицы Небесной: «Взыскание погибших», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих радость» и, наконец, «Отрада или Утешение» — святыня этого храма. В молитве иконе Божией Матери «Отрада или Утешение» есть прошение укрепить нас в Святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение…

Молитвенно желаю, чтобы благодатная помощь, отрада и утешение Пречистой Богоматери всегда сопутствовала всем вам на вашем жизненном пути.

Остается порадоваться за служителей и прихожан храма-памятника, в котором всегда нуждающийся найдет и отраду, и утешение под покровом Иконы Божией Матери».

Усвоение статуса казачьего храму иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Распоряжение о храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле

Распоряжение № 02/2391 от 16 ноября 2017 года // о храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле 

Храму в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы (г. Москва, ул. Поликарпова, д. 16) усваивается статус казачьего.

При храме размещается Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

Председателю Синодального комитета по взаимодействию с казачеством быть почетным настоятелем означенного храма.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

В 2017 году исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. Его именем с 1967 года называется улица в Москве, на которой стоит наш храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»

Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда, Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2(По-2) и Р-5 стали одними из лучших в своем классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка»,И-16 составили основу парка истребительной авиации СССР 1934—1940 годов, за что конструктор еще при жизни заслужил репутацию «короля истребителей»

Николай Николаевич родился в семье священника, «по первому разряду» окончил духовное училище, входил в число лучших учеников Орловской духовной семинарии. Несмотря на то, что юноша не пошел по пути духовной карьеры, он навсегда сохранил в своем сердце православную веру. В сталинские времена он не боялся ходить в церковь, носил крестик.

otrada-i-uteshenie.ru

Духовенство | Казачий храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле города Москвы

Биография:

Родился 5 августа 1963 г. в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен в храме Святой Троицы г. Миасса. В 1970 г. поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл.

В 1981-1983 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен Священноначалием на обучение в Софийскую духовную академию (Болгария).

В 1989 г. по благословению архиепископа Александра (Тимофеева) пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В этом же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее — во иеромонаха.

В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии.

В 1993 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) и решением Священного Синода назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского духовного училища.

В 1994 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена.

В 1995 г. решением Священного Синода назначен ректором Нижегородской духовной семинарии.

С 1996 г. — председатель отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии.

В 2000 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита.

В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии и получил степень кандидата богословия.

В 2004 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской духовной семинарии, председателя отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов.

В 2006 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием назначен ректором Выксунского духовного училища.

С 2005 г. — профессор, а затем член-корреспондент Международной славянской академии.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 83) избран викарием Московской епархии с титулом Павлово-Посадский.

29 ноября 2009 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Павлово-Посадского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 140) утвержден в должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 8) назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние).

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Ставропольскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 51) назначен главой новообразованной Ставропольской митрополии.

18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.

1 августа 2012 года указом Президента РФ включен в состав Совета по делам казачества при Президенте России.

С июня по декабрь 2012 г. временно управлял Георгиевской епархией, с марта по июль 2014 г. временно управлял Элистинской епархией.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 16 ноября 2017 г. назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы, в связи с усвоением храму статуса казачьего.

Образование:

1988 г. — Московская духовная семинария.

Софийская духовная академия.

Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы:

Ставропольская митрополия (Глава митрополии)

Ставропольская епархия (Правящий архиерей)

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (Председатель)

Награды:

Церковные:

2013 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;

орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.

Светские:

2017 г. — медаль Следственного комитета РФ «За заслуги».

otrada-i-uteshenie.ru

Паломничество | Казачий храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле города Москвы

2018 год

22 декабря 2018 года (суббота) для всех желающих состоится паломническая поездка в Сретенский и Рождественский монастыри г. Москвы

Приходите в любое время

Сретенский монастырь расположен по адресу улица Большая Лубянка, дом 19, ориентир — Рождественский бульвар (ст. м. Трубная или м. Сретенский Бульвар)

Святыни монастыря: точная копия Туринской Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя, мощи Илариона (Троицкого), частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, икона преп. Серафима Саровского с мощами, икона Владимирской Богоматери.

Программа паломничества:

13-00 Экскурсия

14-00 Акафист

18-00 Вечернее богослужение

Рождественский монастырь расположен по адресу ул. Рождественка, 20, ориентир — Рождественский бульвар (ст. м. Трубная или м. Сретенский Бульвар).

Святыни монастыря: Боголюбская икона Божией Матери, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца.

Программа паломничества:

15-00 Трапеза

15-45 Экскурсия

17-00 Вечернее богослужение

Запись по тел. (903) 732-32-47 Николай Владимирович

8 декабря состоялась паломническая поездка в Толгский монастырь и Годеново.

Выезжала наша  паломническая группа рано утром, когда утренний свет еще только думал о пробуждении. После полной комплектации состава, мы выехали из Москвы. Сквозь запотевшие стекла автобуса перед взорами проносились лесные массивы, припорошенные снегом, белели стволы спящих берез,  высоких стройных сосен, пушистые ветки елочек. Читать далее…

27 октября 2018 года состоялась паломническая поездка прихожан нашего храма в Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоцкий монастыри.

Ново-Иерусалимский монастырь

«Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего расстояния оного дойти не могущая, созерцай сюда вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание Спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения, в храме Ново-Иерусалимском представляет…» (надпись XVIII в. на столпе между Красными и Судными вратами Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря). Читать далее…

5, 6 и 7 октября 2018 года состоялась паломническая поездка прихожан казачьего храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы по маршруту Оптина – Шамордино – Клыково – Боровск.

Рано утром наша паломническая группа выехала от храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. По дороге мы любовались красотами среднерусской осенней природы. Погода была на удивление хорошая: теплая, солнечная. Настоящая золотая осень.

В монастыре для нас провели обзорную экскурсию. Мы помолились перед святынями обители: частичками мощей преподобного Пафнутия, блаженной Матроны Московской, равноапостольного князя Владимира, Киево-Печерских святых и старцев Глинских, чудотворной иконой Божией Матери Иверской.

Перед иконой Божией Матери был отслужен Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы.

Около полудня мы выехали в Свято-Введенскую Оптину пустынь… Читать далее…

8 сентября 2018 года состоялась паломническая поездка по маршруту Талицы — Мураново.

В пещерном комплексе-храме Талицкого подворья Стефано-Махрищского монастыря мы осмотрели новый храм в Талице и красивейшую территорию подворья, посетили старый храм-часовню новомучеников, пещерный храм св. Димитрия Солунского и пещеры с кельями.

В селе Мураново мы осмотрели дачу Тютчевых, на территории которой расположен храм Спаса Нерукотворного. В храме мы помолились перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Умиление» и крестом-мощевиком многих святых. Посетили святой источник, около которого установлен памятник погибшим в Беслане.

Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж о поездке. Фото: Елена Машкова

Поездка на Бутовский полигон 21 апреля 2018 года 

21 апреля 2018 года состоялась паломническая поездка прихожан казачьего храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы в храм свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово с экскурсией по Мемориальному комплексу «Бутовский полигон — Сад памяти» и в Свято-Екатерининский мужской монастырь. Читать далее…

otrada-i-uteshenie.ru


Смотрите также