Отношение церкви к эко


ЭКО: дискуссия продолжается?

Как Православная Церковь относится к ЭКО?

Проблема искусственного и экстракорпорального оплодотворения продолжает быть предметом многочисленных дискуссий – как медицинских, так и богословских.

Что Церковь говорит об ЭКО?

Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Дискуссия об ЭКО

Священник Алексий Кнутов, студент Московской духовной академии в недавней публикации о проблеме церковного отношения к искусственному и экстракорпоральному оплодотворению, высказал мнение о том что формулировка в текст Основ социальной концепции Русской Православной Церкви не точна:

Искусственное оплодотворение в современном мире приобретает всё большую популярность. Связано это не с любопытством к последним достижениям в области медицины, но прежде всего со все более распространяющейся проблемой бесплодия. Согласно статистике каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается сегодня с этой проблемой. Но как относится к искусственному оплодотворению Русская Православная Церковь? Может ли православный христианин прибегать к такому способу зачатия ребенка?

Хотелось бы сделать уточнения к 4-му пункту XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ, в котором идёт речь о христианском отношении к разным аспектам искусственного оплодотворения. К сожалению, пункт 4-ый XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни.

Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет. Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия. А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения.

Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь.

Но что же подразумевается под этим неопределённым выражением «искусственное оплодотворение» в Концепции? А подразумевается там как раз не явление, а совершенно конкретный метод искусственного внутрикорпорпорального (т.е. внутрителесного) оплодотворения — искусственная инсеминация. Суть этого метода заключается в следующем: сперматозоиды искусственным образом вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие.

Как пишет С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова, «в целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился»[6].

Поэтому это двусмысленное место в Концепции необходимо понимать следующим образом:

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесён метод искусственной инсеминации — искусственного введения в матку жены половых клеток мужа, поскольку этот метод не нарушает целостности брачного союза и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия.

Я глубоко убеждён, что в Концепции, как в документе, носящем юридический характер, должны отсутствовать всякие двусмысленности, чтобы священник, мирянин, не сведущие в каких-то специальных областях знания (в данном случае в репродуктивных технологиях), прочитав Концепцию, могли ясно, чётко уяснить для себя позицию Церкви по тому или иному вопросу.

Здесь нелишним будет отметить, что при применении этого метода возникает щекотливый вопрос о способе получения половых клеток мужчины. Обычно здесь предлагается порочное рукоблудие. Но этот греховный способ может быть заменён на нормальную супружескую близость, при которой мужское семя может быть собрано в медицинский презерватив. Ведь здесь при бесплодии супругов презерватив будет как раз не средством предохранения от беременности, а способом для её возможного наступления.

Кроме того, есть способ получения половых клеток через пункцию половых органов мужчины (она проводится под наркозом).

Концепция об ЭКО говорит следующее: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» (п. XII.4 Концепции).

Согласно Концепции заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов является тяжким грехом. С этим всё ясно. Но Концепция не даёт чёткого ответа на другой вопрос: а является ли нравственно допустимым формирование в «пробирке» ограниченного числа эмбрионов (например двух) с последующей пересадкой всех их в полость матки, при учёте того, что обратившаяся к ЭКО женщина имеет решимость вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет?

Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, считает, что человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут. Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия[9].

Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди.

Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь.

На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом:

Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).

Протоиерей Николай Балашов,

заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, принимавший активное участие в разработке Основ социальной концепции, убежден, что «Основы социальной концепции» достаточно ясно передают церковное отношение к проблеме:

– Конечно, «Основы социальной концепции» – это именно основы. Документ не претендует на исчерпывающее объяснение всех вопросов. Однако выраженная в нем позиция Церкви мне представляется обоснованной. Едва ли следует говорить о “неточной терминологии концепции”.

Над документом работали не только пастыри и богословы. К участию в разработке главы XII привлекались и врачи, и генетики, и специалисты в области биотехнологий, известные не только в нашей стране. Однако, хотя автор статьи считает ОСК “юридическим документом” , в действительности это – документ пастырский и богословский, а не юридический, не политический и не гинекологический. Поэтому я не думаю, что он должен был изобиловать формулировками специально-медицинского характера: к ним разработчики старались прибегать лишь в случаях необходимости. Участники процесса подготовки документа также не считали уместным вдаваться в детализированное описание подробностей интимной жизни человека.

Понимая, что по многим вопросам в Церкви могут существовать разные точки зрения, создатели ОСК старались включить в документ лишь те утверждения, которые могут быть убедительно обоснованы исходя из нравственных и богословских норм Предания Церкви. Из текста упомянутого раздела вовсе не вытекает положительное отношение к ЭКО. В нем указаны те аспекты соответствующей технологии, которые признаются нравственно недопустимыми. И ничего не сказано о том, что без намеренного разрушения эмбрионов метод хорош, приемлем и рекомендован православным. Думаю, это именно то, что Церковь могла и должна была сказать по данному вопросу. Не более и не менее.

Что же касается повышенного риска гибели эмбрионов – да, он существует (как и в случае одобряемой или во всяком случае неосуждаемой автором техники инкорпоральной инсеминации), но насколько он выше «естественного риска» – измерить трудно. Хотя бы потому, что мы до сих пор точно не знаем, как много уже оплодотворенных клеток погибает “естественным путем”. Сегодня ученые склонны полагать, что – большая их часть. Это не может служить оправданием для тех, кто готов уничтожать эмбрионы намеренно. Но и не может быть основанием для обвинения всех брачных женщин фертильного возраста в едва ли не ежемесячном (хоть и не запланированном) убийстве эмбрионов. С обязательством “покаяться батюшке”.

Тут все же важна именно нравственная мотивация.

Напомню, что в цитируемом отцом Алексием разделе «Основ…» в первую очередь говорится о том, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными». В случае неизлечимого обычными способами бесплодия пастырские рекомендации включают как смиренное восприятие бесчадия в качестве особого жизненного призвания, так и возможность усыновления ребенка. Далее речь идет о допустимых с нравственной точки зрения (но не рекомендованных) средствах медицинской помощи, а затем – о недопустимых, среди которых упоминается ЭКО. В каждом случае указаны основания, по которым Церковь находит морально неприемлемыми эти средства.

Однако если в будущем – кто знает? – когда-либо появится такая модификация ЭКО, которая исключала бы имеющиеся ныне основания для этического неприятия – нам не придется созывать Собор для срочного пересмотра «Основ социальной концепции».

Полина Дудченко,

педиатр, неонатолог, супруга священника, мать четверых детей призывает осторожно относиться к своим желаниям и ожиданиям

Про ЭКО я не могу высказаться однозначно, не могу сказать, что вижу большой процент патологий. Однажды я спросила отца Михаила Бойко, как относиться к проведению реанимации. И он ответил, что если не будет воли Господней, не удастся ни одна реанимация. Если переложить это на ЭКО, то я скажу то же самое. Вопрос в принятии того, что посылается Богом и веру в то, что без Господа не происходит ничего.

Очень часто люди, которые не имели детей много лет, когда ребенок появился (не обязательно в результате ЭКО, иногда в результате обычного лечения), не  знают что с этим ребенком делать. Они хотели быть  беременными, а не родить ребенка, ребенок не представляется им чем-то таким, во что нужно вкладывать силы каждый день. Они видели лубочную картинку с улыбающимся карапузом.   Но семейных проблем часто больше, чем ожидалось,  эти дети чаще и своеобразнее болеют. Эти дети другие.

Дети ЭКО лишены, возможно, чего-то сокровенного, моментов, когда они втайне двигались по трубам, и мы не знаем, что происходит в эти моменты. С такой же позиции можно рассматривать и кесарево: это неестественный путь, но он дает возможность выжить ребенку и женщине. Да, эти дети имеют ряд  незначительных отличий, но ведь все в руках Божих.

После ЭКО ряд женщин смогли  забеременеть самостоятельно. Это как трактовать?

Я бы советовала быть осторожной и в вопросе усыновления: это благое христианское дело, которое, к сожалению, может обернуться очень сильно против детей и против родителей.

Родители как бы отказываются от  того, что послал им Господь. Как бездетные они могли бы возможно, послужить людям чем-то другим, они как бы получают новое неожиданное испытание.

Осудить проще, чем понять. Но сформулировать, что точно бездетные семьи хотят, им не всегда удается.

Роман ГЕТМАНОВ,

акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70 в комментарии журналу Нескучный сад:

Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?

Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном, собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой методики устанавливает время.

Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я тщательно пытался в течении длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес.

Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда у женщины собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнеров, то многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у меня было… И это типичная ситуация сегодня.

Я не хочу говорить про всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, нажиты самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникает, как правило — а по этому поводу как раз существует официальная статистика — если у женщины за жизнь было более пяти половых партнеров. За этим почти всегда следуют хронические воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб. Это, повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО.

Законы духовной жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или нет. А многие женщины не хотят слышать про эти законы. И когда священник говорит: опомнитесь, нельзя хотеть детей любой ценой, то кто-то, вместо того, чтобы задуматься о своей жизни, обижается и говорит — священник нас не понимает, он всего это не проходил, он не представляет, как мы хотим сейчас ребенка… Но они думают о себе, а не о ребенке. Можно очень сильно чего-то добиваться и хотеть, только что потом?

Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов считает, что российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения.

«Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось очень много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного», – заявил А.Баранов в понедельник на пресс-конференции в «Интерфакса» в Томске.

По данным главного педиатра России, 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и на увеличение детей-инвалидов», – сказал А.Баранов.

По его словам, только в России государство выделило деньги на внедрение данной технологии. «Везде идет коммерческое осуществление (ЭКО – «ИФ»)», – подчеркнул он. «Более того, Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать», – сказал А.Баранов, добавив, что вред при ЭКО наносится и здоровью женщин.  «Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в возрасте», – отметил вице-президент РАМН.

Иеромонах Димитрий (Першин):

Поэтапная классификация негативных последствий ЭКО позволяет получить следующую схему (мы пропускаем те этапы лечения, которые не содержат негативных последствий ЭКО):

Негативные последствия для женщины.

— На этапе переноса эмбриона в полость матки, диагностики и ведения беременности и родоразрешения:

1. Многоплодная беременность. По данным исследователей, «индукция суперовуляции увеличила количество многоплодных беременностей более чем в 10 раз»

Чаще всего эта индуцированная многоплодная беременность «протекает на фоне медикаментозной коррекции, хронической бактериально-вирусной инфекции, аутоиммунных нарушений, нарушений в системе гемостаза. Другие исследователи подчеркивают, что беременность у этих пациенток осложняется преждевременными родами, внутриутробной задержкой развития плодов, гестозом, гестационным сахарным диабетом».

2. Редукция эмбрионов при многоплодной беременности. Уничтожение созданных с таким трудом человеческих жизней производится, исходя либо из евгенического принципа селективной выбраковки человеческих эмбрионов «с подтвержденными структурными, хромосомными или генетическими аномалиями», либо из соображений удобства «для выполнения манипуляции». После редукции «всего лишь половина (51%) пациенток донашивали беременность до 38 недель и более. Помимо негативных последствий для материнского здоровья редукция эмбрионов влечет за собой нравственные мучения матери, допустившей уничтожение своего ребенка.

Таким образом, ЭКО не приносит пользы здоровью женщин, а вероятность осложнений достаточно велика. Вот почему здесь возникает вопрос соотношения цели и средства: не слишком ли большую цену платят женщины за право получить своего ребенка? Нам могут возразить: но ведь и при обычном зачатии женщина идет на риск, вынашивая беременность. Это было бы так, если бы в случае ЭКО мы заранее не знали, насколько возрастает этот риск. И, кроме того, в случае ЭКО этим рискам женщин подвергают врачи.

Негативные последствия для ребенка.

— аномалии и патологии

Резко возрастает вероятность аномалий и патологий внутриутробного развития. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем, и у детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ). Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще.

Таким образом, абсолютный риск возникновения пороков развития у ребенка, зачатого с помощью ЭКО, выше, чем при обычном течении беременности. Следовательно, люди, которые планируют прибегнуть к ЭКО, должны быть осведомлены обо всех потенциальных рисках этого метода..

– уничтожение человеческой жизни на эмбриональной стадии развития

1. Уничтожение «избыточных» эмбрионов. В большинстве случаев существующие технологии ЭКО предполагают оплодотворение нескольких эмбрионов, большая часть которых подвергается криоконсервации.

2. Гибель при криоконсервации. При технологии криоконсервации погибает 20% эмбрионов, а последующая частота наступления беременности и рождения живых детей составляет 28% и 22% случаев соответственно (английская клиника Bourn Hall)22. Выделяют два основных типа физического стресса, которому подвергаются человеческие эмбрионы в процессе заморозки:

– прямое влияние понижения температуры;

– физические изменения, связанные с образованием льда23.

3. Уничтожение эмбрионов с генетическими аномалиями, обусловленное результатами пренатальной и предымплантационной диагностики.

4. Уничтожение эмбрионов в случае их редукции при многоплодной беременности.

– проблема самоидентичности

Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери? У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития. Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?

— проблема «детей загробного мира»

Технология криоконсервации эмбрионов порождает еще одну очень сложную и трудноразрешимую проблему — проблему эмбрионов, которые имплантируются «после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики, как это не раз случалось, погибали в результате несчастного случая, возможно, уже оставив большое наследство будущему ребенку»24. В результате появляются так называемые «дети загробного мира», что происходит тогда, когда донор-отец умирает еще до имплантации или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной болезни25.

2.4. Негативные последствия для человеческой популяции

– генетический груз

Как мы видели выше, технология ЭКО увеличивает риск рождения детей с теми или иными генетическими аберрациями. В случае массового применения ЭКО возрастает генетическая нагрузка на человечество в целом.

– риск близкородственных связей

Одним из негативных последствий ЭКО является проблема генетической анонимности детей, появившихся в его результате использования донорских клеток и особенно спермы. Поскольку с помощью эякуляции только одного мужчины можно оплодотворить множество яйцеклеток, имплантируя полученные таким образом эмбрионы различным женщинам, и поскольку «отцовство» донора должно оставаться неизвестным, то теоретически возможно получение своеобразной популяции единокровных братьев и сестер, которые не будут подозревать о своем родстве. В этом случае возможно заключение браков между единокровными родственниками, что не только имеет юридические последствия, но и напрямую затрагивает здравоохранение: кровнородственные браки увеличивают вероятность генетических заболеваний.

Тем самым, здесь речь идет уже об отдаленных негативных последствиях ЭКО для людей, ни в коей мере неповинных в своих страданиях, что опять же вновь актуализирует вопрос о соблюдении принципа «не навреди».

Таким образом, мы вынуждены констатировать:

1) К сожалению, ВРТ ЭКО является зоной риска для пациентов, прибегающих к ней;

2) Современная медицина не располагает такими методами ЭКО, которые позволяли бы полностью исключить все его негативные последствия для здоровья человека, тем самым, проводя ЭКО, врач сознательно подвергает здоровье обратившихся к нему пациентов вышеперечисленным рискам;

3) Так как проведение процедуры ЭКО не диктуется медицинской необходимостью, в случае причинения вреда врач несет за это нравственную ответственность.

Несоблюдение в случае ЭКО принципа «не навреди» ставит под вопрос нравственную вменяемость этого направления ВРТ, что, в свою очередь, ставит перед медициной задачу, во-первых, минимизировать как медицинские риски, так и нравственные страдания, причиняемые ЭКО, а во-вторых, со всей строгостью осуществлять процедуру информированного согласия.

Откуда берутся дети? Социологи утверждают — из головы

Размышления бездетной – Честно говоря, я никогда не боялась, что в браке у меня не будет детей…

ЭКО – неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях “зачатия в пробирке”

Семейная проблема –Молодой женский голос попросил о встрече. – Вы нас венчали, батюшка. Три года назад. Помните?

Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение

Бездетный брак. Часть 2. Бездетность – дар Божий

Чудеса святой блаженной Ксении

Святая из нашего города

Мы поехали к святой блаженной Ксении…

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской mp3

www.pravmir.ru

Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Сегодня у каждой второй семейной пары возникают проблемы с зачатием ребенка. У кого-то эти проблемы временные, а у кого-то постоянные. Ответом современной медицины сало множество самых различных процедур, которые способствуют зачатию и рождению ребенка в той или иной мере. Но не все они соответствуют принципам и морали Православной Церкви. И здесь вновь поднимается следующий вопрос: «Каково отношение православной церкви к ЭКО-оплодотворению?»

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

О деторождении:

Почему именно метод экстракорпорального оплодотворения подвергается такой серьезной критики среди священства? Ответ лежит в сущности самой процедуры: у матери берут несколько яйцеклеток и оплодотворяют их вне организма семенем отца. Зародившиеся эмбрионы делят: часть подсаживают матери, а часть уничтожают или замораживают.

И вот тут появляется проблема, ведь это уже зародившаяся жизнь и ее убивают. Так чем ЭКО лучше аборта, ведь и там и там убивают детей. Строгое отношение православной церкви к ЭКО обусловлено именно убийством, которое происходит в процессе данной процедуры.

Такое же негативное отношение Церковь имеет и к суррогатному материнству, в ходе которого ребенок зачастую «покупается».

Важно! Недопустимыми считает Церковь все методы оплодотворения вне тела женщины, которые предполагают консервацию или намеренное уничтожение эмбрионов.

ЭКО с точки зрения православия

Многие ненавистники и гонители Церкви говорят, что негативное отношение ее к данной процедуре обусловлено тем, что Церковь — это вымирающий мамонт, который настроен против технологий, современных возможностей и науки в целом.

Мнение церкви об ЭКО

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, — говорит епископ, — нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей? Усынови сироту, которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей.

ЭКО: мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Молитвы о деторождении:

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения

molitva-info.ru

Как церковь относится к ЭКО?

Многих кто думает о том, чтобы воспользоваться ЭКО интересует вопрос, как церковь относится к этому. Отношение к ЭКО как у церкви неоднозначное. Верующие родители перед тем, как решиться на искусственное оплодотворение хотят получить одобрение у священнослужителей. Разобраться в этом вопросе поможет эта статья.

Служители церкви убеждены, что если у семейной пары нет детей на то воля Божья. Если человек решает самостоятельно вмешаться в процесс зачатия, он согрешит. При этом православие не запрещает лечить болезни которые могут приводить к бесплодию.

По мнению церкви, если пара не может иметь детей, а излечиться от бесплодия супруги не могут нужно смириться и воспринять это как волю Господа и жизненное предназначение.

Служители церкви советуют парам, которые не могут иметь детей почаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Нужно ежедневно просить у Бога даровать ребенка. Также просить о младенце нужно у Ксении Петербургской, Николая Чудотворца, Святой Матроны и Пантелеймона Целителя. Молитва должна быть обращена к этим святым и перед переносом эмбрионов.

Молитву перед ЭКО можно читать дома перед иконой. Обращаться за помощью можно к своему Ангелу-хранителю. В храме нужно поставить свечи перед иконами «Целительница», Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница» и «Нечаянная Радость». Не забудьте преклонить колени после того, как поставите свечи.

Видео по теме:

Грех или нет?

Священнослужители не запрещают делать ЭКО. Единственное но, для оплодотворения должна быть использован биоматериал мужа. Такой подход не возбраняется, так как считается, что такое ЭКО близко к естественному отношению между супругами и такое зачатие не может нарушить каноны брака.

Еще одним условием безгрешного ЭКО является количество перенесенных эмбрионов. Все эмбрионы, которые были перенесены должны развиваться. То-есть нельзя удалять уже прижившиеся зародыши.

Церковь считает, что если так поступить, ребенок родится за счет жизни свих не родившихся братьев или сестер. Это главный аспект греха. Все яйцеклетки, которые были оплодотворены и из которых получились эмбрионы,  должны получить право на жизнь, человек не вправе лишать их жизни.

Полное отношение Русской православной церкви к ЭКО полностью раскрыто в «Основах социальной концепции». Это официальный документ в котором рассмотрены, в том числе, вопросы лечения и преодоления бесплодия, а также отношение к ЭКО.

Причины негативного отношения

Рождение ребенка это не единственное предназначение брака. При бесплодии супруги могут взять ребенка из детского дома. Возможно, Бог послал это испытание не случайно.

Отношение церкви к ЭКО будет более негативным если:

  1. ЭКО будет делать одинокая женщина.
  2. Будет применена донорская сперма.
  3. Будет применена редукция (удаление зародышей).
  4. При криоконсервации.

Если при ЭКО будет использована сперма донора — это будет расценено, как вмешательство третьей стороны. Такое вмешательство в брачный союз нарушает целостность семьи. Это является поощрением безответственного отцовства. Будущий биологический отец не узнает, что у него появился ребенок. Донор не получит возможность участвовать в жизни своего ребенка.

Также при использовании донорского биоматериала будут нарушены и права будущего ребенка. Малыш имеет право на единственных родителей. В случае донорства родители у малыша будут и социальные и биологические.

У ребенка должно быть двое родителей. Это священное право ребенка в православии. При использовании биоматериала донора ребенка лишают одного из родителей – это грех.

Криококонсервация не допускается также как и удаление (убийство) непригодных эмбрионов. В христианстве считается, что в момент оплодотворения уже происходит зарождение души. То-есть при отборе наиболее жизнеспособных эмбрионов происходит детоубийство.

При редукции происходит удаление лишних зародышей, что предотвратить многоплодную беременность. Такое действие расценивается церковью, как аборт и детоубийство. Это считается одним из самых тяжких грехов.

Что говорит церковь про ЭКО?

В настоящее время процедура ЭКО развивается очень быстро. Сегодня, технологии позволяют подготовить нужное количество зародышей, не делать редукцию и не убивать лишние эмбрионы. Лишние эмбрионы помещаются в жидкий азот, так происходит криоконсервация.

В этом видео рассказано, в каком случае ЭКО не является грехом:

Криоконсервация позволяет использовать эмбрионы в любое время, при неудачных подсадках или для использования в качестве донорского материала другими парами. Служителям церкви известны ситуации, когда после криоконсервации прошло столько лет, что родители уже умерли, так и не воспользовавшись этими эмбрионами. Эмбрионы имеет душу и продолжают находиться в замороженном состоянии долгие годы. По мнению священнослужетелей это бесчеловечно.

«Дети загробного мира»

Служители церкви считают криконсервированные эмбрионы «детьми из загробного мира». Такими детьми священники считают зародышей, перенесенных после заморозки, когда их биологические родители уже умерли (отец или оба родителя в случае с донорством). Говорится, что дети осиротели еще до подсадки в полость матки будущей матери. Тоже самое говорится и в случае если жена после смерти мужа решает родить от его семени взятой еще до смерти.

Суррогатное материнство также не принимается РПЦ. Такой способ считается аморальным, ведь в период вынашивания образуется связь у мамы и малыша, как телесная, так и духовная. После родов ребенок передается социальным родителям. Ребенок, в этом случае, является объектом купли-продажи. Это тяжкий грех.

Искусственное оплодотворение негативно воспринимается церковью из-за того, что человек берет на себя функцию Бога. Человек пытается все контролировать и подчинять своим желаниям.

Крещение «детей из пробирки»

Часто служители церкви отказывают в крещении ребенка после ЭКО. Причина отказа это грех родителей. Прошедшие ЭКО родители совершили грех, согласившись с убийством пусть и не родившихся детей. Крещение в этом случае не имеет смысла, ведь ребенка не смогут правильно воспитать в христианском духе.

Крестить малыша будет можно, когда оба родителя покаются со всей искренностью.

В основном в крещении ребенка сейчас не отказывают. Ведь родился ребенок при помощи ЭКО или естественным образом он остается созданием Божьим и его можно крестить. Каждый должен отвечать сам за поступки, которые он совершил, так написано в Библии. Поэтому дети не в ответе за своих родителей.

Отказ в крещении ребенка рожденного в результате ЭКО это серьезное ущемление его прав. В этом случае родители должны найти другую церковь и исповедаться перед священником.

Жизнь человека это не товар. В православии человек должен принять волю Бога. Если послал Создатель множество детей – нужно рожать и заниматься воспитанием. Если не дал Бог детей – можно взять ребенка из приюта, ведь так много детишек живут без родителей.

Не забывайте писать комментарии, задавать вопросы, делиться своим опытом. Ставьте оценку статье и делитесь ей в ваших социальных сетях. Спасибо за посещение.

ekobesplodie.ru

Как православная церковь относится к ЭКО

Отношение Церкви к ЭКО крайне отрицательное. Ведь жизнь — это бесценном дар, который дарует нам Господь и всякий ребенок — это дар Божий.

Священнослужители утверждают, что в вопросе ЭКО, как и во всех вопросах человеческой жизни и нравственности исходить нужно из веры и из покорности к промыслу Божьему.

Современные люди, руководствуются своими эгоистическими желаниями. Они стремятся контролировать все аспекты своей жизни, не давая воле Божией участвовать в их судьбе.

Церковь против ЭКО, потому что живая душа не должна выступать экспериментальным объектом для науки

Сама процедура ЭКО, по мнению Церкви, выглядит как научный эксперимент. Уже на самой первой стадии своего развития человек становиться экспериментальным объектом.

К сожалению, врачи и будущие родители не учитывают тот факт, что эти эксперименты проводятся с эмбрионами, являющимися крошечными людьми.

Цена процедуры ЭКО, с точки зрения православия, – жизнь еще не родившегося человека.

При проведении экстракорпорального оплодотворения нарушается заповедь «не убий», а это самый тяжкий, ужасный и великий грех, поэтому православная религия против ЭКО.

Мнение Церкви: ребенок должен быть плодом брачного союза

Зачатие ребенка есть таинство мужчины и женщины, в этом заключается позиция Церкви. Если Господь Бог посылает много детей – следует принять этот дар – рожать и воспитывать. Если семейная пара бездетна, значит такой крест дал Творец этим людям, и они должны его нести.

Бездетной паре священнослужители советуют усыновить или удочерить ребенка

Супружеская пара, отчаявшаяся родить собственного ребенка, может прибегнуть к усыновлению. В таком случае человек выполняет заповедь Божию о любви к ближнему. Ведь, не имея своих собственных детей, он берет сирот, детей от которых отказались родители и принимает их, как принял бы своих детей.

Если возникают какие-то физиологические трудности, супруги могут обратиться к врачам, которые назначат возможные методы лечения. Церковью это не воспрещается.

Мнение Церкви в отношении бесплодных пар — это призыв к покаянию, соблюдению заповедей Божьих и ведению праведного образа жизни.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

На сегодняшний день существует целая система регулирования рождаемости. Те семейные пары, у которых по каким-то физиологическим причинам не может появиться ребенок, но они этого хотят, прибегают к различным искусственным методам.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – вспомогательная репродуктивная технология в случае бесплодия

Во время процедуры ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.

Культивирование эмбрионов — контроль над процессом оплодотворения яйцеклетки

Первая успешная процедура ЭКО оплодотворения была проведена еще сорок лет назад в 1978 году. На свет появилась девочка Луиза Браун, у которой уже есть свои дети.

К процедуре ЭКО семейные пары обычно прибегают, если курс лечения, назначенный после обследования не дал никаких результатов, и им все-таки не удалось зачать долгожданного ребенка.

Женское и мужское бесплодие – причины по которым семейные пары прибегают к ЭКО

Причинами, из-за которых у мужчины и женщины нет возможности стать родителями, могут быть абсолютно разными. Итак, показаниями к ЭКО являются:

Женское бесплодие: 

  • непроходимость маточных труб;
  • нарушение овуляции;
  • эндометриоз;
  • анатомические особенности матки, препятствующие зачатию.

Бесплодие мужчины, выраженное в количественном или качественном изменении сперматозоидов, также может послужить показанием к ЭКО.

По статистике в России от 15 до 18% бесплодных пар — почти каждая шестая.

Окончательное решение о рождении ребенка с помощью ЭКО верующие семейные пары принимают самостоятельно. При этом им необходимо учитывать, все недопустимые аспекты с точки зрения православия при использовании этого метода, понять почему Церковь против ЭКО, узнать разрешает ли Церковь ЭКО. Можно посоветоваться с батюшкой, спросить его благословения.

ЭКО – грех, противоречащий замыслу Божьему, считает Русская Православная Церковь

XX век бурного развития технологий, ознаменован разными открытиями, в том числе и в медицинской области. Многие из них бесспорно спасли и помогают спасать множество жизней.

Однако эта тема до сих пор вызывает различные точки зрения.

Ребёнок из пробирки — так называют детей, рожденных в результате ЭКО

Применение ЭКО меняет представление человека о способе зачатия ребенка, что сопряжено с рядом этических проблем.  Поэтому у верующих часто возникает вопрос: как православная церковь относится к эко?  Одобряет ли?

Православная Церковь выступает категорически против его проведения. Отношение Церкви к ЭКО и его оценка изложены в «Основах социальной концепции» в разделе «Проблемы биоэтики».

В документе сказано:

«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».

Единственным нравственно допустимым способом преодоления бесплодия искусственным путем Церковь называет метод «искусственной инсеминации». В этом случае искусственное оплодотворение происходит половыми клетками мужа, но никак не постороннего человека.

Как считают священнослужители, лишь в данном случае не нарушается целостность брачного союза. Метод «искусственной инсеминации» принципиальным образом не отличается от естественного зачатия и не ломает семейных устоев.  

О недопустимости искусственного оплодотворения, церковь высказывается, если применяются следующие методы:

  • использование донорской спермы;
  • процедура без брака;
  • замораживание или уничтожение лишних эмбрионов;
  • использование ЭКО женщинами в не брака;
  • редукция зародышей.

Священнослужители полагают, что семейная пара, решившаяся на искусственное оплодотворение, несет моральную ответственность за гибель «лишних» эмбрионов.

Члены РПЦ высказываются против использования донорской спермы и яйцеклеток при ЭКО или суррогатной матери. Так как при этом происходит подрыв семейных устоев, теряется ценность духовного единства, поскольку у ребёнка, помимо «социальных» родителей существуют еще и биологические.

Церковь считает морально недопустимыми те варианты искусственного оплодотворения, при которых будет получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо.

Статистика ЭКО показывает, что успех зачатия с первого раза происходит лишь в 45-50% случаев

В дальнейшем используются запасные эмбрионы, заготовленные на первом этапе. Связано это с тем, что выявление детородной яйцеклетки у женщины происходит через гормональное стимулирование женских яичников, а это большой риск для здоровья. Поэтому за один раз получают несколько эмбрионов и используют при необходимости.

В случае ненадобности происходит их намеренное уничтожение, которое церковь приравнивает к аборту. Или же воспользоваться оставшимися эмбрионами могут другие семейные пары, естественно при согласии доноров.

Нарушением церковных канонов считается употребление репродуктивных методов однополыми парами и парами, живущих в гражданском браке.  Использование метода ЭКО для рождения ребенка вне семьи, «для себя» также считается недопустимым, ведь это лишает ребенка права обрести обоих родителей.

Церковь против суррогатного материнства, так как ребенок при этом выступает как некий продукт, который можно купить

Отношение церкви к суррогатному материнству еще более осуждающее, чем к ЭКО. Она категорически против отчуждения ребенка от родившей его матери.

Суррогатное материнство — вынашивание женщиной генетически чужого ребенка, который после родов добровольно отдается биологическим родителям.

Суррогатное материнство приводит к разрушению эмоциональной и духовной близости между матерью, а также нарушает таинство и интимность союза двух людей

Это грех — считают представители РПЦ, так как противоестественно и нравственно недопустимо.

Детей, рожденных с помощью ЭКО крестить не запрещено

Таинство Крещение считается неотъемлемой частью жизни православных христиан, ведь именно в этот момент человек обретает ангела-хранителя и происходит преображение образа дальнейшей его жизни.

Зная отрицательное отношение Церкви к экстракорпоральному оплодотворению, многие верующие родители задаются вопросом: «Крестят ли детей ЭКО?»

Конечно, крестят! Ведь дети, рожденные с помощью ЭКО так же чисты и невинны перед Богом, как и дети, зачатые естественным путем. У такого ребенка так же, как и у остальных детей будут крестные родители.

Крещение ребенка, рождённого при помощи ЭКО, проходит по стандартной процедуре

У многих родителей также возникает вопрос: «Нужно ли говорить в храме что ребенок рожден, после процедуры ЭКО?».

В данном вопросе нет единого мнения. Большинство считают, что это вовсе не обязательно и это решение должны принимать супруги.

Эти и многие вопросы тревожат и будут тревожить родителей. Священнослужители советуют не стесняться и обращаться за советом в храм, где всегда подскажут и помогут в любом вопросе.

Большинство представителей РПЦ придерживаются мнения, что нельзя отлучать детей от крещения, так как это противоречит канонам церкви.

Хотя встречаются священнослужители, отказывающие крестить ребенка ЭКО. Не принимают во внимание даже обстоятельства, из-за которых супруги решились на этот шаг. В таком случае нужно просто обратиться в другой храм.

Святой отец даже если он осуждает и не принимает методы искусственного оплодотворения, не имеет право отказывать в совершении Таинства Крещения. Ребенок не может и не должен быть наказан за проступки родителей. Церковь лишь имеет право требовать от отца и матери исповеди до совершения крещения ребенка ЭКО.

hranitel.club


Смотрите также