+7 (495) 507-62-46
+7 (926) 046-82-01
Детская или подростковая неврастения – наиболее часто встречающаяся форма неврозов у детей. Невроз является психическим заболеванием, лечение довольно эффективное при правильном подходе. Неврастения в некоторых источниках упоминается как астено-невротический синдром или астенический невроз. В основе возникновения лежит конфликт между личностью и ее невозможностью адекватно взаимодействовать с реальностью.
Термин «неврастения» первым ввел американский врач G.Beard (1868 г.), он же сумел дать клиническое определение данному явлению (1880 г.). Характеризовал неврастению как состояние раздражительной слабости, причиной возникновения такого состояния он считал истощение нервной системы. Уже после этого, подобное состояние описывали в Германии (R. Neisser), Франции (J.M. Charcot). В России, несколько лет спустя, А.Я. Анфимов сообщил о неврастении как о состоянии «периодической усталости» (1889 г.), подчеркивая, что оно возникает преимущественно в юношеском возрасте.
Ребенок с рождения находится в постоянном взаимодействии с реальностью, миром, довольном большим количеством людей, их поведением, реакциями на различные ситуации. Все, что касается ребенка, его жизни, кажется ему значимым. При этом совершенно неважно, что будет для него особенно значимым (каждый сам определяет эту самую «значимость»).
Но когда личность не готова столкнуться с «несовершенством» мира или попросту считает эту задачу изначально нерешаемой, тогда возникает конфликт, который негативно воздействует на личность ребенка. Эта неразрешимость конфликта «подтачивает» нервную систему. Ребенок пытается эту проблему спрятать поглубже. Начинает воспринимать ее как личную неудачу, убеждая постепенно самого себя в ее неразрешимости. Напряжение растет все больше.
Не сама ситуация в данном случае является патогенной, а факт того, что ребенок оказывается неспособным справиться с предложенной задачей. Он ощущает невозможность удовлетворить свои потребности, возрастает психическая и физическая дезорганизация. В результате наступает нервное перенапряжение.
Если исходить из данной точки зрения, получается, что к неврастении должна быть определенная склонность. У каждой личности существует свой адаптационный ресурс, при его истощении, невозможности разрешать задачи, может возникнуть астено-невротический синдром.
При этом наблюдается жесткое несоответствие между возможностями личности ребенка и требованиями постоянно изменяющейся реальности. Ведь если на разных детей воздействует, грубо говоря, один и тот же раздражитель из внешней среды, то далеко не у каждого возникнет астено-невротический синдром. Ситуация только может способствовать развитию неврастении, но никак не быть прямой причиной возникновения. Как сказано в монографии детского психиатра Б.В. Воронкова «Без личностной готовности даже при очень серьезных жизненных трудностях невроз не сформируется».
Разумеется, это не единственная теория о природе возникновения неврастенического состояния. Существуют также и другие. Одной из них является теория психоаналитиков, в первую очередь, Z. Freud. Следуя этой точке зрения невроз (или неврастения как одна из форм невроза) образуется из-за запретного влечения и психологической защиты. Начало невроза проистекает еще из раннего детства. Следуя постулатам другой теории основная роль в возникновении невротических расстройств лежит в наследственной предрасположенности (F.Reymond, F. Kehrer).
Для неврастении не характерна психотическая симптоматика, т.к. у больного сохраняется критичность к своему состоянию и самосознание личности. Как самостоятельная форма невроза неврастения у детей формируется начиная со школьного возраста. У детей дошкольного возраста проявляется как психогенные астенические реакции в ответ на психотравмирующую ситуацию.
В этот период малышу особенно важно сохранение гармоничных отношений в системе «мать и дитя». Именно в этот период формируется мировосприятие через отношения с матерью. Если мать любит и безусловно принимает своего ребенка, то и окружающий мир кажется ребенку таким же принимающим, не враждебным.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Что такое гипомнезия: виды нарушения памятиВ случае, когда наблюдается постоянное напряжение, мать отвергает своего ребенка, постоянно на него кричит и никак не проявляет к нему любви и нежности, то и окружающий мир покажется ребенку таким же враждебным, злым. Невротические реакции могут проявляться в излишней плаксивости, агрессивности, тошноте, рвоте, энурезе, энкопрезе. При рождении младших братьев или сестер растет тревожность, формируется зависть, ревность, возникает чувство ненужности.
В дошкольном периоде для ребенка психотравмирующей ситуацией для возникновения неврастении становятся различные эмоциональные потрясения при встрече с незнакомыми животными или знакомыми, но перед которыми мог быть сформирован страх самими взрослыми. Как часто мы слышим от взрослых фразы «не ходи туда, там злая большая собака, она тебя съест», «не подходи к этой кошке, она тебя поцарапает или укусит».
Все эти слова говорятся чаще всего от беспокойства за жизнь и здоровье ребенка, но они могут быть сказаны совершенно по-другому, например, «будь аккуратнее, ты не знаешь эту собаку, она тебя тоже, когда собаки боятся или волнуются, они начинают защищаться». Мы не должны «программировать» ребенка на неудачу прямыми фразами «ты упадешь», «ты сломаешь» и т.д., так взрослые только сами же формируют страхи у ребенка, им нужно только честно предупредить о возможных последствиях и заявить о своем беспокойстве. В этом возрасте дети крайне восприимчивы к словам взрослых, крики, ругательства, пугающее поведение – все это крайне негативно может повлиять на детей и сформировать непроходящее тревожное состояние и различные страхи, даже фобии.
У детей, чрезмерно центрированных на матери, при резком изменении системы взаимоотношений (замужество, госпитализация без матери и т.д.) может возникнуть неврастения, детей начинает тошнить без видимой причины, нарушается сон и т.п.
Примерно в 5-6 лет характер ребенка уже более четко выраженный, самооценка сформирована, поэтому именно сейчас они в состоянии в полной мере ощущать свою неполноценность и беспомощность, у них легко может сформироваться по разным причинам чувство вины и чувство собственной незначимости. Этому способствуют конфликтные отношения со сверстниками и чрезмерные требования со стороны родителей. Ребёнок может ощущать, что он вовсе не такой, каким хотят видеть его родители. Нередко сами родители немало этому способствуют, часто ругая ребенка и постоянно говоря ему «нет», вводя жесткую систему правил и постоянных запретов.
В этот период включены предподростковый и подростковый возраст. В начальных классах у детей трудности с освоением программы, открытая и непрекращающаяся вражда со сверстниками, отсутствие друзей, вынужденное одиночество могут вызвать неврастению. Ближе к подростковому возрасту жесткому испытанию подвергается личность ребенка, его самооценка, соотношение между «хочу» и «могу».
Подростки часто боятся быть отвергнутыми, у них сильно развито стремление к группированию, боязнь не соответствовать общепринятым в группе подростков стандартам формирует длительную по времени тревожность. Психологический конфликт в этот период, особенно если подросток чего-то хочет, но реализовать никак не может (или даже цель кажется ему изначально недостижимой), движется к апогею, в критические моменты достаточно одной незначительной детали, чтобы сформировалась неврастения. Причиной неврастении часто является недостижение субъективно значимой цели. Переутомление при этом играет подчиненную роль, потому что даже длительный отдых не приносит существенного облегчения.
При неврастении преобладает ярко выраженные повышенная утомляемость и раздражительность. У подростков неврастения проявляется обычно в двух вариациях: гиперстеническая и гипостеническая.
В обоих случаях у подростков наблюдаются колебания сердцебиения, давление неравномерно, кружится голова, может тошнить, нередки кишечные спазмы и прочие симптомы соматических нарушений. Астено-невротический синдром может длиться месяцами и даже годами, чем больше он длится, тем труднее будет лечение.
Детям с неврастенией трудно даются даже простые действия (умственные или физические), их постоянно сопровождает повышенная тревожность, они не способны расслабиться или даже отвлечься на время. Больше других неврастении подвержены дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, неуверенностью в себе, ранимые, тревожные, мнительные. Находящиеся постоянно «под прессом» авторитета родителей.
Они постоянно стараются избежать риска неудачи, стремятся не выполнить цель, а просто избежать ошибок, они боятся конкуренции. На уроке, даже зная правильный ответ сидят и боятся высказаться. У них серьезные проблемы с самооценкой. Они избегают эмоционального и умственного напряжения. Кроме личностных особенностей к внутренними предпосылками возникновения неврастении относят также резидуально-органическую недостаточность головного мозга и соматическую (физическую) слабость. Среди неврозогенных факторов у подростков большую роль играет обстановка в семье.
Риском к образованию неврастении могут являться алкоголизм родителей, их асоциальное поведение, заболевания близких людей с угрозой смерти. Дети, которые вынуждены постоянно «ублажать» родителей испытывают мощные нервные перегрузки, у них появляется чувство безнадежности и постоянного неудовлетворения собой. Сверхзабота также не хороша при воспитании детей, это формирует у них пассивность, инфантилизм, неумение адаптироваться и как результат всего этого – астено-невротический синдром или другие невротические расстройства.
Прежде чем приступить к лечению, врачу нужно найти основную предпосылку неврастении. Т. е. выяснить, что именно послужило толчком к неврастении. У большинства больных только одно психотравмирующее обстоятельство в силу субъективной значимости является неврозогенным фактором. Часто неопытные или нечуткие врачи склонны к проецированию своих установок или своего опыта на сложившуюся ситуацию у подростка или ребенка, оценивая только внешние признаки заболевания.
Порой даже пьянство отца или смерть близкого родственника вовсе не причина неврастении. Возможно, что ребенок равнодушен к этим явлениям с точки зрения особенной значимости. А причина может быть иной. Лечение таких больных должно проводиться педиатром (терапевтом) совместно с психологом или психотерапевтом либо еще и с психиатром.
Терапия и лечение включают соматопсихическую и социально-личностную коррекцию, иногда возможно назначение медикаментов, также необходимо изменение образа жизни, налаживание микроклимата в семье. Очень эффективна в данном случае семейная психотерапия. Главное в лечении – это разрешение личностного конфликта. Неврастения является обратимым процессом и успешно поддается лечению.
opsihoze.ru
Врачи бьют тревогу, большое число заболеваний, присущих взрослому организму стали проявляться и у младшего поколения. Сюда же относится и неврастения, у детей она возникает из-за различных факторов, нарушающих работу нервной системы. Чтобы предупредить усугубление состояния, следует более детально ознакомиться с недугом.
Для тех, кто плохо ориентируется в медицинской терминологии, сложно понять, что означает неврастения — детская нервная патология. Данный вид расстройства напрямую связан с ЦНС, которая подвергается перегрузкам как умственного, так и физического характера. Чаще всего с проблемой сталкиваются состоятельные, амбициозные родители, требующие от любимого чада высокой успеваемости в различных видах занятий. Сюда же относится школа, спортивная секция, посещение кружков и т.д. Ребенок, к которому направлены завышенные требования, в определенный момент не выдерживают и тогда проявляются симптомы неврастении у детей. Если говорить кратко, астенический синдром (второе название болезни) — это показатель хронической усталости нервной системы. При чрезмерных нагрузках, возникают различного рода нарушения ЦНС временного характера и если вовремя предпринять адекватное лечение, все восстановиться. Но для этого стоит внимательно ознакомиться с моментами, способствующими недугу.
В списке факторов, вызывающих расстройство нервной системы ребенка, выделяют самые популярные:
Постоянный стресс вызывает нервное истощение, что мешает сосредоточиться на занятиях. Получается замкнутый круг — родители злятся, повышают голос, наказывают — ребенок уходит « в себя».
В дошкольном и школьном возрасте детям присущи чрезмерная возбужденность, капризность, вспыльчивость. Астенический синдром может начаться с казалось бы, невинных поступков — малыш начинает манипулировать родителями для достижения желаемого. С развитием недуга, присоединяется капризность, а также:
Уважающий себя врач перед тем, как приступить к лечению нервного недуга, проводит детальную диагностику.
Во время опроса, доктору важно знать:
В завершении, специалист слушает сердцебиение, измеряет температуру тела, давление, состояние кожи.
Комплексное лечение включает разные подходы, все зависит от степени тяжести состояния ребенка. Если неврастения, симптомы и признаки которой мы уже изучили, проявляется в легкой форме, достаточно обращения к детскому психологу.
Назначаются препараты, улучшающие микроциркуляцию крови в головном мозге, что способствует полноценному питанию клеток.
Средства, способствующие коммуникативности, приспособляемости организма ребенка к переменам обстоятельств.
В запущенных случаях дополнительно потребуется помощь психотерапевта.
Важно: медицинские препараты, психотерапия не принесут позитивного эффекта, если взрослые не изменят своего отношения. В первую очередь, нужно перестать быть столь требовательными и мучить дитя завышенными запросами.
Нормальных родителей всегда волнует вопрос, могут ли симптомы неврастении у детей привести к серьезным последствиям. В нашем случае существуют моменты, которые могут радикально повлиять на качество жизни ребенка:
Важно: чтобы не допустить развития осложнений, при проявлении первых признаков болезни, нужно немедленно обратиться к доктору и следовать его рекомендациям.
Важной составляющей в лечении дитя является отношение взрослых к проблеме. Необходимо придерживаться общепринятых рекомендаций специалистов, способствующих улучшению состояния.
Жареная, острая, жирная, копченая пища, консервации нарушают работу ЖКТ, обменные процессы, метаболизм, вызывают ожирение, расстройство ЦНС.
Общайтесь с любимым чадом — между взрослыми и ребенком должно быть полное доверие. Поделившись проблемами, возникшими в школе, он значительно облегчит свое нервное состояние. Также открыто расскажет, что вызывает его недовольство в вашем поведении. Только таким образом можно найти общий язык и справиться с неприятностями. Главное — дитя не должно бояться родителей, а уважать их. Распускать и позволять все, что заблагорассудиться — тоже неправильно. Необходимо выбрать «золотую середину», комфортную для всех сторон процесса.
Важная составляющая воспитания — создание гармоничной, приятной, комфортной обстановки. В доме не должно быть криков, скандалов, об употреблении взрослыми спиртных напитков и курении не может быть и речи.
Если возникает спор — решать вопрос только спокойно, за одним столом, путем общения. Не забывайте хвалить малыша не только за отличные отметки, но и старательность. Поощрение будет мощным стимулом в преодолении трудностей в учебе.
psycholekar.ru
Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу — он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.
Что такое неврастения? Как распознать ее симптомы у ребенка? И почему, казалось бы, взрослый недуг все чаще диагностируется в детском возрасте? В этой статье мы попробуем найти ответы на актуальные для многих родителей вопросы.Неврастению также называют астеническим неврозом, и он представляет собой хроническое переутомление центральной нервной системы. Это значит, что ЦНС постоянно испытывает перегрузки в течение длительного времени, из-за чего ее функции «обрастают» временными нарушениями. Ключевое слово здесь «временные», поскольку при должном внимании к недугу нарушения функций нервной системы вполне обратимы.
Сложность в том, что симптомы детской неврастении очень легко спутать с проявлениями других психоневрологических проблем. А не очень внимательные родители могут и вовсе списывать изменения в детском поведении на возраст. Поэтому необходимо понимать, какие факторы приводят к астеническому неврозу.
Неврастения возникает под действием различных событий, но их все можно назвать психотравмирующими. Статистика говорит о том, что астеническому неврозу больше подвержены мальчики, нежели девочки. Возраст может быть любым, но в «группу риска» входят младшие школьники из-за сложностей с адаптацией к учебному ритму жизни.Как ни печально, причина очень многих случаев неврастении среди детей кроется в отношениях с родителями. Это бывает, когда взрослые члены семьи постоянно недовольны малышом либо предъявляют к нему слишком большие требования, для соответствия которым ему приходится ежедневно выбиваться из сил. Если ребенок перегружен учебой или секциями, и при этом он видит, что не дотягивает до желаемого родителями уровня — рано или поздно нервная система дает сбой.
Впрочем, факт умственного напряжения не обязателен, частые упреки тоже могут привести к аналогичному результату. Проще говоря, ребенок все время пребывает, как говорят взрослые, «в стрессе». Также причиной неврастении может быть неравномерно распределенная родительская любовь (или видимость этого для ребенка) между старшими и младшими детьми. Когда ребенку кажется, что родители несправедливы к нему, он не может абстрагироваться от этой травмирующей ситуации. К этому же результату приводят навязчивые фобии, повторяющийся страх наказания, явно некомфортная обстановка в учебном заведении. Иногда имеет место наследственный фактор, преобладание определенных черт характера и неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности. Однако эти причины не являются наиболее распространенными. Ослабление центральной нервной системы выражается быстрым переутомлением, причем как физическим, так и умственным. Переутомление же, как известно, может проявляться по-разному. Некоторые дети постоянно капризничают и пребывают в возбужденном состоянии. Они могут устраивать абсолютно неконтролируемые истерики на ровном месте и раздражаться по любому поводу. Но это лишь один возможный сценарий. Есть подверженные неврастении малыши, которые ведут себя очень апатично и вяло. Такие дети все время жалуются на усталость в ее классическом понимании. Часто эти жалобы сочетаются с неуверенностью в себе, плаксивостью, замкнутостью, подавленным настроением. Бывает и так, что оба варианта поведения перемежаются у ребенка время от времени.В качестве общих симптомов можно выделить нарушение сна, снижение концентрации внимания и низкую работоспособность, что оставляет плохой отпечаток на школьной успеваемости. А к физиологическим проявлениям неврастении относится изменение работы желудочно-кишечного тракта (случаются запоры, тошнота или диарея), снижение аппетита и возможные головные боли.
Как видите, симптомы астенического невроза не указывают четко на первопричину. Так что если в вашей семье имела или имеет место одна из описанных выше ситуаций, внимательно понаблюдайте за эмоциональным состоянием своего ребенка и при необходимости проконсультируйтесь с неврологом. Лечение неврастении должно проводиться комплексно. Его суть можно сформулировать как устранение травмирующих факторов вкупе со снижением психической и физической нагрузки. Как правило, постановка диагноза исходит от невролога. Далее ребенок получает направление к психотерапевту. Этот специалист проводит целенаправленную работу, чтобы выяснить причины состояния маленького пациента и помочь ему справиться с ними. Также психотерапевт или невролог назначает курс подобранных для ребенка успокаивающих препаратов. К таким средствам относится Тенотен Детский — он снижает повышенную возбудимость, вызванную стрессом, и помогает нервной системе справиться с эмоциональными и умственными нагрузками.Успех во многом зависит и от работы, которую проделают ближайшие члены семьи. Их задача — окружить ребенка лаской и заботой, снизив уровень притязаний к нему и поощряя все его старания. В период восстановления малыша лучше оградить от интенсивного режима учебы и обеспечить достаточно времени для отдыха. Очень приветствуются спокойные прогулки на свежем воздухе и творческие занятия (рисование, лепка, музыка — что угодно по выбору самого ребенка).
Самое идеальное решение — сменить обстановку и уехать всей семьей в небольшой отпуск за город или на курорт, если нет врачебных противопоказаний и дорога не будет расцениваться ребенком как стресс. При условии благоприятного климата в семье и достаточного внимания к эмоциональному состоянию малыша, он быстро пойдет на поправку.
И если родители не будут допускать повторения прежних ошибок или критических ситуаций, печальный период в жизни ребенка не отразится на его дальнейшем развитии.
schoolofcare.ru
11.03.2019
Неврастения у детей – это преходящее психическое расстройство из группы неврозов. В основе неврастении лежат два симптома – слабость и раздражительность, однако клиническая картина может дополняться другими признаками, например, нарушением сна или ночным неконтролируемым мочеиспусканием.
Детская неврастения развивается из-за таких причин:
Современные родители нагружают малыша по «всем фронтам»: утром – школа, в обед – уроки иностранного языка, после обеда – спортивная секция, вечером – домашние задания. Родители не понимают, что такой график нагружает психику. Малыш истощается физически и интеллектуально.
Редко встречается, что опасность возникает только с одной стороны – школьная нагрузка или гиперопека. Чаще всего это комбинация нескольких факторов: родители ссорятся, ребенка напрягают в школе, зимой он болеет, а бабушка с дедушкой требуют невозможного.
Механизмы образования неврастении изучали И. Павлов и его ассистенты. Физиолог утверждал, что астеническому неврозу подвержены люди со слабым или неустойчивым темпераментом, к которым присоединяется слабость психических процессов после интеллектуального или физического истощения.
Физиологически астенический невроз развивается постепенно:
В отличие от взрослых, у детей центральная нервная система несовершенна. Поэтому у них клиническая картина астенического невроза развертывается полностью, тогда как у взрослых отдельные признаки компенсируются зрелостью коры больших полушарий.
Клинические признаки у детей:
Для диагностики астенического невроза врачи пользуются методом клинической беседы. Он говорит с родителями и ребенком. Врачу важно установить причину невроза – от этого зависит лечение. Чаще всего причиной выступают чрезмерные требования от ребенка или гиперопека. В таком случае назначаются сеансы семейной психотерапии.
Для детальной диагностики врач использует патопсихологические методики: тематический апперцептивный тест, методику незаконченных предложений или тест Люшера. Психологические методы помогают установить истинное отношение ребенка к родителям, выявить его переживания или спрогнозировать дальнейшее ведение пациента.
Лечение неврастении у детей – это коррекция образа жизни членов семьи, воспитывающих ребенка. Для этого назначаются сеансы у психолога или психотерапевта. Для нормализации психического состояния используются антидепрессанты, анксиолитики или седативные препараты. Улучшается настроение, сон и общая адаптация организма к негативным факторам.
sortmozg.com