Консультация для родителей детские вопросы и как на них отвечать


Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»

Ирина Паршина Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»

Консультация для родителей

Детские вопросы и как на них отвечать

Паршина И. Е., воспитатель

МБДОУ детского сада №62 «Золотой улей»

О чём спрашивает ваш ребёнок?

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик? Как в вашей семье относятся к вопросам детей?

Прежде всего вопросы отличаются по мотивам, которые побуждают детей обращаться к взрослым. Часто ребёнок задаёт вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырёхлетний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

О чём же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? почему?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Например, Андрюша 5 лет, интересуется: «Отчего движутся облака?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет.

Почему происходит спад детских вопросов?: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а всё спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задавать вопрос – это показать своё незнание.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать её, правильно относиться к вопросам.

Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей.

В дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.

Вы заметили, что ребёнок задаёт вопрос не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно.

Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважитель-ное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

В дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребёнка снижается острота и новизна восприятия знаний.

Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «Если вы более или менее тактично отведёте вопрос ребёнка, отделаетесь шуткой и улыбкой, ребёнок забудет о своём вопросе и займётся чем либо другим. Страданий ребёнку это не принесет».

Дети часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что их любят. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в детях такие нравственные качества, как тактичность, гуманность, чуткость.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»

Наталья Черникова Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»

Дети любознательны по своей природе. И очень хорошо, что среди детей встречается много «почемучек», которые интересуются окружающей их действительностью, пытаются открыть для себя что-то новое.

Но дело в том, что круг понятий ещё настолько узок, что сам ребёнок не может ответить на многие вопросы, не может самостоятельно добыть знания, поэтому он обращается за помощью к взрослым. Из детских вопросов родители могут узнать, чем интересуется их ребёнок, сколько знаний имеет по данной теме.

Детские вопросы часто утомляют взрослых. Но оставлять без ответов вопросы маленьких «почемучек» не стоит. Наоборот, надо обязательно расширять кругозор своих детей, развивать у них мышление, внимание, наблюдательность. Знания пригодятся детям в будущем.

Есть вопросы, на которые родители затрудняются ответить. В этом случае, можно предложить ребёнку вместе найти ответ на вопрос в энциклопедии или в книге. Хорошо, когда у ребёнка познавательный интерес возрастает, и у него появляются новые вопросы на данную тему. Происходит расширение представлений о данном объекте или явлении, пополняется запас знаний.

Рекомендации родителям:

При ответах на вопрос будьте всегда серьёзны. Никогда не отшучивайтесь и не отвечайте ребёнку в насмешливой форме. Это может обидеть ребёнка. И в следующий раз он просто не подойдёт к вам с интересующим его вопросом. Отвечать на вопрос надо доступным для ребёнка языком, чтобы ему было понятно и интересно.

Иногда детей интересуют вопросы, на которые они могли бы ответить сами. В этом случае не торопитесь с ответом. Надо стимулировать умственную активность, подводить к тому, чтобы дети анализировали, сравнивали, делали простейшие умозаключения и выводы самостоятельно.

Когда ребёнок спрашивает, и вы уверены, что он вполне после раздумий может ответить сам, можно задать ему встречный вопрос: «А ты как думаешь? А как бы ты поступил в этой ситуации?» После рассуждений, когда ребёнок сделает вывод, надо обязательно похвалить его: «Вот какой молодец! Подумал, и сам ответил на этот трудный вопрос!»

Важно, чтобы ребёнок понял, что путём рассуждений можно получить ответ на свой вопрос.

Всегда поддерживайте ребёнка во время его рассуждений, если требуется, направляйте ход его мыслей, задавайте наводящие вопросы, организовывайте экспериментальную деятельность и проводите вместе исследования каких-либо свойств предметов, объектов природы.

Будьте всегда честны с ребёнком, открыто общайтесь на интересующие его темы, старайтесь, чтобы у вас установились доверительные отношения в семье.

Желаем успехов в воспитании и развитии ваших детей!

www.maam.ru

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»

Горячева Наталья Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»

О чём спрашивает ваш ребёнок?

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик? Как в вашей семье относятся к вопросам детей?

Прежде всего вопросы отличаются по мотивам, которые побуждают детей обращаться к взрослым. Часто ребёнок задаёт вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырёхлетний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

О чём же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? почему?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Например, Андрюша 5 лет, интересуется: «Отчего движутся облака?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет.

Почему происходит спад детских вопросов?: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а всё спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задавать вопрос – это показать своё незнание.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать её, правильно относиться к вопросам.

Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей.

В дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.

Вы заметили, что ребёнок задаёт вопрос не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно.

Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

В дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребёнка снижается острота и новизна восприятия знаний.

Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «Если вы более или менее тактично отведёте вопрос ребёнка, отделаетесь шуткой и улыбкой, ребёнок забудет о своём вопросе и займётся чем либо другим. Страданий ребёнку это не принесет».

Дети часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что их любят. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в детях такие нравственные качества, как тактичность, гуманность, чуткость.

www.maam.ru

«Детские вопросы и как на них отвечать». Консультация для родителей

Любовь Александровна Астапова «Детские вопросы и как на них отвечать». Консультация для родителей

Цель консультации: показать значение детских вопросов в развитии любознательности, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них.

Задание родителям. В выходной день записать все вопросы ребенка, с которыми он обращался к членам семьи.

Вопросы для размышления :

Как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить о его любознательности? К кому из членов семьи ребенок чаще обращается и почему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при ознакомлении с предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками. Содержание детских вопросов разнообразно. На протяжении дошкольного возраста вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? Детей среднего возраста интересует уяснение связей между предметами и явлениями действительности, нахождении в них общего и различного. Вопросы в форме зачем? почему?

В старшем возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например:»Какие бывают молнии? Почему они разные? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает? Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относится к вопросам ребенка.

Педагог предлагает родителям вспомнить, всегда ли ребенок бывает удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли родители от «докучливых» детских вопросов. Ребенок задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому кто завоевал его доверие, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда и важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование-краткость, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. В тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка недоступен его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро пойдешь в школу, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к размышлениям. Целесообразно предложить ему встречный вопрос: «А как ты думаешь сам?»

Пример вопроса: «Почему у льва желтая шкура?»(встречные вопросы) На многие вопросы дошкольник может получить ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей -вовлечь в них ребенка. Пример: Наблюдение за земляникой. Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между старшими и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте представление о том,что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

www.maam.ru


Смотрите также