Как называются врожденные рефлексы


Врождённые физиологические рефлексы - это... Что такое Врождённые физиологические рефлексы?

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх-четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер, пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми) может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет. ( Dettwyler 1995).

Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского)

При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

См. также

dic.academic.ru

Основные условные и безусловные врожденные рефлексы у детей — самостоятельная проверка

Реакции в жизни малыша

Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства.

Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.

Рефлексы имеют свойство появляться и пропадать – это считается нормой. Также различают симметрию и асимметрию ответов. У нормально развивающегося малыша ответная реакция должна быть одинаковой как с левой стороны, так и с правой стороны туловища. Отклонением считается отсутствие реакции с какой-то одной стороны.

Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.

В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Безусловные врожденные рефлексы у детей

Другими словами оральные «ротовые» реакции. Выделяют 9 подвидов оральных реакций:

  • сосательный
  • глотательный
  • хоботковый
  • ладонно-ротовой (Бабкина)
  • поисковый (Куссмауля)
  • спинальный
  • верхний защитный
  • дыхательный
  • рефлекс кляпа

Сосательный

Малыш совершает активные сосательные движения как только родился, когда мама приложила его к груди; либо же когда дают бутылочку со смесью или же соску.

Глотательный

Умение глотать. Реакция с человеком всю жизнь.

Хоботковый

При легком прикосновении к губкам ребеночка, сокращается круговая мышца ротика, которая провоцирует скручивание губ в трубочку, напоминающее хобот слоненка. Ближе к трем месяцам это умение угасает.

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Надавливая большими пальцами рук на обе ладошки крохи, срабатывает рефлекторная реакция открывания ротика и сгибания головки малыша. Ближе к четвертому месяцу ответка угасает.

Поисковый (Куссмауля)

Поиск груди (сиси) матери. Дотрагиваясь до краешков уголков рта, ребенок поворачивает голову в сторону объекта раздражения. У малыша опускается нижняя губа, ему поступает сигнал «пора кушать». Реакция ослабевает в первые недели жизни, а полностью исчезает ближе к году.

Спинальный

Спинальные реакции отвечают за формирование и состояние мышечного аппарата ребенка. Они помогают педиатрам определить как идет развитие у малыша первого года жизни.

Верхний защитный

Имеется ввиду — реакция для защиты верхних дыхательных путей от вероятного расстройства функции дыхания. Срабатывает она тотчас после рождения и пропадает в первый месяц.

Дыхательный

Умение дышать. Жизненно необходимая для человека реакция.

Рефлекс кляпа

С разряда «защитные рефлексы». Ребенок выталкивает языком твердую пищу либо же предметы. Ответ срабатывает у человека всю его жизнь, но раздражитель (язык) участвует только некоторое время, первые шесть месяцев.

Хватательные рефлексы

Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:

  1. Рефлекс Янишевского и Робинсона;
  2. Рефлекс Бабинского

Ладонный (Янишевского и Робинсона)

При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.

Подошвенный (Бабинского)

Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка. Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку. Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.

А маме лучше использовать их в качестве игр с новорождённым ребенком, тем самым развивая малыша и общаясь с ним. В первые месяцы жизни, малыш развивается очень быстро и мама не всегда может приметить эти изменения. Ближе к четвертой неделе движения ручек и ножек становятся менее беспорядочными.

Когда услышит голос родителей, на мгновенье затихает, а потом вновь восстанавливает свою игривость. Психологи называют это явление – двигательное оживление. С его помощью детки привлекают к себе внимание родителей.

Нарушение реакций

Реакций очень много. Основные, которые помогут родителям проверить развитие малыша, представленные выше. Безответность ребенка на раздражитель может говорить о нарушении в работе центральной нервной системы. За консультацией нужно обратиться к неврологу.

Отклонения на вызов реакции

Бывают случаи, когда малыш не дает ответной реакции. Это связано с:

  1. гипоксией центральной нервной системы малыша;
  2. детским церебральным параличем;
  3. внутричерепной травмой;
  4. гипотонией мышц;
  5. травмами спинного мозга;
  6. приемом лекарств, которые угнетают нервную систему крохи;

В случае если у малыша слабое желание к сосанию – это может говорить, что малыш просто не голоден. А скажем, для стимуляции хватательного, при кормлении маме достаточно положить свой палец малышу в ручку.

В других случаях лучше обратится к врачу.

И главное помнить, организм маленького человечка очень сильный, а процесс восстановления очень быстрый. Малыш обязательно вырастет здоровый!

detivse.com

Рефлексы

Рефлексы — основной акт нервной системы. Это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, вызываемая посредством нервной системы (см. статью «Строение нервной системы»).

В осуществлении любых рефлексов участвуют: 1) раздражаемая группа рецепторов, или рецептивное поле, 2) афферентные (рецепторные) нейроны, передающие импульсы с этого рецептивного поля в нервную систему, 3) вставочные нейроны, передающие импульсы в пределах нервной системы, 4) эфферентные нейроны, передающие импульсы из нервной системы на рабочий орган, 5) афферентные нейроны, передающие импульсы из рецепторов рабочего органа о характере и интенсивности его деятельности, и 6) эфферентные нейроны, передающие из нервной системы импульсы, регулирующие обмен веществ в рецептивном поле, рецепторах рабочего органа и в специфических клетках самого рабочего органа (симпатические). Таким образом, начало рефлекса — раздражение рецептивного поля, затем нервные импульсы проходят по рефлекторному кольцу до момента прекращения поступления эфферентных импульсов в рабочий орган.

Врожденные (безусловные) и приобретенные (условные) рефлексы

И. П. Павлов предложил делить рефлексы на две группы: безусловные и условные.

Рефлексы, существующие уже при рождении, называются безусловными, или инстинктами. Например, только что родившийся щенок сосет, вылупившийся из яйца цыпленок клюет.

Условные рефлексы основаны на образовании в высшем отделе нервной системы временных нервных связей. Они приобретаются в течение жизни путем обучения в определенных условиях. В отличие от безусловных рефлексов условные рефлексы могут быть вызваны любыми изменениями, происходящими вне и внутри организма. Они индивидуальны и характеризуются своим временным характером.

Благодаря различным условным рефлексам разнообразные изменения в окружающем мире заранее, на расстоянии, сигнализируют животному об опасности, о наличии пищи и о других существенно важных для сохранения жизни факторах внешней среды.

Роль рефлекторной саморегуляции физиологических процессов в поддержании относительного постоянства внутренней среды

Клетки организмов живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью, которые имеют относительно постоянный состав благодаря саморегуляции (осуществляемой посредством нервной системы) обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов. Кровь, лимфа, тканевая и спинномозговая жидкости образуют внутреннюю среду организма, в которой функционируют клетки, ткани и органы. Способность поддерживать относительное постоянство внутренней среды (гомеостазис) появляется на относительно высоких ступенях развития мира животных. «Постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни» (К. Бернар). Уже у акуловых рыб концентрация солей в организме независима от ее изменения во внешней, водной среде. У ганоидных и костистых рыб также поддерживается постоянство внутренней среды.

У человека и высокоорганизованных животных относительное постоянство внутренней среды поддерживается нервно-гуморальными физиологическими механизмами, регулирующими деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, функции почек, потовых желез и пищеварительного канала, которые обеспечивают удаление из организма продуктов обмена веществ.

Процесс кровообращения обусловливает как доставку веществ к органам и тканям, так и доставку остаточных продуктов обмена веществ к органам выделения. Поступление в организм газообразных веществ и их удаление обеспечивается органами дыхания. Поглощение жидких и твердых веществ и превращение питательных веществ в водные растворы, поступающие затем во внутреннюю среду организма, осуществляется органами пищеварительного канала. Органы пищеварительного канала выполняют также функцию удаления неусвоенных и остаточных продуктов обмена веществ. Особенно важную роль в поддержании относительного постоянства состава внутренней среды играют почки, через которые из крови удаляется избыток воды, солей, остаточные продукты обмена веществ и другие вещества, нарушающие постоянство состава крови.

Системы органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и другие обладают способностью рефлекторного саморегулирования. Эта саморегуляция важнейших физиологических процессов происходит благодаря тому, что в низшие отделы нервной системы из расположенных во внутренних органах специальных нервных окончаний, воспринимающих раздражения, — рецепторов — поступают центростремительные, афферентные, нервные импульсы. Приток импульсов по афферентным нервным волокнам вызывает в центральной нервной системе возбуждение и торможение. При этом из центральной нервной системы исходят по нервным волокнам центробежные, эфферентные, пусковые импульсы, которые вызывают деятельность внутренних органов или тормозят ее, а также регуляторные, или корригирующие, импульсы, которые, регулируя питание внутреннего органа, определяют тот или иной уровень его работоспособности.

Этот нервный процесс саморегуляции называется рефлекторным, а изменение деятельности органа и регуляция его работоспособности нервной системой в ответ на раздражения воспринимающих нервных окончаний называется рефлексом.

Закрепление и наследование условных рефлексов как важнейший фактор развития мира животных

Формирование инстинктов, как и временных нервных связей, происходило под воздействием внешней среды и в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

Безусловные рефлексы, или инстинкты, — это развивающиеся и передаваемые по наследству рефлексы, которые в далекие времена были условными рефлексами. Можно предполагать, что изменения обмена веществ в одних нервных элементах сочетались с изменениями обмена веществ в других нервных элементах, вызванных воздействиями внешней среды. Это приводило к образованию временных нервных связей, которые при повторении переходили в постоянные. По мере развития нервной системы постоянные нервные связи как основа врожденных рефлексов все более закреплялись в нижних отделах нервной системы, а функция формирования временных нервных связей переходила к высшим ее отделам. Под влиянием временных нервных связей постоянные становились сложными и превращались в основу инстинктов, обеспечивающих жизнь в относительно постоянных условиях существования. В процессе эволюции на базе инстинктов образовывались все более сложные временные нервные связи. В результате усложнялись и разнообразились формы поведения животных организмов, адекватные изменяющимся условиям существования разных видов.

Но не все временные нервные связи превращались в безусловные рефлексы. Наследовались только те временные связи, которые соответствовали условиям существования многих поколений, многократно повторялись в процессе естественного отбора и изменяли обмен веществ воспроизводящих половых клеток.

Безусловные рефлексы в подавляющем большинстве биологически целесообразны, т. е. соответствуют условиям жизни. Например, пчела строит соты с максимальной вместимостью. Но так как внешняя среда может изменяться быстро, а безусловные рефлексы изменяются очень медленно, то имеется немало фактов, убеждающих в крайней нецелесообразности некоторых безусловных рефлексов.

Некоторые приобретенные рефлексы при сохранности одних II тех же условий жизни в ряде последовательных поколений переходят в безусловные. Вместе с тем в процессе эволюции происходит изменение некоторых инстинктов, они теряют безусловно-рефлекторный характер. При вмешательстве человека инстинкты животных могут переделываться в короткие сроки в направлении, нужном человеку, благодаря воспитанию животных в определенных условиях жизни. Именно так происходило одомашнивание животных и их акклиматизация.

www.polnaja-jenciklopedija.ru


Смотрите также