Глина для детей


Проект «Чудесная глина» для детей подготовительной группы

Лариса Кардупова Проект «Чудесная глина» для детей подготовительной группы

Сроки проекта:

1 – 5 декабря

Актуальность:

Кажется, что мы все хорошо знаем, что такое глина. Даже городские жители не могут не обратить на нее внимания, правда, в основном в новостройках после дождя. В детстве мы часто пачкали в ней руки и одежду и слышали от мам и бабушек раздраженное: «Опять в грязи выпачкался!» Мы привыкли воспринимать глину как грязь, которая пристает к обуви и в которой буксуют колеса автомобиля. Но знаем ли мы, действительно, что на самом деле представляет собой это весьма распространенное природное образование?

Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители.

Цель проекта:

Расширение и систематизация знаний об использовании глины, о подготовке к работе с глиной и техниках, используемых при лепке из глины.

Задачи.

1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.

2. Выяснить, какими свойствами обладает глина.

3. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.

4. Выяснить, как правильно подготовить рабочее место и какие инструменты и приспособления использовать в процессе работы.

5. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.

6. Создать собственные глиняные изделия и декорировать их элементами дымковской росписи.

1 этап работы – Подготовительный

На подготовительном этапе я совместно с родителями детей, подготовили образцы глины (красной, голубой, белой, собрали выставку образцов глиняных изделий, фотографий и иллюстраций из журналов, собрали различные материалы о свойствах глины.

Провели опыты:

Опыт № 1

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Совместно с детьми подготовили глину для лепки.

2 этап работы – Лепка изделий из глины

На этом этапе работы я провела два занятия: Первое занятие - «Чудесная глина». На этом занятии я познакомила детей со свойствами глины, рассказала детям как используют ее в различных целях: в строительстве, изготовлении кирпичей, бетонных блоков, цемента; для изготовления посуды,керамики, в лечебных целях, в косметологии; для изготовления игрушек. На первом занятии дети попробовали сами слепить игрушку из глины по замыслу. На втором занятии я рассказала детям о дымковских мастерах, показала детям элементы дымковской росписи. Дети сами слепили из глины Лошадку.

3 этап – Заключительный

На этом этапе работы дети декорировали красками изготовленные ими лошадки, элементами дымковской росписи. Вместе с детьми мы организовали выставку детских работ.

Логика образовательной деятельности:

Интернет ресурсы,

К. Фенлар Лечение глиной и целебными грязями.

Конспекты занятий прилагаю.

Приложение

НОД с детьми подготовительной группы по теме «Чудесная глина»

Задачи:

Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;

Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);

Обогатить представления детей об использовании глины человеком;

Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;

Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.

Оборудование:

Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.

Используемая литература:

О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Москва ЗАО «Элти-кудиц» 2012

ХОД НОД:

(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

- Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил

И письмо заказное вручил

Он просил вас срочно прочитать

И то, что в коробке,

Самим догадаться, узнать.

- а подсказка находится в конверте.

- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.

(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,

Вторая — гиря, значит тяжёлое,

Третья — природа, значит находится в природе,

Вытянутая капля - вытягивается,

Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.

- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?

- Послушайте загадку об этом веществе.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.

- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.

- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?

- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.

(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)

- Посмотрите, какого цвета глина?

- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)

- Можно сказать, что глина сыпучая?

- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?

- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.

- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

- У нас глина какая?

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?

(Предположения детей)

- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?

(Глина впитала воду и стала тёмной)

- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?

- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)

- Да, глина плохой проводник воды.

- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?

(Она быстро просачивалась через песок)

- Какой вывод можно сделать?

(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)

- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)

- Какой стала глина?

(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)

- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.

- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.

- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Сели за столы.

- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.

- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.

- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.

- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.

- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.

- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?

Дети из глины создают разнообразные изделия.

www.maam.ru

«В чём польза работы с глиной для детей»

«В чём польза работы с глиной для детей»

Здоровье – это, прежде всего гармония

с собой и природой.

Если человек отдаляется от нее, перестает

прислушиваться к своему организму,

то он оказывается незащищенным от заболеваний.

Народная мудрость

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.

Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в наших условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.

Развитие психических процессов у ребенка.

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Если, конечно, не внушать ребенку, что из глины можно лепить только чашки, свистульки и тарелки, а лепить машину, самолет и Бабу Ягу — дурной тон. С глиной каждый легко может стать мастером.

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев, например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение. Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Точно такое же воздействие оказывает глина и на взрослых людей – замученных и уставших родителей, находящихся в постоянном стрессе менеджеров и руководителей, испытывающих постоянное напряжение кормильцев семьи…

Для деток лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В процессе занятий вы можете не только стать ближе со своим ребенком, но и снять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией.

Лепите для здоровья и удовольствия!

pandia.ru

Сказка для детей дошкольников «Как кусочек глины, стал красивой вазой»

Сказка «Как кусочек глины, стал красивой вазой» для детей дошкольного возраста.

Автор: Косарева Нина Николаевна, воспитатель МКДОУ д/с «Родничок» Назначение: Сказка поможет детям познакомиться с основами художественного ремесла – гончарства. Данный материал будет несомненно полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям и всем творческим людям. Цель: Познакомить детей с традиционной техникой гончарного ремесла. Задачи: Дать представления о том, как из куска глины, можно получит готовое изделие. Поощрять желание детей самостоятельно создавать поделки из глины, тем самым развивать их художественно-творческие способности. Воспитывать любовь и уважение к мастерам народного творчества.

Краткая познавательная информация.

Глина – природный материал, из него изготовляют кирпичи для строительства, посуду, цветочные горшки и мн. др. Гончарный круг – создан в Вавилоне еще в 4-тысячелетии до нашей эры, затем в Египте, Индии и Греции, а в Европе в 500-е годы до новой эры. Вначале круг был ручным, мастер одной рукой вращал круг, а другой лепил, затем ножным. С его изобретением у мастера освободились обе руки, так как круг вращался ногой. На гончарном круг мастера изготовляли в основном посуду: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое. Современный гончарный круг, почти не отличается от старинного, просто вращение стало механическим и скорость регулируется простым нажатием на кнопки. Гончарные инструменты: Струна, или проволока, используется для выравнивания верхнего края посуды, а также для срезания готового изделия с круга. Чтобы не порезать рук, на концах проволоки укрепляют круглые ручки. Цикля - металлическая пластина, с помощью которой удаляют лишнюю глину. Ложечка - нужна для выбирания лишней глины внутри сосуда. Губка - с помощью губки подсушивают или увлажняют поверхность сосуда, а так¬же разглаживают и выравнивают ее. Посуда с водой – предназначена для смачивания рук и глины.

Сказка «Как кусочек глины, стал красивой вазой».

Жила была на свете прекрасная-распрекрасная, важная-преважная Глина, в доме над широкой рекой Вяткой. И был у нее сыночек Глинушек, любопытный при любопытный. Все-то ему было интересно, смотрит как птички летают, как солнышко свети, как внизу река большая течет. Вот однажды, он вертелся- крутился и неожиданно не удержался на своем месте и покатился вниз, со склона. Долго ли коротко катился, ни кто не знает, но вот оказался он на тропке и остановился. Куда дальше бежать не знает влево или вправо. Думал –думал и задремал, а по тропке в это время, шел человек. Непростой человек, а мастер- гончар Иван. Шел, он шел, и увидел очень, замечательный, кусочек глины, что решил взять его. Наклонился над ним… А в это время Глинушек проснулся, и ужаснулся – что-то приближается к нему. Ой, взлетел, ой в куда-то попал, что со мной будет. А, мастер Иван, просто положил его в свою котомку и за бросил ее за плечо. И поехал Глинушек в котомке, неизвестно куда. Так испугался, что ни словом сказать , не пером описать. Но все когда-то кончается. Закончилось и путешествие нашего героя. Его достали из котомки и зачем-то бросили в воду. «Караул! - хотел крикнуть Глинушек. – Я не хочу купаться!» Но, не успел, его начали мять, катать , разминать, в воду окунать, ой как не понравились ему такие массажные процедуры. Но посмотрев на себя, Глинушек отметил, что похорошел, стал ровный и гладкий как колобок или как мячик, чем остался, вполне доволен. И только Глинушек успел порадоваться своим видом как, его со всей силы бросили на какой- то кругляш. «Ой-е-ей!» - чуть не за возмущался он, но опять не успел, так как начал крутиться с огромной скоростью. Его стали давить с боков, зачем-то превращая в конус. «Ну ладно, - подумал Глунушек, - похоже я становлюсь, как морковка, что тоже неплохо». Но не тут-то было. Сверху на него нажали, и превратился он опять в шарик. Ничему, уже наш Глинушек не стал удивляться. Из шара снова превратился он в конус. И так несколько раз, то колобок, то морковка. Он не знал, что благодаря этому движению, гончар укрепляет глину на круге и для улучшение ее структуры. Дети вы, наверное, догадались, куда же попал наш Глинушек. Да совершенно верно в гончарную мастерскую, где мастер-гончар, поместил его на свой гончарный круг и начал что-то лепить. Нажав, последний роз на конус и опустив его, получив заготовку в виде шара, он приступил к изготовлению изделия. Наш Глинушек уже так устал, и вращение на гончарном кругу его усыпило, что он заснул крепким сном. А мастер тем временем, стал нажимать на него большими пальцами рук, и в шаре стало появляться углубление. Все больше и больше оно становилось. А мастер уже дошел до самого дна изделия и начал его аккуратно выравнивать. С каждым поворотом круга стенки изделия становились все тоньше и тоньше, они постепенно расширяясь и поднимаясь вверх, с помощью ловких движений рук гончара. Мастер зорко следил, чтобы стенки и дно будущего сосуда были одинаковой толщины. Затем вверху он начал осторожно нажимать руками на стенки и они как по мановению волшебной палочки стали сужаться, образуя горлышко будущей вазы. Но на этом мастер не остановился. Ему хотелось, чтобы ваза была очень и очень красивая и ровная. для этого он взял циклю и стал выравнивать стенки готового сосуда. Он ее просто прикладывал к стенке сосуда снаружи, а изнутри прижимал пальцами. И стенки постепенно становились очень гладкими, да ровными. Любо-дорого поглядеть, что за чудесная ваза получилась из нашего постреленка Глинушки. Затем Иван решил еще, и украсить свою вазу линиями, Для этого мастер взял острую деревянную палочку и ее кончик прислонил к поверхности вращающего сосуда, а вы помните ребята, что ваза находится на гончарном кругу, который все это время крутится, и тихонько начал опускать ее вниз и вверх. Получилась красивая, замкнутая линия. Ваза готова, но как, же ее снять с гончарного круга? И вот только теперь мастер остановил движение круга, взял в руки струну и начал очень осторожно отделять вазу от круга, то есть срезать ее. Затем очень-очень осторожно взял ее в руки и понес сушиться на специальный стеллаж для просушки. Поставил и ушел отдыхать, стало тихо, и от этой тишины наш Глинушек проснулся и что же он видит – он прекрасный сосуд. Как обрадовался, как возгордился собой Глинушек. Каким счастливым себя он почувствовал. Ведь он будет жить в доме, а может много путешествовать, в любом случае жизнь его станет намного интереснее.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка про Ежика для детей 5 - 10 лет Сказка для детей дошкольного возраста про котов Сказка про пуговицу и рубашку для дошкольников 4-7 лет Сказкотерапия для детей

Комментарии (6)

Подгорных Ольга Михайловна # 21 сентября 2017 в 03:47 +1
интересная, познавательная и увлекательная сказка, иллюстрации яркие и доступные для детей,+1
Лариса Викторовна Стаценко # 7 января 2018 в 05:20 0
Доброе утро, Нина Николаевна! Интересная и полезная сказка представлена Вами. На занятии знакомство детей с таким древним народным промыслом, как гончарное мастерство, проходит более интересно и увлекательно, благодаря такой сказке. А сама глинотерапия способствовует развитию моторики (пальцы становятся более гибкими и ловкими), праксиса, пространственной ориентировки, воображения, тактильных ощущений. Такие арт-терапевтические занятия очень полезны детям с повышенным уровнем тревожности и гиперактивностью, т.к. они нормализуют психоэмоциональный фон и в то же время способствуют удовлетворению ребёнка результатом от проделанной работы.
Волкова Оксана Юрьевна # 19 октября 2018 в 16:26 0
Замечательная творческая сказка.Будет интересна не только детям , но и педагогам.

kladraz.ru

Презентация проекта «Волшебная глина» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Леонтьева Презентация проекта «Волшебная глина» для детей старшего дошкольного возраста

Развитие тактильного восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта

«Волшебная глина».

Светлана Геннадьевна Леонтьева,

воспитатель высшей

квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад компенсирующего вида

№108 «Снежинка»

Быть специалистом по детской психологии или физиологии для того, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с первых дней его жизни имеют тактильные ощущения, не нужно. Ладошки и пальчики ребенка – это едва ли не главные органы, которые приводят в движение механизмы мыслительной деятельности детей. Получаемые тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнивать различные поверхности и удивляться многообразию окружающей его природы. Человечек растет, но роль тактильных ощущений в его развитии не становится меньше – все дети в раннем и дошкольном возрасте как бы «учатся» руками, и мы решили использовать эту возможность.

Проект «Волшебная глина» - творческий проект, целью которого являлось развитие сенсорного (тактильного) опыта детей старшего дошкольного возраста. В качестве материала для работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Этот материал активизирует тактильные ощущения. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Глина при необходимости может стать жидкой или твердой. При этом переходить из одного состояния в другое и обратно. Это удивляет детей, заставляет задуматься, обогащает их тактильный опыт. Глина легко может «подстроиться» под малыша: для ребенка со сниженным мышечным тонусом руки, можно подготовить материал более эластичный.

Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для таких детей особенно актуальным является развитие моторики руки, тактильных ощущений и поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

- способствовать развитию тактильных ощущений детей, мелкой моторики руки посредством использования в работе глины; развивать познавательный интерес, мыслительные операции, память, внимания, восприятия, воображения;

- познакомить детей со свойствами глины; разными способами лепки (пальцевой орнамент, пластический способ, конструктивный способ, рельефная лепка, путем нанесения рисунка, путем наложения формы на основу); расширять представления детей о мастерстве изготовления изделий в известных школах: Дымковская и Филимоновская игрушка, Гжель.

- обогатить словарь детей терминами, обозначающими техническую сторону работы с глиной;

На этапе реализации проекта я разработала занятия: «Каменный цветок», «Жар-птица», «Глиняная азбука», «Утица», «Теремок», «Новые приключения колобка», «Волшебное дерево», «Зимний пейзаж», «Гора самоцветов». Занятия проводились в музейно-образовательном пространстве «Крестьянская изба». Сама обстановка, наличие большого стола, который вмещал всех участников проекта, очень помогала. На каждом занятии вместе с детьми мы отвечали на проблемные вопросы, играя с глиной. Эксперименты стали обязательной частью каждого занятия. Дети наблюдали за превращениями глины, за переходом ее в разные состояния (сухая - мокрая, мягкая - твердая и т. д.). Во время обследования, изготовления глиняных изделий, смывания глины с рук теплой водой, ребенок получал естественный массаж и неповторимые тактильные ощущения. На занятиях использовались и другие материалы, которые помогали раскрыть свойства глины (формочки, колпачки, палочки, веточки, стеклярус и др.). Еще одной особенностью всех занятий стала коллективная деятельность детей. Дети объединялись в подгруппы (4 - 6 человек) для создания определенного образа. Они учились договариваться, ставить себя на место другого ребенка (взрослого).

В группе был организован музей глины. Усилиями родителей и педагогов мы собрали украшения из глины, коллекцию дымковской, филимоновской игрушки, небольшие скульптуры, посуду и многое другое. Рядом находился уголок для экспериментирования. Здесь дети имели возможность экспериментировать с глиной, превращать ее.

На заключительном этапе для детей и родителей было организовано интегрированное занятие «Как Горшочек добру нас учил» с участием воспитателя, музейного педагога, психолога. В занятии была использована техника «Глиняные каракули» (автор Ричард Френкель). Каждому предстояло что-то в себе преодолеть и прийти к осознанию коллективного авторства своей работы. В центре нашего внимания оказался музейный предмет, настоящий подлинник, горшок со сколом на стенке. Приемы работы помогли нам исследовать его, раскрыть все его особенности и вызвать у детей сочувствие, сопереживание.

По итогам реализации проекта «Волшебная глина» был создан сборник стихов, сказок о глине «Волшебная глина», которые использовались в работе, альбом по разным видам декоративно-прикладного искусства. Здесь дети могли познакомиться с разнообразием расписывания глиняной игрушки. Для детей был составлен опросник по теме проекта.

Работа по проекту способствовала развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук детей, расширила представления детей о глине, ее свойствах, способствовало обогащению словаря детей по теме проекта. Занятия с глиной предоставили возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений ребенка. Работа с глиной способствовала социализации детей с тяжелыми нарушениями ОДА, улучшила микроклимат в нашей группе, сплотила воспитанников.

Я открыла перед собой безграничные возможности глины: она и развивает, и «лечит», открывает мир вокруг себя (посуда, игрушки, украшения и др.). Глина – это уникальный материал для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

www.maam.ru


Смотрите также