+7 (495) 507-62-46
+7 (926) 046-82-01
Раз-два! По порядку! Выходите на зарядку!» — бодрой речевкой подгоняет ребятишек воспитатель. Те мамы и папы, которые сами малышами посещали детский сад, точно не забыли, как это весело - детская гимнастика по утрам. Поэтому стоит приводить свое чадо в садик пораньше, чтобы не пропустить зарядку.
Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.
Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.
Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов), оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.
Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.
Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т.д.
Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.
В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.
Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!
После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.
Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.
Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.
Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.
«Многие родители, заводя ребенка в раздевалку, сразу заставляют надевать чешки. Это неправильно! Если до зарядки еще далеко, пусть малыш лишний раз переобуется потом. Чешки – обувь не для бега по группе и игр! – предупреждает физинструктор Савина Е.В. (МБДОУ № 25, г. Москва). – Ребенок может получить серьезную травму».
В выходные дни желательно проводить занятия и дома: как на свежем воздухе в теплое время года, так и в комнате, где предварительно было произведено проветривание. Можно использовать спортивный инвентарь (обручи, мячи, кегли и т.д.). Проводить зарядку хорошо как под счет, так и под ритмичное звучание бубна.
Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:
Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.
Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:
Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.
Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры. Примерный комплекс упражнений:
Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.
Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса. Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед),А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).Доросли до крыши (руки вверх),Ветер их колышет (махи руками над головой).Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).
Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза. Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)Он пешком ходил.Ему велосипедик папа подарил.Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног),И помчался с горки (круговые движения ногами), закричав «Привет!»
Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.Как делать: на четвереньках, спина прямая.Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз), он улегся под буфет.Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.
Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы. Понадобится средних размеров мяч.
Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.
Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног),Оказался он неплох (стопы – на мячик).Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).Зато теперь его не будутЕсть лиса, медведь и волк.А зайчишку не боимся,От него мы вмиг умчимся!Как делать: стоя на полу, ноги на ширине плеч (или лежа на полу).
На вдох – руки вверх, на выдох – вниз. Повтор – 5-7 раз.Начинать стоит с повтора каждого упражнения 3-5 раз, постепенно увеличивая это число и усложняя действия.
Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.
Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.
Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.
Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.
Несколько основных упражнений:
Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.
Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.
На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».
Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.
Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…
Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т.д.).
Начинать нужно с массажа кистей рук:
Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.
Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:Тук-Тук, Мишка, Мишка!В свой спешит домишко!Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:
Забегает на порог, -А калитку на замок! («замочек» захлопнуть).
Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:На лугу козел бодался,Очень Мишка напугался!
Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):Жил-был дедушка Семен,С ним и бабушка жила.Приезжал сынок к ним в дом,Ну а с ним его жена.А еще внучок Антошка,Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).
После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения.
Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:
На сучке сидит сорока,
Ей видать вокруг далеко:
Смотрит вправо,
Смотрит влево,
Шу! Наверх она взлетела…
Полетала наверху,
Снова села на суку.
Не шевелится, сидит –
Шейка больше не болит.
Вот сорока смотрит вверх –
Видно птице выше всех!
А потом посмотрит вниз –
Нагни шейку, не ленись.
Вот смотреть она устала,
Часто-часто поморгала,
Головою повертела –
И куда-то улетела!
Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели. Оптимальный «комплекс пробуждения» (следовать словам речевого сопровождения):
Глазки открыли – дружно проснулись!
Головкой повертели, друг другу улыбнулись.
Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,
Ножки кверху приподняли, ими поболтали.
Сели на кроватку,
Потянулись сладко!
Ножки на пол опустили,
Раз-два-три! Скорей вскочили!
Малышам ясельного возраста и дошкольникам гимнастика на фитболе дает расслабляющий эффект, и в то же время укрепляет прорабатываемые группы мышц.Для начала дети детям нужно научиться самому простому. Мяч должен быть правильно подобранного размера, чтобы ноги упирались в пол всей стопой.
Сидя на фитболе, можно отрабатывать упражнения на укрепление плечевого пояса и шейных мышц: махи руками, повороты головы и т.д.Необходимо включать и упражнения на тренировку равновесия: перекат с носочков на пятки и обратно, поочередное поднимание ног из положения сидя, ходьба приставным шагом и т.д.
Из положения лежа на животе – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия с поднятыми ногами и упором рук в пол и т.д.;из положения лежа на спине – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия в позе «звездочка» и т.д.
Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет. А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.
Новые и интересные статьи по теме
www.tikitoki.ru
Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Гимнастика заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения. Это замечательное утреннее занятие и во многом традиция в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:
Для чего нужна зарядка? –Это вовсе не загадка —Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.
П. А. Синявский
Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой
Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность
Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.
Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться
Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:
Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.
Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.
«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.
Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.
Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.
«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.
Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».
Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).
К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).
Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.
Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:
Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.
Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны
Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц
Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.
Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках
В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.
В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ
Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).
Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором
Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ритм движениям. «Раз-два, три-четыре», «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.
Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.
Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта
Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:
Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.
На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)
Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.
Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.
Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе
Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:
Чтоб расти и закалятьсяНе по дням, а по часам,Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам.
Приучай себя к порядку,Делай каждый день зарядку.Смейся-смейся веселей,
Будешь-будешь здоровей.
Всем известно, всем понятно,Что здоровым быть приятно.Только надо знать,
Как здоровым стать.
Пусть летят к нам в комнатуВсе снежинки белые!Нам совсем не холодно —
Мы зарядку сделали.
Малыши-крепыши вышли площадку.Малыши-крепыши сделали зарядку.
Зарядка всем полезна,Зарядка всем нужна.От лени и болезни
Спасает нас она.
Зарядку делай каждый день:Пройдёт усталость, вялость, лень.
Если кто-то от зарядкиУбегает без оглядки,Он не станет нипочём
Настоящим силачом!
Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.
С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.
На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.
По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.
Проводить мониторинг двигательных способностей и эмоционального состояния воспитанников во время утренней гимнастики необходимо с целью определения эффективности работы воспитателя (инструктора). Диагностика проведения зарядки помогает выявить методические неточности или ошибки в организации занятия, скорректировать комплексы упражнений в текущем календарном плане.
Рекомендуется анализировать гигиеническую гимнастику в сентябре и далее 2–3 раза в течение учебного года.
При анализе зарядки оценивают степень развития двигательных способностей детей и уровень методической грамотности педагога
План анализа утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает воспитатель, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.
melkie.net
(Проголосуй первым!) Загрузка...
Упражнения оздоровительного характера очень важны в детском возрасте, так как помогают правильно развивать фигуру и укрепляют иммунитет. Именно поэтому далее будут рассмотрены различные виды гимнастики, проводимой для детей в детском саду, которые желательно делать ребенку, чтобы быть здоровым и крепким.
Гимнастические занятия для в детском саду подразделяются на несколько видов:
Лечебная гимнастика или ЛФК проводится для детей, страдающих от небольших отклонений в физическом развитии.
Зарядка оздоровительного характера имеет 3 части:
Среди выше представленных этапов, первый считается неизменным, остальные два меняются в зависимости от возраста детей и времени проведения зарядки:
Полезные рекомендации:
ЛФК принято считать лечебной зарядкой, так как он помогает:
Для получения результата желательно соблюдать следующие правила:
В качестве примера заданий, входящих в комплекс ЛФК, стоит указать:
Гимнастика для детей в детском саду имеет не только оздоровительный, но и развлекательный характер: упражнения выполняются под веселую, разнообразную музыку.
Суть ритмики:
Гимнастика — это подготовка не только тела к взрослой жизни, но и языка.
Для наглядности стоит привести несколько примеров:
Помимо указанных упражнений, эту зарядку советуют, особенно для детей до 4 лет, проводить в виде сказки «О Язычке», в которой также все действия показываются при помощи губ, зубов и языка.
Пальчиковая гимнастика подразумевает активные действия с пальчиками и ладошкой.
Среди упражнений стоит отметить:
Гимнастика для детей в детском саду проводится не только утром, но и после обеденного сна.
В качестве упражнений, помогающих стать снова бодрыми, стоит отметить:
Гимнастика после сна для детей в детском саду и дома
Для детей, страдающих сердечно-сосудистой дистонией, последнее упражнение рекомендуется проводить без резких движений, во избежание риска обморока и появления плохого самочувствия. Упражнения проводятся непосредственно в постели, чтобы не травмировать психику детей.
Гимнастика для детей в детском саду, проводимая утром, желательна и полезна не только для тела, но и для дыхания.
В процессе выполнения дыхательной зарядки необходимо проделать следующие упражнения:
упражнение насос
Существует более сложный вариант этого упражнения: распределенным воздухом, существующим в организме, задувается не одна свеча, а несколько.
Представленные упражнения специалисты советуют выполнять, чтобы:
Все упражнения на дыхание необходимо проделывать под строгим контролем воспитателя.
Проведение утренней гимнастики в детском саду необходимо, чтобы достичь следующих целей:
Младшая группа — дети до 3 лет | Средняя группа – дети до 5 лет | Старшая группа — дети до 6 лет |
Тренировка координации | Тренировка рук и ног | Усиление мышц на руках и ногах |
Изучение сторон направления (лево, право, перед, зад) | Обучение работе с предметами | Снижения риска появления болезней опорно-двигательной системы |
Тренировка ориентирования в пространстве | Снижения риска появления болезней опорно-двигательной системы | Тренировка выносливости |
Тренировка пальчиков рук | Тренировка выносливости | Закрепление ранее полученных навыков |
Обучение и тренировка дыхания | Формирование навыка следовать определенным правилам | Изучение принципа работать по команде |
Формирование осанки и правильной ходьбы. | Развитие фантазии | Усиленное развитие фантазии и логического мышления |
Тренировка разных видов памяти: | Формирование способности принимать информацию, поданную разными способами | Формирование волевого характера |
Обучение дисциплине | Закрепление желания заниматься спортом | закрепление любви к спорту |
Формирование интереса к играм с движением | Укрепление навыка действовать в команде | — |
Формирование любви к спорту | — | — |
Обучение навыку работать в команде | — | — |
Обучение старательности, целеустремленности | — | — |
Гимнастические упражнения в детском саду должны сопровождаться музыкой, чтобы дети изучали не только движения, но и чувство ритма.
Для достижения вышеуказанных целей, музыкальное сопровождение должно быть подобрано в соответствии с характером гимнастики.
Песни или музыка должны быть:
Главные задачи музыки во время зарядки:
Помимо основной задачи, существуют второстепенные, которые решают воспитатели, используя музыку:
Гимнастика для детей в детском саду предусматривает следующие правила в процессе ее выполнения:
Упражнения малышам могут показывать:
Местом для проведения зарядки может служить:
Гимнастика для детей в детском саду должна включать:
Время проведения гимнастики необходимо регламентировать в зависимости от возраста детей:
Во время зарядки можно использовать фитбол, чтобы разнообразить упражнения и тренировать у детей координацию движений.
Зарядка для дошкольников 3 – 4 лет должна проводиться в течение 10 — 15 мин.
В течение этого времени дети проходят 3 части упражнений:
1. Вводную — необходима для общего разогрева мышц:
бег:
ходьба:
2. Основную – проводится в игровой форме и нужна для тренировки всех мышц:
3. Завершающую – необходима для отдыха и постепенный выход из зарядки в свободное время. Эта часть включает:
Упражнения в этом возрасте рекомендовано выполнять с использованием предметов.
1. Вводная часть:
2. Основная часть:
Каждое, приведенное упражнение необходимо выполнять от 5 до 10 раз.
3. Заключительная часть:
Воспитанникам старшего дошкольного возраста рекомендовано повторять упражнения, изученные годом ранее, однако, помимо представленных выше движений, в зарядку для них включаются:
Гимнастические упражнения, проводимые для детей в детском саду, необходимы не только для тренировки всех групп мышц, но и для адаптации ребенка к различным видам нагрузок. Помимо физической адаптации воспитанник проходит и социальную, так как учится общаться со сверстниками и работать в команде, что полезно во взрослой жизни.
Оформление статьи: Владимир Великий
Веселая и оздоровительная гимнастика для детей:
kidteam.ru
Филинская Светлана Комплекс динамической зарядки в детском саду
Комплекс динамической зарядки в детском саду
Виды и цели детской гимнастики
Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.
Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.
Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов, оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.
Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.
1. Оздоровительная (лечебная) гимнастика
Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т. д.
2. Ритмическая гимнастика
Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.
3. Артикуляционная гимнастика
В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!
5. Гимнастика для глаз
После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.
6. Зарядка после сна
Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.
7. Утренняя гимнастика в детском саду
Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.
1. Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.
2. Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой, наклоны головы и повороты.
3. После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка»:
4. Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» - руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» - руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» - и. п. Повтор 3-7 раз.
5. Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т. п.
6. Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.
7. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.
Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:
• для младших групп – 3-5 мин. ;
• для средних групп – 5-7 мин. ;
• для старших и подготовительных – до 12 мин.
Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.
8. Оздоровительная (спортивная) гимнастика
Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:
• заболевания сердечно-сосудистой системы;
• болезни и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.
Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры.
Примерный комплекс упражнений:
Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.
Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса.
Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:
Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.
Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед,
А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).
Доросли до крыши (руки вверх,
Ветер их колышет (махи руками над головой).
Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).
Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза.
Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)
Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)
Он пешком ходил.
Ему велосипедик папа подарил.
Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног,
И помчался с горки (круговые движения ногами, закричав «Привет!»
Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.
Как делать: на четвереньках, спина прямая.
Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.
Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).
А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.
Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз, он улегся под буфет.
Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.
Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы.
Понадобится средних размеров мяч.
Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.
Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног,
Оказался он неплох (стопы – на мячик).
Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).
Зато теперь его не будут
Есть лиса, медведь и волк.
А зайчишку не боимся,
От него мы вмиг умчимся!
9. Ритмическая гимнастика
Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.
Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.
Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.
10. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.
Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.
Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.
На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».
Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.
Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…
11. Пальчиковая гимнастика
Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т. д.).
Начинать нужно с массажа кистей рук:
• трем ладошки друг о друга до ощущения тепла;
• массируем каждый пальчик по отдельности;
• потряхиваем кистями рук.
Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.
Несколько комплексов пальчиковой гимнастики:
Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:
Тук-Тук, Мишка, Мишка!
В свой спешит домишко!
Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:
Забегает на порог, -
А калитку на замок! («замочек» захлопнуть).
Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:
На лугу козел бодался,
Очень Мишка напугался!
Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):
Жил-был дедушка Семен,
С ним и бабушка жила.
Приезжал сынок к ним в дом,
Ну а с ним его жена.
А еще внучок Антошка,
Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).
12. Гимнастика для глаз
После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения
Комплекс упражнений для глаз.
«Простые упражнения»
• Быстро поморгать в течение 1-2 минут не напрягая веки.
• Крепко зажмуриться на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.
• Перемещать взгляд в разных направлениях (вправо-влево, вверх-вниз) при этом не поворачивая голову.
• Нарисовать точку на окне. Поставить ребенка у окна и попросить сосредоточиться на точке. Затем нужно перевести взгляд на предмет за окном (дом, дерево и т. п.). Повторить 10 раз.
Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:
На сучке сидит сорока,
Ей видать вокруг далеко:
Смотрит вправо,
Смотрит влево,
Шу! Наверх она взлетела…
Полетала наверху,
Снова села на суку.
Не шевелится, сидит –
Шейка больше не болит.
Вот сорока смотрит вверх –
Видно птице выше всех!
А потом посмотрит вниз –
Нагни шейку, не ленись.
Вот смотреть она устала,
Часто-часто поморгала,
Головою повертела –
И куда-то улетела!
13. Гимнастика после сна в детском саду
Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели.
Оптимальный «комплекс пробуждения»
(следовать словам речевого сопровождения):
Глазки открыли – дружно проснулись!
Головкой повертели, друг другу улыбнулись.
Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,
Ножки кверху приподняли, ими поболтали.
Сели на кроватку,
Потянулись сладко!
Ножки на пол опустили,
Раз-два-три! Скорей вскочили!
Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.
Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет. А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.
www.maam.ru