До какого возраста формируется характер ребенка


Как формируется характер ребенка

Психотерапевты утверждают, что личность человека формируется еще до рождения и продолжается до 12 лет. Стереотипы поведения, заложенные в этот период, будут определять характер человека всю его дальнейшую жизнь.

Осанка, жестикуляция, мимика, походка могут очень точно указать, в каком именно возрасте и в какой сфере случилось событие, повлекшее аномальные телесные проявления.

И закладываются такие предпосылки в самом раннем детстве, когда начинают формироваться структуры характера.

  • Структура существования (2й триместр беременности - 3 месяца)

Течение родов имеет очень важное значение.

При головном предлежании ребенок получает навык отталкивания пятками, копчиком, прокладывает путь себе макушкой - это самый нормальный способ рождения.

Дети, появившиеся в результате кесарева сечения или при ином предлежании, не получают навыка прокладывания пути головой, ножками. В будущем они могут быть инертными, пассивными.

  • Структура потребностей (1,5 месяца - 1,5 года)

На психологическую травму в этом возрасте указывает желание человека все делать лежа.

Существует мнение, что нельзя приучать ребенка к рукам и очень часто мамы оставляют малыша надолго одного, лежащим в кроватке.

Или так бывает в Домах малютки - персонал не успевает просто ухаживать за детьми, а не то чтобы брать их на руки и общаться с ними.

Важно, чтобы ребенок изучал свои потребности, заявлял о своих желаниях. Каждое движение его души, тела должно находить отклик у окружающих.

Ребенок не должен привыкать к безразличию, к пренебрежению его потребностями. У малыша должно формироваться ощущение своей значимости, а не беспомощности, ненужности, когда кричи-не кричи, никто не прийдет на помощь.

Он подрастет, и родители начнут ломать голову, в кого-же он такой инертный, безразличный.

  • Структура автономии (8 месяцев - 2,5 года)

Ребенок все хочет сделать сам - потрогать ручками, зубками.

Важно не ограничивать его свободу, а просто создать все условия для его безопасности и пусть себе изучает мир. В этом возрасте надо как можно меньше применять силу против ребенка, чтобы не вырастить «силовика» - негибкого, жесткого, подавляющего.

  • Структура воли (2 - 4 года)

Если в этом возрасте слишком подавлять, наказывать ребенка, из него может вырасти диктатор.

Ребенок - исследователь, испытатель, а вы - его ассистент.

На каждый запрет - обоснование, на предостережение - объяснение.

«Нельзя трогать утюг - он горячий, будет больно» - и дайте попробовать слегка нагретый утюг.

«Нельзя трогать чайник» - и дать понять, почему.

Только таким образом ребенок привыкает доверять взрослым и относиться серьезно к их запретам.

В противном случае ребенок постоянно искушается желанием обойти запрет, сделать что-то исподтишка, а это чревато теми несчастьями, от которых мы хотим уберечь детей запретами.

Замечено, что при дефектах воспитания в этом возрасте мальчики ходят громко топая ногами, а девочки предпочитают туфли с громко стучащими каблуками. Это их манера самоутверждаться.

  • Структура любви ( 3 - 6 лет)

В этом возрасте девочки начинают ощущать в себе женское - тягу к украшениям, интерес к маминой косметике, к красивым нарядам.

Мальчики интересуются мужскими игрушками - машинками, оружием, военной техникой, роботами и другим.

В этом возрасте дети могут задавать «неудобные» вопросы, на которые надо отвечать без эмоций и излишних подробностей, не драматизируя.

  • Структура мнений (5 - 9 лет)

В этом возрасте дети пытаются оспаривать мнение родителей. И очень важно, как вы к этому отнесетесь.

Терпеливо разъясните ошибочность его мнения, а возможно, согласитесь с ним, главное не требовать закрыть рот. Дети с травмированной структурой мнений, повзрослев, будут всегда бояться высказать свое мнение, вступать в споры и нижняя часть лица у них будет зажатой.

Чувство любви и уважения к маленькому ребенку помогут вам не допустить ошибок в преодолении трудностей этого периода.

  • Структура солидарности (7 - 12 лет)

Школа - очень важный период в жизни ребенка. Первый класс - это время, когда ребенок впервые может оказаться предоставленным самому себе в том случае, если родители работают или воспитывает его только мама.

Не уставайте изучать своего ребенка, расспрашивайте его об одноклассниках, о взаимоотношениях с ними. Помните, что воспитывают как хорошие, так и плохие примеры.

Чтобы ни натворил ребенок - он должен знать, что его родители всегда с ним, готовы понять, простить, защитить.

Любящие родители отодвинут на второй план друзей, увлечения, высокие заработки, чтобы воспитать любящего ребенка. Проявляйте свои чувства, обнимайте, прикасайтесь к ребенку.

Если малыш робкий, неуверенный - почаще гладьте ему спинку - именно там находится место поддержки, широчайшая мышца спины, которую мы обычно неосознанно гладим, когда хотим кого-то успокоить, поддержать.

Ползание ребенка в раннем возрасте активирует группу мышц, влияющих на психику.

Если ребенок любит своих родителей, дорожит их мнением, отношением, он задумается, прежде чем совершить что-то плохое и огорчить маму и папу.

Но даже если произошли какие-то упущения в какой-то период, всегда можно обратиться к психологу и попытаться исправить проблему, не запуская и не позволяя ей травмировать психику маленького человека.

zhenschina-na-million.ru

Как и когда происходит формирование характера у детей

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение. Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства. Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда. Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры. Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.

mamaipapa.org

Этапы формирования характера у ребенка и его виды

Характер формируется в ребенке в результате взаимодействия темперамента, данного ему природой, и среды (наибольшее влияние оказывают родители). Темпераментом называют особенности функционирования нервной системы человека, проявляющиеся в его движениях и темпе речи, а также эмоциональности и подвижности. Он дается каждому малышу при рождении, и изменить его нельзя. От темперамента во многом зависит отношение ребенка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и рано или поздно вы поймете, к какому типу относится темперамент вашего ребенка. Это поможет выстроить стратегию совместного существования, что облегчит и вашу жизнь (будет проще понять малыша и договориться с ним), и жизнь ребенка (он будет чувствовать, что его понимают, меньше нервничать и капризничать). 

Определяем, к какому типу относится темперамент ребенка 

Всего выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. В чистом виде они встречаются крайне редко. Обычно в человеке смешаны черты нескольких типов, но характерные особенности одного из них в ребенке можно заметить с рождения. 

1 Холерик

Легко «вспыхивает», успокоить его непросто. Такие дети легко возбудимы, энергичны, вспыльчивы, беспокойны, впечатлительны, раздражительны, непоседливы, неуравновешенны и очень чувствительны. Ребенок-холерик не будет молча терпеть любой дискомфорт. Таким малышам больше, чем другим детям, необходимы постоянное присутствие мамы и тактильный контакт с ней. Холериков нельзя «избаловать руками», это является для них жизненной необходимостью. Воспитание такого малыша требует от родителей терпения и спокойствия. Не следует критиковать ребенка за избыточную подвижность. Постарайтесь дать ему возможность реализовывать энергию – больше гуляйте с ним, занимайтесь гимнастикой, попытайтесь увлечь кроху развивающими играми. Большинство холериков испытывают трудности при засыпании, поэтому для них необходимо выработать определенные ритуалы, которые помогут успокоиться. Кроме того, перед сном нужно стараться избегать интенсивного общения и проявления излишней активности.

2 Сангвиник

Подвижный и любознательный ребенок, который, в отличие от холерика, имеет жизнерадостный и уравновешенный характер. Такой малыш легко привыкает к новым людям и ситуациям.  Сангвиники любят игры и новые занятия, они легко переключаются. Однако такие малыши очень подвижны, чем доставляют своим родителям массу хлопот. Когда кроха начинает ползать, а затем ходить, его нельзя оставлять без присмотра. Заранее позаботьтесь о безопасности дома. Если ваш ребенок сангвиник, вам придется научиться делать домашние дела, одновременно развлекая кроху. Например, он может находиться в слинге, а вы будете рассказывать, что сейчас делаете. Из-за своей активности сангвинику трудно дается режим, часто он не доедает и не досыпает. Приучая ребенка к режиму, будьте мягче и не заставляйте его жить по графику «от и до». 

3 Меланхолики

Кажутся очень чувствительными детьми, которым трудно справиться с любыми жизненными испытаниями. Такие малыши часто пребывают в плохом настроении и плачут без особых причин. Обычно ребенок-меланхолик медленно набирает вес, часто просыпается ночью. На ваши улыбки он реагирует вяло, легко пугается, тяжело переносит разлуку с мамой и очень не любит отлучаться от дома. Воспитывая меланхолика, не следует забывать о его сверхчувствительности. Такие дети сильно переживают любую критику, неприятное слово или событие способно надолго вывести их из спокойного состояния. Малыш-меланхолик нуждается в спокойной атмосфере в доме, материнской ласке, постоянном тактильном контакте и похвалах. Нельзя применять в отношении таких детей силу и грубость. Меланхолики быстро устают, поэтому в раннем возрасте их лучше оградить от просмотра телевизора, громких звуков и обилия ярких впечатлений. Они должны расти в окружении домашнего уюта и маминой заботы.

4 Флегматики

Малоподвижны, уравновешенны, терпеливы и очень спокойны. Такие дети очень любят поспать — нередко первые месяцы они спят целыми днями. По мере развития малыш будет спокойно играть, не требуя чрезмерного внимания, редко плакать и стойко сносить любые неприятности. Характер флегматика имеет как плюсы, так и минусы. Такой ребенок требует мало внимания, однако его придется постоянно «расшевеливать». С флегматиком нужно регулярно заниматься, поддерживая в нем интерес к окружающему миру. При этом не стоит надеяться на проявление энтузиазма с его стороны. Такие дети нуждаются в постоянных похвалах и поощрениях.

Изменить темперамент ребенка невозможно. Об этом следует помнить и выстраивать жизнь крохи с учетом его особенностей. Это поможет вам вырастить здорового, счастливого и психологически благополучного малыша.

Однако характер человека определяет не только темперамент. На жизненное восприятие ребенка влияет и среда (сначала семья, затем — сад, школа, родственники и друзья). В зависимости от окружения одно и то же качество ребенка может развиваться по-разному – так, упрямство может перерасти в целеустремленность, а может обернуться косностью и упертостью.

Как сформировать характер ребенка

Для того, чтобы вырастить благополучного и счастливого ребенка родителям необходимо:

1. Определить цели

Идеал, к которому стремятся родители, должен совпадать с особенностями ребенка, данными ему при рождении. Не пытайтесь вырастить лидера из тихого мечтателя, скорее всего это приведет к беспрерывной борьбе и ломке природы крохи. Постарайтесь превратить процесс воспитания в поиск золотой середины между направлением ребенка и приноравливанием к его темпераменту. Необходимо направить силы на сглаживание «слабых» сторон характера малыша и взращивание его достоинств.

2. Научиться понимать ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно применить ко всем детям фразы: плохо брать ребенка на руки, как только он заплачет, – избалуется; не брать на руки плачущего малыша тоже плохо – он может вырасти букой. Некоторые дети рождаются готовыми выпорхнуть из объятий родителей, и гиперопека будет приносить им лишь вред; другие малыши очень нуждаются в маминой заботе и любви, и недостаток внимания может оказать на их психику разрушительное воздействие. Разработать единую методику воспитания для всех детей невозможно. Даже один и тот же ребенок требует постоянной корректировки способов воздействия на него – то, что вчера работало и давало результаты, сегодня может оказаться непригодным. Задача родителей – ежедневно наблюдать за малышом и учитывать все его потребности.

Вне зависимости от темперамента для формирования таких качеств, как оптимизм и уверенность в себе, нужно полностью удовлетворять потребности крохи. Что необходимо младенцу? Конечно же, мама, ее внимание и любовь, которая выражается в ласке и своевременном удовлетворении нужд малыша. Если ребенок получает материнское тепло в достаточном количестве, он растет с доверием к окружающему миру и получает возможность «улучшать» темперамент, данный ему природой.  Например, малыш родился меланхоликом, а его с пеленок начали воспитывать «настоящим» мужчиной. Ранимость тонкой и чувствительной натуры будет постоянно наталкиваться на непонимание и отказы в утешении, ведь «мужики не плачут». В результате у малыша разовьется невроз, а затем полная душевная закрытость. В итоге мама и папа вряд ли будут слышать в свою сторону нежные слова от собственного ребенка.

Другой пример. Холерика решили воспитывать по-спартански и не брать на руки, когда он плачет. В силу своего темперамента такой малыш все равно будет орать, пытаясь добиться своего. В дальнейшем истеричность крохи может стать одной из черт его характера. Чтобы избежать такого исхода, важно изначально увидеть особенности темперамента малыша и в раннем возрасте полностью удовлетворять его потребность в контакте с матерью. В результате свои душевные силы малыш будет тратить не на борьбу с окружающим миром, а на взаимодействие с ним. С возрастом ребенка-холерика нужно научить сдерживать себя, переключаться на игры и спокойно ожидать, когда мама сможет подойти к нему. 

3. Найти индивидуальный режим и придерживаться его

Все младенцы нуждаются в упорядоченной жизни – регулярность происходящего и определенный порядок дают им спокойствие и уверенность. Однако режим ребенка должен учитывать не только его индивидуальные особенности, но и нужды мамы и других членов семьи.  Упорядоченность, предсказуемость и последовательность поведения мамы, ее забота и ласка способствуют психическому благополучию малыша, обеспечивая ему ощущение безопасности окружающего мира. Создав такие условия, вы имеете все шансы сформировать «легкий» характер — уравновешенный, спокойный и уверенный в себе. 

Беспорядок, отсутствие режима, недостаток внимания, непредсказуемость и негативное эмоциональное состояние мамы формируют в ребенке неуверенность в себе, подозрительность и повышенную тревожность. Ребенок первого года жизни не умеет капризничать, своими криками он просто пытается добиться удовлетворения каких-то потребностей. При этом интенсивность и форма требований зависит от темперамента крохи, один может быстро успокоиться, другой будет просить до последнего. Лучший способ избежать истерик малыша — научиться предугадывать желания ребенка, распознавая знаки, обозначающие его потребности. Также следует приноровиться к личному ритму крохи и научиться определять, когда он активен, когда хочет есть, а когда спать, когда предпочитает общение, а когда его можно оставить в одиночестве. Своевременное удовлетворение элементарных потребностей ребенка обеспечит «не капризного» малыша, сохранив вам силы и нервы. 

4. Показывать на собственном примере

Обычно ребенок делает не то, что ему говорят, а повторяет то, что делает его родитель. В результате формируется «социальная» часть характера малыша, во многом она зависит от поведения мамы и папы. Дети копируют не только поведение взрослых, но и их реакцию на происходящее. Поэтому различные объяснения, нотации и прочие беседы играют в воспитании второстепенную роль. В первую очередь, родитель должен показывать ребенку правильное поведение на собственном примере. Важно, чтобы слово и дело у мамы и папы не расходились друг с другом. Если все члены семьи трудолюбивы и вежливы, скорее всего, их ребенок вырастет трудолюбивым и вежливым. Малыш, растущий в семье, где любят животных, не нуждается в нотациях о том, что мучить зверей плохо. Душевное состояние родителей не может не отразиться на их ребенке. Если папа или мама излишне нервны и тревожны, постоянно пребывают в плохом настроении, существует большая вероятность, что их кроха вырастет мрачным и нервным человеком. Поэтому, воспитывая детей, обратите внимание на собственное поведение и займитесь работой над собой.

5. Научиться переживать кризисы

Обычно наступление возрастного кризиса становится неожиданным сюрпризом для родителей. Поведение ребенка может резко поменяться не в лучшую сторону. Если смена поведения крохи связана с возрастным кризисом, важно реагировать на нее особым образом. 

Возрастной кризис (обычно бывает в 1, 3 и 7 лет) — это переломный момент, свидетельствующий о завершении определенного этапа развития ребенка и наступлении следующего. Успешно пройдя кризис, малыш выходит на новую ступень. При этом он выносит с собой определенные плоды – психологическое отделение от матери, становление самостоятельности и прочее. Чтобы ребенок вышел из кризиса с приобретениями, родителям важно вести себя правильно в переломные моменты в жизни чада.

Например, в 1 год ребенок постепенно отдаляется от мамы, пытаясь отделиться от нее как психологически, так и физически. Он осваивает новые пространства и убегает. Обычно родители воспринимают это как непослушание и, не желая рисковать безопасностью крохи, кричат ему: «Не ходи туда!», «Не лазь, а то упадешь/разобьешься!». Такая реакция родителей, несмотря на то, что она вызвана благими побуждениями, приводит к неблагоприятным последствиям. Малыш, пытающийся освоить новые пространства, фактически слышит, что мир страшный, что безопасно лишь рядом с мамой и ему нужно всегда находиться вместе с ней. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок до старости будет прятаться за маминой юбкой, не сможет стать самостоятельной личностью и добиться в жизни определенных успехов. 

Как правильно преодолеть кризис и помочь годовалому ребенку выйти на следующий этап с необходимым багажом знаний?

Важно предоставлять малышу поле для активности, поощрять его самостоятельность. И только тогда вы можете надеяться, что у вас вырастет активный и целеустремленный человек. Переживая кризис первого года, постарайтесь научить ребенка договариваться, понимать и принимать запреты и разрешения. При этом относитесь к крохе с уважением, давайте ему понять, что вам важно его мнение и желания. Это будут ваши первые шаги к развитию «счастливого» характера ребенка.

www.vospitaj.com

как и когда формируется характер ребенка и можно ли на это повлиять

как и когда формируется характер ребенка и можно ли на это повлиять?

Генетика или воспитание – отчего зависят наши характеры? Во сколько лет формируется характер? Как вырастить ребенка счастливым? Строгость или мягкость должна быть в приоритете?

Тема достаточно сложная, и в литературе, и у различных специалистов на нее разные взгляды. Одни считают, что психотип можно увидеть, начиная с 3–4 лет. Другие говорят, что это слишком рано и смотреть нужно с 6–7 лет. Третьи уверены, личностные особенности формируются только в подростковом возрасте. Мы склонны считать, что базовые личностные качества ребенка проявляются, все-таки, ближе к школе. Да, конечно же, какие-то предпосылки прослеживаются и раньше, но назвать это психотипом очень сложно, потому что все еще очень изменчиво: когда ребенок выходит в мир, социум сильно корректирует его поведение и вносит существенные изменения в семейное воспитание.

Закладываются основы личности ребенка в 3–4 года благодаря воздействию семьи. Потом на него оказывают различное влияние разными социальные факторы: детский сад, школа, где он больше начинает общаться со сверстниками и взрослыми. Окончательно психотип складывается в подростковом возрасте или немного раньше. Вот тогда уже серьезно скорректировать поведение детей сложно. Можно лишь немного на что-то повлиять, но в целом характер юноши или девушки уже относительно прочен.

Что касается наследственности, в рамках научных школ не утихают дискуссии на тему врожденных и приобретенных черт с давних времён. Римляне говорили, что родившийся человек — это tabula rasa («чистая карточка»): что там записать, то и будет. Помните, в 60-е и 70-е годы прошлого века считалось, что, в основном, личность формирует социум — в нашем советском мировоззрении это было так. А, например, греки считали, что человек уже рождается с характером. И дискуссия эта не утихает и в современных научных школах. В принципе, и те, и другие правы: в человеке «намешано» всего понемногу.

Генетики пока не доказали, что личностные качества могут наследоваться. Физиология и анатомия — да. Но не психика. Сегодня достоверно известно, что наследуется темперамент. Мы получаем от родителей и бабушек-дедушек принципиальные базовые процессы нервной системы. Они и передаются потомкам примерно в 80%. Темперамент определяется тремя признаками: сила нервной системы, ее подвижность и так называемая гармоничность процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих процессов во многом, как мы уже говорили, и определяет психотип.

Меня часто спрашивают, может ли измениться сила нервной системой благодаря воспитанию? Нет. То, что генетически в нас заложено, мы пока не умеем менять, но можем натренировать. В принципе, тренировка решает много проблем. Но в стрессовой ситуации все равно рвётся там, где тонко.

Три пути к счастью

Сегодня часто можно прочитать советы, как надо воспитывать детей, но авторами не всегда учитывается, что все дети разные, а значит и подходы нужны разные. Так как же воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми? Как не ломать ребенка под себя, а найти к нему подход? Для начала я расскажу о трех способах развития, с помощью которых человек адаптируется в социуме.

Первый:

человек изменяет этот мир под себя, как поётся в песенке: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

Второй:

приспособление – человек подстраивается, адаптируется под этот мир.

И третий способ

(о котором многие забывают): когда человек такой, какой есть, ищет тот социум, в котором ему комфортно.

В Советском Союзе и во многом в современной России упор делался на первые два. Либо лидер говорил социуму, как и куда правильно идти, и все под него подстраивались. Либо, наоборот, личность подстраивалась под коллектив. А вот в западном мировоззрении, во многом, превалирует третий способ. И там человек ищет место, где ему максимально хорошо, где он может себя максимально реализовать.

Так что в первую очередь, родители должны для себя решить, чего они хотят для ребенка. Абсолютно у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. У каждого. Просто у кого-то они более очевидны, у кого-то менее заметны. Даже у детей, которые рождаются больными, тоже есть сильные и слабые стороны — хотя их часто бывает сложно заметить.

Родители должны принципиально решить, какого ребенка хотят воспитать. Конечно же, нужно смотреть, с чем мы имеем дело. Если мы имеем дело с активным ребёнком, непоседой, лидером, постоянно интересующимся чем-то, с преобладанием силового, физического развития над интеллектуальным, то, скорее, нужно ребенка развивать по 1-му пути. Если ребенок склонен к групповым видам деятельности, к спокойствию, к познанию, к сотрудничеству — здесь больше 2-й путь. А если ребенок склонен к единению, к познанию, к минимизации, так скажем, человеческого общения; если ребенок играет с игрушкой и ему никто другой не нужен — в этом случае, наверно, нужно идти по 3-му пути.

Есть один важный нюанс, который нужно учитывать, воспитывая ребенка. Если мы говорим про разносторонне развитую личность, если у нас есть ребенок активный, сильный, физически развитый, непоседливый, постоянно бегающий, смеющийся — это означает, что у него с 1-м путем все нормально, а вот со 2-м, например, с аспектами сотрудничества бывают проблемы. Значит, ему нужно стимулировать развитие коммуникационной гибкости, умения взаимодействовать в команде. То есть генетически у него с этим все в порядке и хуже не будет, а вот, Поэтому если мы углубляем этот вот путь, усиливаем его, в будущем часто у таких детей будут встречаться проблемы 2-го пути.

Психотипы детей (характер ребенка)

А теперь, давайте рассмотрим, по каким признакам можно определить психотип своего ребенка? Я расскажу о разных характерах малышей.

1. «Серьезный» (эпилептоид) Ребенок серьезный, последовательный, с невысоким чувством юмора, умный; его хвалят за то, что он умный. Взрослые у него отмечают взрослый взгляд на мир. Он понимает мир взрослых с детства. Он вдумчивый, небыстрый, сосредоточенный. Играет он (если вообще играет) предпочтительно либо один, либо в небольшой компании. Но при этом иногда может быть взрывным и импульсивным.

У детей с данным типом характера тугоподвижная, возбудимая слабая нервная система.

Им подходит 1-й путь: здесь он слабины не даст; когда он сталкивается с ситуацией вызова, он его принимает. Это лидер. Остальные, безусловно, надо развивать.

2. «Целеустремленный» (параноял) Чаще всего у таких ребятишек есть какая-то идея «фикс»: у кого-то это машины, у кого-то динозавры, у кого-то астрология или даже, может быть, деньги — ребенок копит. У такого ребёнка обязательно должна быть 1-2 темы, которые его сильно увлекают. Крайне важный момент: они выбирают один-два вида своих интересов и это в течение длительного времени, не переключаются. Например, если ребенок в 5 лет стал интересоваться динозаврами, то он интересуется динозаврами все ещё в третьем классе — и он все про них знает. Они достаточно спокойны; эти дети не ноют, они могут быть «одинокими волками» и чувствуют себя при этом нормально. Не требуют повышенного внимания к себе. Могут сами занять себя, не требуют внимания родителей.

У них сильная, малоподвижная и возбудимая нервная система.

Здесь с 1-м и 3-м путём всё в порядке, а вот со 2-м могут быть проблемы. 3. «Дружелюбный» (эмотив) В отличие от двух первых типов, такой ребёнок концентрируется на всём живом: на попугайчике, кошечке, собачке, хомячке и других детях. И это очень ярко прослеживается. Если это кукла, то она обязательно имеет имя и таких кукол не так много. Ему важны, как люди, поэтому любая игрушка имеет личностный оттенок: это не просто машинка, это машинка этого мишки, а мишку зовут «Нордик», куклу зовут «Маруся». Они концентрируются на отношениях, он интересуется взаимоотношениями людей, этакий юный психолог. Чаще всего они спокойны, осторожны, но могут быть и трусишками. «Дружелюбного» может пугать новая обстановка.

Нервная система сильная, подвижная, гармоничная. Здесь возможен любой путь, ему комфортно в любом из них, очень много зависит от социума и воспитания.

4. «Непоседа» (гипертим) У ребёнка ярко выраженная неусидчивость, особенно на интеллектуальную деятельность — не читает, не интересуется книжками, не может долго играть с одной и той же игрушкой, ломает их, потому что у него пропадает интерес. Ему скучно сидеть на одном и том же месте; ему скучно второй раз рисовать один и тот же домик. Отбирает игрушки у других. Совсем не думает о последствиях. У «непосед» бывают истерики: из-за нетерпеливости «у меня не получается!»; по принципу обстоятельств: «когда что-то чему-то мешает» или от физической боли (упал и ему реально больно).

Из положительных качеств – общительность, разносторонность, отсутствие страха: безумно-смелый из разряда «без царя в голове». «Непоседе» всегда и везде хорошо и реально интересно.

Нервная система: сильная (с возрастом – она слабеет), подвижная и возбудимая. Путь? С 1-м всё нормально, со 2-м — тоже, а вот с 3-м тяжело.

5. «Воображуля» (истероид) Главная их черта – концентрация на себе. Такие детки большие «выпендрёжники», любят красоваться и устраивать истерики по принципу «Дай мне!». Они – те самые дети, которые могут валяться на полу в магазине и сильно истерить: «Купи мне!». Такие дети показные, они работают на публику; они манипуляторы.

Расскажу, как с этим бороться. В момент истерики «Купи мне розового слона» нужно просто сидеть и смотреть. Можно молчать, но лучше комментировать: «Вот ты, дружище, сейчас лежишь, кричишь, всем слышно, все обращают на тебя внимание, очень хорошо, это, в общем-то, очень красиво». В чём огромная ошибка большинства родителей? Они понимают, что не нужно участвовать в истерике ребёнка. Но ожидая конца «представления» уходят с головой в телефон, Viber, интернет, Facebook. Это неправильная тактика. Зрительный и коммуникативный контакт должен сохраняться. Так мы показываем ребенку, что эти действия уместны, это его право, и мы их просто комментируем спокойным тоном — что так не принято.

Поговорим об их плюсах этого демонстративного типа. Это самолюбие. У такого человека в будущем не будет низкой самооценки. Им свойственна высокая требовательность (чаще всего к другим, но бывает и к себе). К примеру, «непоседа» не требовательный, с ним можно договориться.

Слабая нервная система, подвижная, возбудимая.

Чаще всего – 2-й путь.

6. «Гарри Поттер» (шизоид) Эти дети любят одиночество, достаточно замкнуты (впрочем, с близкими людьми могут быть общительны), не любят проявлять эмоции, имеют аутистические наклонности, а иногда даже заводят воображаемых друзей. Их душа – потемки, они – интроверты и не подпускают к себе близко.

Они нестандартно мыслят, интересуются абстрактными знаниями, любят тихие игры, рисование, лепку. Если и играют, то с детьми младше себя. Эти послушные, домашние дети часто привязаны к семье, даже если родители с ними холодны или суровы.

Слабая, вязкая, неуравновешенная нервная система. Путь, несомненно, 3-й.

7. «Тревожный» (тревожно-мнительный)

Неуверенный в себе, аккуратный, осторожный, боязливый ребёнок, который боится туда выйти, сюда выйти; боится паучков, насекомых, всего-всего-всего. Сразу скажу, что врождённым такой характер бывает редко. Ведь детский организм по умолчанию здоров, это потом мы уже накапливаем болезни, так что наличие тревоги, всё-таки во многом следствие травматизации, негативного опыта и обычно привитого родителями.

«Тревожные» боятся коллективов, они чувствуют себя там неуверенно; избегают их, устраняются от новых контекстов, новых ситуаций, новых людей, новых игрушек, контрольной работы, насекомых. И из-за этой тревожности они могут даже истерить. Наверно, их главный плюс, пожалуй, осторожность; аккуратность, расчётливость. А еще, именно они – большие мыслители и философы!

Слабая, возбудимая, подвижная и неуравновешенная. Им, конечно, комфортен 3-му путь.

8. «Депрессивный» (депрессивно-печальный) Чаще всего этот тип связан с патологией, обычно речь идёт о детской депрессии. Это не норма. Как я уже говорил, в целом, большинство детей в норме жизнерадостные и любящие. Если мы видим малыша-пессимиста моложе 9 лет, который говорит: «Отстаньте от меня», то этот ребенок болен. Самая частая причина этого — проблемы в семье.

Они самостоятельны и не приносят больших проблем родителям. «Уйдите от меня, мне и так хорошо без вас», «чем меньше меня будут трогать, тем лучше будет для всех» – их самостоятельность от нежелания общаться, а не от лидерских задатков.

У них пониженная самооценка. Они боязливы, они не уверены в себе; но в рамках своей комнаты они могут быть вполне деловыми и активными.

Еще они въедливые. Если они начинают что-то делать, изучать, то доводят это до совершенства. Они очень въедливы, спокойны, может сидеть и круглосуточно делать оригами, в то время как в таком возрасте дети весьма неусидчивы и непоседливы.

Нервная система: слабая, тормозная, неподвижная или тугоподвижная. Резюмируем: таким детям надо идти по своему аутентичному пути и для гармонии развивать остальные.

Авторы: Евгений Спирица и Наталья Мигненко

profilinglive.ru


Смотрите также