Дети с рда


Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Ранний детский аутизм

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

www.krasotaimedicina.ru

РДА, или ранний детский аутизм: 3 варианта течения, о первых признаках и обзор 8 этапов лечения болезни

Ранний детский аутизм (РДА, или синдром Каннера) – это расстройство, возникающее в результате нарушения развития головного мозга и характеризующееся всесторонним и выраженным дефицитом общения и социального взаимодействия, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все указанные признаки при данном заболевании начинают проявляться в возрасте до трёх лет.

Статистические данные

Частота встречаемости раннего детского аутизма составляет примерно 2 — 4 случая на 10 тысяч детей за явным преобладанием его у мальчиков. Данное расстройство начинает себя проявлять в первые три года жизни ребёнка и, как правило, диагностируется в возрасте 2 — 5 лет.

Ранний детский аутизм приблизительно в 0,2% случаев сопровождается умственной отсталостью. Также характерно, что он не развивается у детей старше 5 лет, именно поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, у ребёнка с отклонениями в поведении следует думать о возникновении других психических заболеваний, прежде всего, шизофрении.

Причины развития раннего детского аутизма

На сегодняшний день до конца неясны причины и механизмы развития раннего детского аутизма, что, в свою очередь, порождает множество теорий происхождения заболевания.

Генетическая теория

Данная теория основана на многочисленных исследованиях близнецов, а также сестёр и братьев детей-аутистов. В первом случае было выявлено, что количество совпадений (так называемая конкордантность) по аутизму у монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных в десятки раз. К примеру, согласно исследованию в 1991 году, у обоих однояйцевых близнецов расстройство аутистического спектра развивается в 90% случаев и в 20% — аутизмом страдают оба из двуяйцевых. Конкордантность же у сестёр и братьев больного составляет от двух до трёх процентов. Это означает, что у них риск заболеть в разы выше, чем у других детей.

Все эти данные подтверждаются исследованием, проведённым в 1986 году, которое включало 122 ребёнка с расстройством аутистического спектра. Они были подвержены генетическому анализу, в результате чего выяснилось, что 19% обследованных являлись носителями так называемой ломкой хромосомы X (генетическая аномалия, при которой сужен один из её концов).

Данная гипотеза также была подтверждена в 2012 году многоцентровым международным исследованием, которое включало 400 детей с расстройством аутистического спектра. Им было проведено генотипирование ДНК, в результате чего выявлена высокая частота мутаций.

Биологическая теория

Она рассматривает аутизм как результат поражения головного мозга. Многочисленные исследования подтвердили, что мозг страдающих аутизмом детей отличается структурными и функциональными особенностями.

Структурные нарушения у аутистов исследовались при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Эти методы часто выявляют асимметрию желудочков головного мозга, расширения подпаутинного пространства, истончение мозолистого тела, а иногда и локальные очаги так называемой демиелинизации (отсутствия миелина).

Морфофункциональные изменения головного мозга при аутизме следующие: снижение метаболизма в теменных и височных долях, а также усиление обменных процессов в левом гиппокампе и левой лобной доле. Нарушение функционирования мозга подтверждается при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Поствакцинальная теория

Это относительно молодая теория, не имеющая достаточных оснований. Однако она довольно широко распространена среди родителей детей-аутистов. Согласно данной теории причиной заболевания становится интоксикация детского организма ртутью, в частности её соединения тимесорала, входящего в состав консервантов для вакцин.

По этому поводу в США, Японии и многих других развитых странах были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что никакой связи между ними нет. Тем не менее, Япония всё же отказалась от применения данного соединения при изготовлении вакцин. Но это не привело к снижению заболеваемости — число больных аутизмом детей не уменьшилось.

Несмотря на то, что все проведённые исследования отрицают какую-либо взаимосвязь аутизма и вакцин, родители больных детей утверждают, что первые признаки болезни отмечаются именно после вакцинации. Возможно, причиной является возраст ребёнка, когда она проводится. Это даёт основание предполагать, что в данном случае вакцинация выступает как стрессовый фактор, запускающий патологическое развитие.

Теория обмена веществ

Согласно данной теории аутичный тип развития отмечается при некоторых патологиях обмена веществ. Проявления аутизма наблюдаются при таких заболеваниях, как мукополисахаридоз, фенилкетонурия, гистидинемия и др.

Опиоидная теория

Сторонники опиоидной теории считают, что аутизм возникает в результате перегрузки центральной нервной системы ребёнка опиоидами. Они появляются в его организме из-за неполного расщепления казеина и глютена. Причиной является поражение слизистой оболочки кишечника.

Теория пока ещё не была подтверждена, однако существуют исследования, которые доказывают взаимосвязь между нарушенной пищеварительной системой и аутизмом. Частично она находит подтверждение в диете, назначаемой детям-аутистам. Так, им рекомендуется исключить из рациона глютен (злаки) и казеин (молочные продукты). Эффективность такой диеты довольно спорная — она не способна излечить аутизм, но по уверению специалистов она может скорректировать определённые нарушения.

Нейрохимическая теория

Сторонники данной теории считают, что аутизм развивается в результате гиперактивации серотонинергической и дофаминергической систем головного мозга. Она подтверждена множественными исследованиями, которые доказали, что заболевание сопровождается их гиперфункцией. Для её устранения применяются препараты, блокирующие дофаминергическую систему, что иногда оказывается очень эффективным в лечении расстройств аутистического спектра, а это, в свою очередь, доказывает правомерность теории.

Варианты развития аутизма

Злокачественное развитие – первые признаки заболевания появляются в раннем детском возрасте. Симптоматика характеризуется достаточно быстрым распадом психических функций. Некоторые расстройства аутистического спектра способны даже переходить в шизофрению.

Волнообразное течение – проявляется периодическими обострениями, нередко носящими сезонный характер. Их выраженность при этом каждый раз может быть различной.

Регредиентное течение – характеризуется постепенным улучшением симптоматики. Несмотря на бурное начало, признаки аутизма со временем регрессируют. Однако психические нарушения сохраняются.

У каждого ребёнка развитие аутизма происходит совершенно по-разному. Течение данного заболевания даже у близнецов может быть очень индивидуальным.

Факторы, влияющие на течение аутизма:

  • речевое развитие до шести лет является признаком благоприятного течения заболевания;
  • посещение специализированных образовательных учреждений также является благоприятным фактором и имеет огромное значение в адаптации;
  • освоение «ремесла» помогает реализовать себя в будущем в профессиональном плане — согласно исследованиям каждый пятый ребёнок с аутизмом способен освоить профессию, однако не делает этого;
  • посещение детских садов с логопедическим профилем или отдельных логопедических занятий положительно сказывается на дальнейшем развитии, ведь по статистике половина взрослых людей с аутизмом не говорят.

Классификация раннего детского аутизма

В зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации при раннем детском аутизме выделяют четыре группы детей.

  1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, характерно проявление крайнего дискомфорта при попытках взаимодействия с ребёнком. Социальная активность отсутствует, даже близким довольно трудно добиться от него какой-либо ответной реакции (взгляда или улыбки). Дети этой группы стараются не иметь с окружающим миром никаких точек соприкосновения, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно необходимые потребности (например, голод). Избегают различных телесных контактов и тяжело переносят взгляд глаза в глаза.
  2. Активное отвержение внешней среды. Проявляется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с окружающим миром. Ребёнок общается лишь с ограниченным кругом людей, как правило, это родители, близкие люди. Он проявляет повышенную избирательность в одежде и еде. Любое нарушение привычного ритма приводит к сильной аффективной реакции. Им больше, чем другим характерно чувство страха, на который они агрессивно реагируют. Отмечается большое количество двигательных и речевых стереотипий. Несмотря на тяжесть проявлений, такие дети более адаптированы для жизни, чем относящиеся к первой группе.
  3. Захваченность аутистическими интересами. Ребёнок старается укрыться от внешнего мира в своих интересах, его занятия при этом не носят познавательного характера и проявляются в стереотипичной форме. Увлечения имеют цикличность, такие дети годами могут рисовать, разговаривать на одну и ту же тему или воспроизводить в играх один и тот же сюжет. Интересы зачастую носят агрессивный, мрачный, устрашающий характер.
  4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Данный вариант является наиболее лёгким проявлением аутизма. Он характеризуется повышенной ранимостью и уязвимостью ребёнка, избеганием отношений, если он чувствует какую-либо преграду. Также отмечается чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованных коррекционных мероприятиях возможно продвижение ребёнка по этим стадиям социальных взаимоотношений и его адаптация к окружающей среде.

Виды аутизма

К основным видам аутизма, обозначенным в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10), относятся ранний детский аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и атипичный аутизм. Остальные встречаются достаточно редко и относятся к «другим видам аутистических расстройств».

В некоторых исследованиях говорится о постановке диагноза «аутизм» ребёнку не из-за остановки развития, а вследствие утери им языковых или социальных навыков, как правило, в возрасте между 15 и 30 месяцами жизни. Пока не существует единого мнения на счёт данной особенности. Регрессивный аутизм, возможно, представляет собой специфический подтип расстройства.

Ранний детский аутизм, симптомы

Клинические проявления аутизма очень разнообразны. Как правило, их определяют следующие параметры: неравномерное созревание речевой, психической и эмоционально-волевой сферы, отсутствие реакции на обращение, стойкие стереотипии и др. Дети с аутизмом отличаются своим интеллектом, поведением, речью, а также отношением к окружающему миру.

Речевые нарушения

Особенности речевого развития отмечаются примерно в 70% случаев аутизма. Отсутствие речи зачастую является первым признаком, по поводу которого родители обращаются за помощью к логопедам и дефектологам. В среднем первые слова ребёнок начинает говорить к 1 — 1,5 годам, а первые фразы — к 20 — 22 месяцам. Тем не менее, появление первых слов может запаздывать и до трёх-четырёх лет.

Даже если словарный запас ребёнка к двум-трём годам соответствует возрастной норме, при таком расстройстве, как ранний детский аутизм, симптомы в 3 года могут проявляться тем, что он не говорит о себе и не задаёт вопросов, что очень характерно для маленьких детей. Как правило, они напевают или бормочут что-то невнятное. Ребёнок зачастую прекращает говорить уже после того, как его речь сформировалась. Несмотря на то, что с возрастом словарный запас может обогащаться, речь довольно редко используется для коммуникации. Такие дети могут вести монологи, диалоги, декларировать стихи, однако не используют слова с целью общения.

Характерными речевыми признаками у детей-аутистов являются:

  • эхолалии;
  • громкая или, наоборот, шёпотная речь;
  • необычная интонация;
  • игра слов;
  • метафорический язык;
  • неологизмы;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • перестановка местоимений;
  • отсутствие реакции на речь других.

Эхолалией называют повторение ранее произнесённых слов, фраз или предложений. Сами дети при этом не способны строить предложения. К примеру, в ответ на вопрос: «Сколько тебе лет?», ребёнок повторяет: «Сколько тебе лет, сколько тебе лет». На предложение: «Пойдём в магазин», он отвечает: «Пойдём в магазин».

Кроме того, страдающие аутизмом дети не используют местоимение «я», довольно редко обращаются к своим родителям со словами «мама» и «папа». Они часто применяют в своей речи образные обороты, метафоры, неологизмы, что придаёт разговору причудливый оттенок. Крайне редко используется мимика и жесты, что значительно затрудняет оценку их эмоционального статуса. Характерной особенностью является то, что декларируя большие тексты, дети-аутисты с трудом могут начать разговор и в дальнейшем поддерживать его. Все эти речевые особенности отражают нарушения в коммуникативной сфере.

При аутизме ведущей является проблема понимания обращённой речи. Дети с трудом на неё реагируют даже при сохранённом интеллекте. Кроме этого, у них нередко имеются дефекты в речи (дизартрии, дислалии и др.). Ребёнок часто растягивает слова, ставит ударения на последних слогах, сохраняя при этом лепетную интонацию. Поэтому в реабилитации таких детей крайне важным моментом являются логопедические занятия.

Особенности интеллекта

У большинства детей с аутизмом обнаруживаются особенности познавательной деятельности. Именно поэтому одной из проблем данного расстройства является дифференциальная диагностика его с задержкой психического развития. Согласно проводимым исследованиям у таких детей интеллект в среднем ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. В то же время, он выше, чем при умственной отсталости.

Отмечается также неравномерность интеллектуального развития. Общее число знаний и способность к пониманию некоторых наук у них ниже нормы, однако механическая память и словарный запас развиты лучше. Мышление характеризуется фотографичностью и конкретностью, но его гибкость ограничена. Страдающий аутизмом ребёнок может проявлять повышенный интерес к таким наукам как зоология, ботаника, астрономия. Это говорит о том, что структура интеллектуальных нарушений при аутизме отличается от таковых при умственной отсталости.

У детей-аутистов также ограничена способность к абстракции. Снижение успеваемости в школе во многом обусловлено поведенческими нарушениями. Ребёнок часто проявляет гиперактивное поведение и с трудом концентрируется. Особенно тяжело там, где требуется гибкость мышления и пространственные понятия.

В то же время, примерно 3 — 5% детей, страдающих аутизмом, демонстрируют «особые навыки». Это могут быть математические способности, виртуозная игра на музыкальном инструменте, воссоздание сложных геометрических фигур. Также эти дети могут обладать уникальной памятью на цифры, имена, даты. Их ещё называют «аутистами-гениями». Несмотря на это, все остальные признаки расстройства сохраняются. В первую очередь, преобладает нарушение коммуникации, социальная изоляция, трудности в адаптации.

Особенности поведения

Поведение детей с аутизмом характеризуется изолированностью, замкнутостью, отсутствием навыков приспособления. Они уходят в свой внутренний мир фантазий, отказываясь от общения с внешним миром, с трудом уживаются в детском коллективе и не переносят места скопления людей в целом.

Как правило, в поведении такого ребёнка преобладают элементы аутоагрессии (агрессии против самого себя). Он проявляет подобное поведение тогда, когда его что-то не устраивает (смена игрушек или обстановки, появление нового человека в окружении). Он может ударить себя, бить по щекам, кусать. Аутоагрессия иногда может переходить в гетероагрессию, направленную на окружающих. Такое поведение является своеобразной защитой детей от возможных изменений привычного уклада жизни.

Наибольшую сложность в воспитании ребёнка с аутизмом представляет поход в какое-либо общественное место. При этом он может совершать неадекватные поступки — визжать, бить и кусать себя, бросаться на пол. Поэтому перед выходом в любое новое место родителям следует ознакомить ребёнка с предстоящим маршрутом. Смена обстановки должна проходить поэтапно. Это, в первую очередь, касается детского сада или школы. Для начала его нужно ознакомить с маршрутом, а потом с самим местом, где ему предстоит проводить время.

Ритуалы в поведении детей-аутистов касаются окружающей обстановки, одежды, еды, игры. Надевание вещей, приём пищи, игра и любая другая деятельность зачастую сопровождается своеобразными ритуалами. Они могут заключаться в определённом порядке мытья рук, подачи блюд, вставания из-за стола. Ритуалы могут быть непонятными и необъяснимыми. К примеру, попрыгать перед тем, как лечь спать, потрогать плиту перед тем, как сесть за стол, во время прогулки зайти на крыльцо магазина и т.д.

Вне зависимости от формы заболевания поведение аутистов отличается стереотипностью. Принято различать двигательные стереотипии в виде раскачиваний, кивков, прыжков, кружений вокруг своей оси, движений пальцами и т.д. Большинство из них с возрастом проходят и редко встречаются у подростков. Голосовые же стереотипии проявляются в эхолалиях, декларации стихотворений. Также наблюдается стереотипный счёт.

Страхи и фобии

Более чем в 80% случаев ранний детский аутизм сопровождается наличием различных страхов и фобий. Основные виды:

  • сверхценные страхи — связаны с переоценкой значимости или опасности определённых явлений и предметов (лестницы, высота, темнота, незнакомые люди, животные, одиночество и т.п.);
  • страхи, связанные с визуальными раздражителями (блестящие предметы, мигающие лампы, яркий свет, резкая смена кадра в телевизоре, фейерверки, яркая одежда у окружающих);
  • страхи, связанные со слуховыми раздражителями (гудение лифта, шум воды в трубах и туалете, звуки машин и мотоциклов, бытовые предметы – фен, пылесос, электробритва);
  • страхи, связанные с тактильными раздражителями (дождь, снег, вода, вещи из меха);
  • бредоподобные страхи (объекты определённого цвета или формы, собственная тень, любые отверстия в стенах (розетки, вентиляция), определённые люди, иногда даже родители).

Синдром гиперактивности

Данный синдром наблюдается примерно в 60 – 70% случаев расстройства. Он проявляется повышенной активностью, неусидчивостью, постоянным движением. Всё это может сопровождаться такими явлениями, как возбудимость, крики, расторможённость. Если попытаться остановить ребёнка или что-то у него забрать, то это ведёт к реакциям протеста, во время которых он падает на пол, бьётся, кричит, ударяет себя. Почти всегда синдром гиперактивности сопровождается дефицитом внимания, что, в свою очередь, вызывает определённые сложности в коррекции поведения. Такие дети растормошены, не способны на чём-либо концентрироваться, не могут сидеть и стоять на одном месте.

Отсутствие устойчивого чувства самосохранения

В некоторых случаях расстройства у детей нарушено чувство самосохранения. Примерно у 20% отсутствует «чувство края». Такой ребёнок опасно свешивается за борт коляски или перелезает за стенки кроватки и манежа. Нередко дети могут спонтанно выбежать на дорогу, зайти в воду до опасной глубины или спрыгнуть с высоты. Кроме того, у многих из них не закрепляется отрицательный опыт порезов, ожогов и ушибов. Дети более старшего возраста лишены защитной агрессии и не могут постоять за себя.

Нарушения в эмоциональной сфере

У детей с аутизмом уже с первых лет жизни отмечаются расстройства эмоциональной сферы, характеризующиеся неспособностью идентифицировать свои эмоции и понимать чужие. Ребёнок не может радоваться чему-то или сопереживать, с трудом проявляет собственные чувства. Даже если он по картинкам заучит название эмоций, то впоследствии всё равно не способен применить свои знания в жизни. Подобное отсутствие эмоционального отклика обусловлено во многом социальной изолированностью ребёнка.

Расстройства эмоциональной сферы выражаются также в отсутствии восприятия окружающего мира. К примеру, ребёнку сложно представить себе свою комнату, даже зная все находящиеся в ней предметы наизусть. Не имея представления о собственной комнате, он также не может представить себе внутренний мир другого человека.

Особенная игра

Некоторые дети с аутизмом игнорируют игрушки полностью, и игра отсутствует вовсе. У других она ограничивается однотипными простыми манипуляциями с одной игрушкой. Нередко в игре участвуют посторонние, не относящиеся к игрушкам предметы. Игры, как правило, происходят в одиночестве в уединённом месте.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10), диагностическими критериями данного расстройства являются:

  • качественные нарушения общения;
  • качественное нарушение социального взаимодействия;
  • стереотипность форм поведения, активности и интересов.

Диагноз ставится после наблюдения за ребёнком коллегиальной комиссией в составе врача педиатра, детского невролога, психиатра, психолога, логопеда и других узких специалистов. В ходе диагностики широко используются различные опросники, тесты измерения уровня развития и интеллекта.

Уточняющее обследование может включать в себя электроэнцефалографию (ЭЭГ), магнитно-резонансную и компьютерную томографию (МРТ и КТ) головного мозга при наличии судорожного синдрома, а также консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах, консультацию врача-генетика и генетическое исследование и т.д.

Лечение раннего детского аутизма

На сегодняшний день излечение раннего детского аутизма невозможно, поэтому медикаментозная терапия строится по синдромальному принципу. При необходимости используются психостимуляторы, противосудорожные препараты, антипсихотики и т.д. Имеются данные о положительных результатах электроакупунктуры.

Основную роль в лечении данного заболевания играют психолого-педагогическая коррекция, психотерапия, занятия с логопедом и дефектологическая помощь. В работе с детьми, страдающими аутизмом, используется арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, игротерапия, логоритмика. В процессе обучения такого ребёнка педагогам следует ориентироваться на его сильные стороны (преобладающие интересы, нацеленность на учёбу, способность к языкам или точным наукам и т.п.).

Основное внимание уделяется психоэмоциональной коррекции, а также созданию благоприятных условий для развития детей-аутистов:

  • прививание жизненно необходимых навыков;
  • строгий распорядок дня;
  • избегание резкой смены обстановки и привычек;
  • постоянное пребывание с ребёнком, общение с ним;
  • максимально комфортный телесный контакт;
  • совершение различных физических упражнений;
  • избегание стрессов и переутомления;
  • отсутствие спешки в обучении.

Инвалидность при аутизме

При данном расстройстве полагается группа по инвалидности. Следует понимать, что она предполагает не только лишь денежные выплаты, но и помощь в реабилитации. Льготы для детей-аутистов, оформивших инвалидность, включают в себя налоговые вычеты на лечение, оформление в логопедический сад или группу, бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений, возможность обучаться по индивидуальной программе, санаторно-курортное лечение, помощь в социальной, психологической и профессиональной реабилитации.

Чтобы оформить инвалидность, нужно обследоваться у психиатра, психолога и чаще всего необходимо стационарное лечение. Можно также наблюдаться и в дневном стационаре, если таковые имеются. Помимо стационарного наблюдения требуется пройти обследование у детского невролога, офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а также сдать общий анализ крови и мочи. Все результаты обследования заносятся в специальную медицинскую форму. Если ребёнок посещает детский сад или школу, необходима также характеристика. После этого психиатр направляет на медицинскую комиссию.

Заключение

Из-за невозможности полного излечения детского аутизма расстройство сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. При помощи ранней, комплексной и постоянной лечебно-коррекционной реабилитации у 30% детей получается достичь приемлемой социальной адаптации. Без оказания специализированной помощи и сопровождения дети остаются глубокими инвалидами, не способными к самообслуживанию и социальным контактам, почти в 70% случаев.

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

ustamivrachey.ru

Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.
перейти наверх

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.
перейти наверх

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.
перейти наверх

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

перейти наверх

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.
перейти наверх

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

psymedcare.ru

Ранний детский аутизм - Признаки - Диагностические особенности

Ранний детский аутизм часто путают с различными  характерологическими особенностями и пограничными психическими состояниями. Диагностические особенности раннего детского аутизма состоят в том, чтобы правильно отдифференцировать истинное психическое состояние человека от заболевания.

Ранний детский аутизм

Термин «autismus» был придуман основоположником психиатрии Эйгеном Блейлером в 1910 года при описании особого свойства мышления у больных шизофренией. Однако до середины 40-х годов ХХ века аутизма как бы не было. Это расстройство и его отличие от детской шизофрении впервые независимо друг от друга определили два психиатра — Лео Каннер («аутистическая психопатия», 1944) и Ганс Аспергер (1943) как врождённое нарушение способности к эмоциональным контактам, уход от внешнего мира без ухода в мир фантазий.

Помните! Наши статьи не предназначены для самостоятельной диагностики.

Диагностику любого заболевания должен проводить только врач. Статья представлена только для возможности первичного определения состояния.

Если Вы нашли схожесть параметров, необходимо очно обратиться за консультацией к врачу.

Что такое ранний детский аутизм

Самое краткое определение – это искажение развития ребенка.

Ранний детский аутизм называют спектральным — включающим спектр расстройств с разной биологической основой, но подобными поведенческими нарушениями.

Аутизм — первазивное расстройство, то есть оно затрагивает все отделы мозга. По классификации дизонтогенеза относится к искаженному развитию.

Диагностика раннего детского аутизма

В настоящее время ранний детский аутизм можно диагностировать довольно рано — часто до года.

В этот период аутичный ребёнок не фиксирует взгляд на матери, ее лице, не улыбается ей, не реагирует на ее голос, либо пугается матери, отстраняется от ее объятий, плачет на руках. Комплекс оживления вызывают предметы, а не лица, может долго рассматривать узор ковра или обоев. Подобные особенности внимания сохраняются на протяжении всей жизни (лицо человека привлекает внимание не больше, чем неживые предметы). Особо стоит проблема нарушения влечений. Отмечается свехчувствительность анализаторов, либо их нечувствительность. Ребенок может бояться малейшего шума или часами стоять у работающего компрессора. Часто у таких детей повышенный интерес к запахам, причем не всегда к приятным. В возрасте от года до полутора лет обращает на себя внимание то, что ребенок может не откликаться на имя, не слышать просьб, а также отсутствие сотрудничества с взрослым. Если малышу нужна, например, игрушка, он не использует указательный жест для того, чтобы дать взрослому понять, что ему нужно. Вместо этого он может, например, руку взрослого и положить ее на желаемый предмет.

От полутора до трех лет у нормально развивающегося ребенка формируется предметно-манипуляционная деятельность, а после трех — игровая. Помимо этого возникает понятие «я», своих границ и возможностей. Ребенок-аутист не исследует функции предмета, что приводит к парадоксальной ситуации: он не играет игрушками, предпочитая раскладывать их по цвету или форме, строить из них пирамиды, не видит разницы — брать для игры игрушки или, например, столовые приборы. Понятие «я» не возникает, ребенок продолжает называть себя в третьем лице. Эмоциональные нарушения и проблемы социального взаимодействия можно выразить фразой «непонимание чужого, нечувствительность к своему».

Критерии раннего детского аутизма

Самое узкое место этой проблемы — диагностика.

Существующие критерии исключительно поведенческие. Выделить точные биологические «маркеры» этого заболевания до настоящего времени не удалось.

Итак, основными критериями диагностики аутизма являются:

  • стереотипии движений,
  • компульсивное поведение,
  • сопротивление переменам,
  • ритуальное поведение,
  • агрессия или аутоагрессия,
  • дефект эмоциональной активности
  • нарушения социального взаимодействия
  • нарушения речи и общения
  • отсутствие предметной игры и игрового взаимодействия.
Коммуникационные особенности

Нарушения в сфере социального взаимодействия и коммуникации сводятся с следующему:

  • отсутствие невербальных жестов;
  • нарушение социальной интуиции;
  • отсутствие потребности совместного переживания эмоций;
  • негибкость поведения;
  • особенности зрительного контакта. Бытует мнение, что дети с аутизмом не смотрят в глаза. Это не совсем так. Важно, что зрительный контакт не используется для общения, то есть взгляд не является средством коммуникации;
  • неумение просить;
  • отсутствие социального сотрудничества (не откликается на имя, не выполняет просьб).
Речевые особенности

В речи ребенка можно выделить специфические и неспецифические для данного заболевания нарушения. К специфическим относят:

  • не использование речи для общения;
  • наличие неречевых вокализаций, «абрисы» слов или фраз;
  • нетипичные первые слова (чаще всего отражающие негативную реакцию: «Отстань!»);
  • отраженный характер речи;
  • навязчивые вопросы;
  • прагматическое нарушение речи.
Не специфические нарушения

К неспецифическим нарушениям относят, например, дизартрию.

Бывает, что дети с аутизмом обладают хорошей памятью, и тогда они могут запоминать и повторять к месту и не к месту стихи, большие фрагменты услышанного текста, куски диалогов из телепередач и т.п.

Интеллект при раннем детском аутизме

Особо стоит проблема интеллектуальных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра. До недавнего времени бытовало мнение, что дети с синдромом Аспергера более интеллектуально развитые, часто одаренные (в основном музыкальными или математическими способностями), в то время как дети с синдромом Канера имели крайне низкие показатели формального интеллекта. При этом у обеих категорий детей присутствовали все нарушения социального взаимодействия и коммуникации.

В последнее время принято делить детей с аутистическими расстройствами по степени функциональности, то есть эффективности адаптации к внешнему миру. Так, высокофункциональный аутист может научиться навыкам социального поведения и стать самостоятельным членом общества. Яркий пример — Темпл Грандин, женщина инженер и биолог, доктор наук, а также предприниматель. Она часто выступает с лекциями об аутизме, давая нам возможность узнать лучше мир аутиста. Надо сказать, что деление по степени функциональности правильно применять лучше всего для детей старше 3 лет.

Лечение раннего детского аутизма

Лечбно-коррекцтонные программы раннего детского аутизма чаще всего заключаются в проведении специфической психотерапии и коррекции поведения:

  • ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) исходит из предположения о том, что аутизм нельзя вылечить, но возможно приспособление ребенка к внешнему миру путем выработки у него социальных навыков с помощью тренировки и подкрепления нужного поведения.
  • Музыкотерапия и арттерапия помогают не речевому ребенку выразить себя, научиться игре. Использование вибрации и специальных компрессионных кроватей дают ребенку приятные ощущения, расслабляют.
  • Специальные коррекционные программы направлены на работу со страхами и другими эмоциональными проблемами аутиста, либо обучения знаниям и навыкам.
  • Семейная психотерапия призвана налаживать отношения в семье особого ребенка с учетом его потребностей. Одна из важнейших задач семейной психотерапии — поддержка родителей и других членов семьи, а также адекватного отношения к больному ребенку.

brainklinik.ru


Смотрите также