Что нужно знать к 1 классу


Ребенок идет в первый класс — что должен уметь первоклассник?

Главная / 7 - 10 лет / Ребенок идет в первый класс — что должен уметь первоклассник?

Всего несколько десятилетий назад знакомство с буквами и цифрами происходило у детей только при поступлении в школу. К сегодняшним будущим ученикам предъявляют достаточно серьезные требования. Многое, чему раньше учили первоклассника, сегодня он должен освоить еще до школы.

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.

Будущий школьник должен:

  • Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением.
  • Не стесняться принимать участие в общем разговоре.
  • Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать.
  • Находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят.
Кроме того, что будущий ученик должен иметь хорошо развитую речь, выговаривать правильно слова и звуки, к сегодняшней подготовке дошкольника предъявляют еще целый ряд требований.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитии Готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:
  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

 

Уровень развития математических знаний

Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:
  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
 

Навыки чтения и письма

Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.

Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

    1. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
    2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
    3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
    4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически

Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению.

Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении. Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание. Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка.

Развитие у ребенка тяги к познанию и усидчивости Ребенку бывает сложно сконцентрироваться на школьной программе из-за того, что спокойно высидеть 30-45 минут на уроке ему просто не по силам. Поэтому перед школой важно не только выучить с ребенком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у дошколят усидчивость и тягу к познанию нового.
Только знания являются залогом успеха в жизни Будущему первокласснику нужно объяснить, что он идет в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни.
Обучение в школе — ответственное и важное задание Собирающемуся стать первоклассником малышу нужно объяснить, что учеба в школе – это самое важное и ответственное задание. Ребенка в школьной жизни должны привлекать не только ее внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями.

К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.

Поэтому только внимание и забота близких людей помогут психологически не готовому к школе ребенку преодолеть трудности на первом этапе обучения.

Несколько советов родителям первоклассника

  1. Не ругайте ребенка, если у него что-то не ладится с обучением. Выясните причину, по которой малыш не усвоил тот или иной материал, и помогите решить проблему.
  2. Никогда не говорите ребенку, что он бестолковый, не способный к обучению человек. Если малыш не справляется с каким-либо заданием, нужно не ругать, а всячески помогать ребенку, разобраться в проблеме.
  3. Не нужно сравнивать свое чадо с другими, более способными учениками. Это не поможет ребенку учиться лучше, а только понизит его самооценку и приведет к закомплексованности.
Чтобы у ребенка возникало как можно меньше проблем с обучением в 1 классе, подготавливайте его постепенно, начиная задолго до того момента, когда перед ним первый раз откроются двери школы. Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Что должен уметь ребенок к школе: дошкольная подготовка и требования в первом классе

Еще в конце прошлого века мало кто из родителей задумывался о дошкольном развитии детей, доверяя эту заботу образовательным учреждениям. Но сегодня мы должны хорошо представлять, что должен уметь ребенок к школе, и не можем позволить себе терять драгоценное время. Будущего первоклассника необходимо снабдить определенным багажом знаний и умений, а также обеспечить ему нужный психологический настрой.

Уровень физического развития

Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.

Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.

Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:

  • прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
  • закаливающие процедуры;
  • посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.

Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.

Компьютерные игры и игры в мобильном телефоне могут быть вредны как сами по себе, так и  потому, что ребенок заменяет ими другие занятия — в том числе физическую активность и прогулки. Ограничивая время, которое ребенок проводит с гаджетами, ориентируйтесь на длительность его пребывания на свежем воздухе: она не должна быть меньше.

Когнитивные навыки

Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.

Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.

Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:

  • Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
  • дни недели;
  • сезоны и месяцы года, месяц рождения;
  • направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
  • названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.

Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:

  • объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
  • определить лишний предмет из нескольких предложенных;
  • расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.

Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.

Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.

Не переживайте, если сын или дочь ответили не на все вопросы психолога. Вне зависимости от того, как ребенок покажет себя на собеседовании, в первый класс его все равно примут.

Практические знания

Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы. Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах.

Специализированные школы (лицеи, гимназии) могут предъявлять особые требования к будущим первоклассникам по тем или иным предметам. Лучший выход в этом случае — посещать подготовительные курсы именно в том учебном заведении, в котором предполагается начать полноценное школьное обучение.

Счет

Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:

  • посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
  • сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
  • назвать «соседей» заданного числа.

Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.

Убедитесь, что ребенок хорошо знает основные геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Чтение

По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:

  • уметь различать гласные и согласные буквы;
  • определять на слух твердые и мягкие звуки;
  • называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
  • находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
  • иметь понятие о слогах, уметь их читать.

Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать — это может вызвать у него стойкую неприязнь к книгам. Нужна грамотная мотивация, основанная на индивидуальных особенностях и интересах дошкольника.

Письмо

Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.

Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:

  • правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
  • заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
  • ровно обводить детали рисунка;
  • аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
  • повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
  • писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.

В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.

Если ребенок не любит рисовать, занимайтесь с ним объемной или плоскостной лепкой, вырезанием и аппликацией. Вызвать интерес к раскрашиванию помогут групповые занятия (подействует испытанный эффект присоединения к большинству).

Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями

Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.

Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.

Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:

  • уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
  • признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
  • уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
  • самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
  • уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.

Если у ребенка возникли проблемы с поведением в школе, внимательно прислушайтесь к рекомендациям классного руководителя и постарайтесь их выполнить. В крайнем случае обратитесь к психологу, чтобы ситуация не усугублялась.

Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения.

Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.

razvivashka.online

Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс | Сайт учителя начальной школы Косаревой Ирины Николаевны

Опубликовал(а) Январь 21, 2015 admin

Рубрики Подготовка к школе, Родителям
  1. свою фамилию, имя и отчество
  2. свою дату рождения и возраст
  3. полные имена членов семьи, их профессии
  4. домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира
  5. название своей страны и её столицы
  6. диких и домашних животных и их детенышей
  7. деревья, обувь, одежду, головные уборы, рыб, птиц, насекомых, зверей, овощи, ягоды, грибы, фрукты, транспорт, мебель, посуду и т.д. и классифицировать предметы по группам: яблоко, лимон, апельсин, груша – это фрукты
  8. части суток, дни недели, месяцы, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года
  9. части человеческого тела
  10. названия профессий людей
  11. русские народные сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
  12. детских писателей: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и их произведения
  13. правила поведения в общественных местах и на улице

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:

в области развития речи

  • различать звук, слог, слово, предложение
  • четко произносить все звуки речи
  • выделять звук в словах
  • определять место звука в слове
  • определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: мак, зубы, сани, осы
  • находить слова с определенным звуком в предложении
  • расчленять простые предложения на слова
  • произносить слова по слогам
  • составлять предложения из 3-5 слов
  • использовать в речи обобщающие понятия
  • различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение
  • полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ
  • составлять небольшие рассказы, сказки по картинке и серии картинок
  • читать наизусть любимое стихотворение
  • знать автора прочитанного стихотворения
  • разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.
  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ

в области элементарные математические представления:

  • считать до 10 и обратно
  • называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • соотносить цифру и число предметов
  • сравнивать 2 группы предметов
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • группировать предметы по определенному признаку
  • ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
  • различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
  • выполнять несложные логические игры для детей своего возраста

в области моторика (развитие мелких мышц руки):

  • правильно держать ручку, карандаш, кисточку
  • проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки
  • переносить в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
  • рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм
  • аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов
  • пользоваться ножницами: разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру
  • делать аппликации из разноцветной бумаги
  • лепить из пластилина и глины

в области психо-физические функции:

  • внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут
  • сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут
  • выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры

в области культура и общение:

  • первыми здороваться
  • вежливо прощаться
  • благодарить за оказанную помощь
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим
  • вежливо обращаться с просьбой
  • не перебивать говорящего
  • не вмешиваться в разговор старших
  • соблюдать порядок, чистоту.
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

na4alka.ru

Самое главное, что должен знать и уметь ребенок к 1 классу по ФГОС- список требований

В нашей жизни количество информации, известной человечеству, с каждым днем увеличивается. Поэтому нечего удивляться, что и в курсах школьных предметов ее становится все больше, а соответственно проходить материал нужно быстрее, чтобы все успеть. Современное начальное образование таково, что ребенок, поступающий в 1 класс, уже должен владеть базовыми знаниями и навыками учебной деятельности, умениями, которые раньше прививались в самой школе, иметь высокий уровень умственного, эмоционального, социального и физиологического развития. В свете этого возросли и требования к дошкольной подготовке детей, сообщает портал schoolguide.ru.

Если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, не уставали, были активны и жизнерадостны, уделите подготовке к школе должное внимание. Эта статья адресована всем неравнодушным родителям, но, в первую очередь, тем, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения. Чтобы помочь им освоить необходимые для обучения в школе навыки, организуйте ежедневные разноплановые занятия. Важна не продолжительность, а регулярность.

Какие навыки ребенка нужно развивать?

В подготовку ребенка к школе входит целый комплекс мероприятий, целью которых является развитие определенных навыков. Навыки - это то, что мы делаем автоматически, не задумываясь, и чем пользуемся всю жизнь в любой деятельности. Чем быстрее и лучше ребенок начнет ими овладевать, тем легче ему будет в школе. Условно можно разделить навыки на бытовые, социальные и общеучебные.

Бытовые навыки. Придя в школу, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, собирать вещи, пользоваться ножницами, держать ручку и т.д. Развивать бытовые навыки нужно в первую очередь в семье, подключая детей с раннего возраста к домашним делам: убирать постель, игрушки, вещи; что-то вымыть, вытереть пыль; помочь накрыть на стол. Овладение такими несложными операциями положительно скажется на уверенности ребенка в себе, его самостоятельности и, в конечном итоге, на комфортном ощущении себя в любом месте. Полностью освоить бытовые навыки в детском саду невозможно, так как там программы несут скорее познавательную и развивающую функцию.

Социальные навыки - это навыки общежития в коллективе: устанавливать и поддерживать контакт, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, контролировать свое эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние других, договариваться в конфликтной ситуации, координировать свои действия с действиями других, принимать и оказывать помощь.

Особенное внимание развитию социальных навыков следует уделить родителям, чьи дети не ходят в дошкольные учреждения. Постарайтесь донести до своих детей, что нельзя брать чужие вещи, обижать других, ябедничать, познакомьте их с правила поведения в коллективе. Наблюдайте, как ребенок ведет себя на детских площадках, в игровых центрах и вообще в любых общественных местах.

Умение ребенка позитивно общаться позволит ему быстро освоиться в школе и в дальнейшем комфортно чувствовать себя и жить в обществе.

Общеучебные навыки. Низкий уровень развития общеучебных навыков у дошкольников обычно является причиной низкой успеваемости их в школе. Дети отстают от своих одноклассников по той причине, что все их силы направлены не на усваивание учебного материала, а на техническое совершенствование навыков, которые они не выработали раньше.

1. Развитие коммуникативных навыков: слушать, читать, писать, вести дискуссию, задавать вопросы.

Самое главное при подготовке ребенка к школе - научить его воспринимать информацию, причем как устную, так и письменную (для начала в виде картинок, знаков, схем, символов).

Больше разговаривайте с детьми. Когда куда-нибудь идете, обсуждайте все, что видите: окружающую местность, погоду, животных, птиц, растения и т.д. Рассказывайте обо всем, что интересует ребенка. Это поможет ему и научиться слушать, и формулировать вопросы, и расширить словарный запас.

Читайте книги, после чего обсуждайте героев и ситуации, обязательно просите ребенка пересказать прочитанный отрывок или сказку.

Учите с детьми пословицы и разбирайте их смысл. Они не только помогут заложить основу моральных принципов ребенка, но и пригодятся при выполнении заданий по русскому языку на протяжении всего школьного курса вплоть до ЕГЭ в 11 классе, где пословица может стать хорошим аргументом в сочинении.

Обучение письму - одна из основ успешной учебы ребенка в школе. Первоклассники прилагают немало стараний в процессе обучения правильному и красивому написанию букв и слов. Облегчить эту задачу можно, развивая мелкую моторику руки с помощью полезной творческой деятельности - собирать пазлы, лепить из пластилина, вырезать из бумаги, делать бусы, строить из конструктора. Хорошим способом подготовки детей к письму в школе являются графические упражнения: рисование по клеточкам, точкам, пунктиру.

2. Развитие организационных навыков: определять учебную задачу, планировать деятельность, следовать плану действий по решению задачи, проверять результаты, сопоставлять их с задачей. От степени сформированности данных навыков зависит активность детей в учебном процессе.

Начать можно с выработки распорядка дня. После утренних процедур и завтрака проводите с ребенком непродолжительные занятия, чтобы приучать к графику школьника. У него должно быть свое рабочее место со всеми необходимыми принадлежностями, которое ребенок сам будет приводить в порядок.

3. Развитие интеллектуальных навыков подразумевает овладение приемами умственной деятельности. Это - умение сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать, делать вывод и находить связи между предметами, явлениями и действиями.

Подберите ребенку соответствующие развивающие пособия, играйте в игры «Города», «Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», учите его сравнивать вещи, преувеличивать и приуменьшать, отгадывайте загадки. Вы весело и с пользой проведете время.

4. Формирование простейших математических навыков: обучение счету, развитие пространственного мышления.

Научите ребенка в игровой форме ориентироваться в пространстве (лево - право, назад - вперед, вверх - вниз). Выучите счет хотя бы до десяти и геометрические фигуры.

Все эти вышеперечисленные простые действия (счет, чтение, сравнение…) входят в состав более сложных, таких как решение задач по математике, составление сравнительного анализа характера героев по литературе, конспектирование учебного материала по истории и т.д. Поэтому результативность и успешность решения сложных задач во многом будет зависеть от быстроты, безошибочности и степени автоматизма общеучебных навыков.

Личностное развитие ребенка

Освоение общеучебных навыков неразрывно связано с эмоциональным и интеллектуальным уровнем развития ребенка. Многие родители полагают, что наблюдательность, воображение, мышление, память сами выработаются в процессе овладения знаниями. Однако ситуация, скорее, обратная. Без умения мыслить любое учебное занятие превратится в простое копирование, и полученные сведения, в лучшем случае, осядут в памяти на какое-то время. Чем лучше будет развит ребенок психологически, тем быстрее и лучше он освоит учебные навыки. Начинать нужно уже с трех лет.

Существует бесчисленное множество развивающих книг и пособий, где содержатся интересные, познавательные, игровые задания. Выбирайте их, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Сами играйте с детьми в игры, развивающие память и внимание. Для развития памяти нет ничего лучше, чем учить стихи наизусть. Также во время прогулки рассматривайте с ребенком машины во дворе, детей на площадке, птиц и т.п., а придя домой, спрашивайте, сколько их было и какие. Это тоже развивает память и внимание.

Задания на смекалку, головоломки вызовут у ребенка живой интерес. Выполняя их, дети будут учиться обдумывать свои действия, искать ответ, находить разные пути решения. Такие задания способствуют формированию наблюдательности, находчивости, сообразительности.

Игры в лабиринт развивают пространственное мышление. В них дети учатся планировать, принимать решения. Игры в лабиринт повысят усидчивость, сосредоточенность, способность концентрироваться.

Воображение и фантазия развиваются при художественной деятельности и сюжетно-ролевых играх. Следует знать, что у одних детей преобладает «познавательное» воображение, а у других - «эмоциональное». Поэтому дети из первой группы будут стремиться изобразить предмет или сюжет или описать ситуацию более детально, а из второй группы - изобразить схематично или описать не саму ситуацию, а взаимоотношения героев, свое отношение к ним, характер персонажей. При выполнении заданий с детьми из первой группы следует акцентироваться на их отношении к поделке или рисунку, а с детьми из второй группы уделять больше внимания способу и последовательности воплощения замысла.

К концу дошкольного периода в основных чертах складывается личность ребенка, начинает развиваться самооценка, формируются внутренний мир чувств и переживаний, мотивация, начала нравственного сознания. При подготовке к школе важно донести до ребенка нормы и правила поведения и самим им следовать, ведь дети перенимают моральные представления от взрослых, которые их воспитывают.

Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс?

Формально Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» гласит, что от ребенка дошкольного возраста нельзя требовать «конкретных образовательных достижений». Это значит, что ребенок до начала учебы в школе может не знать, что такое буквы, цифры и как держать ручку. Но реальность такова, что многие школы формируют классы по степени готовности детей, а первоклассники делают фонетический разбор слов и пишут диктанты.

Избавьте своих детей от неудобных ситуаций в школе и займитесь структурированием знаний об окружающем мире, природе, деятельности человека. Идя в первый класс, ребенку положено знать:

- фамилию, имя, отчество свои и родителей, кем они работают;- домашний адрес и номер телефона;- дни недели, времена года, названия месяцев;- диких и домашних животных, птиц, где они живут и чем питаются;- несколько названий деревьев, цветов, фруктов, овощей, ягод;- около 10–15 цветов;- понятия «часть» и «целое»;- основные геометрические фигуры;- буквы и звуки, цифры;- несколько распространенных профессий, орудий труда, видов спорта;- части тела человека;

- ответ на вопрос «зачем ты идешь в школу?».

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1 класс?

Как отмечалось в начале статьи, программа начальной школы очень насыщенна. Чтобы успеть сделать на занятиях все, что положено, да еще и осознать то, что делалось и говорилось, ребенку просто необходимо обладать входными умениями, которые помогут быстрее войти в учебный процесс. Иначе ему будет тяжело на уроках. Школьник будет тратить все силы и время на то, чтобы составить буквы в слова при чтении задания, потом на то, чтобы понять задание, а не на выполнение самого задания, на обдумывание, куда и как писать, а не на запись решения и т. п. Поэтому будет хорошо, если, придя в 1 класс, ваш ребенок будет уметь:

- читать предложения из 4-5 слов, понимать прочитанное, пересказывать;- составлять рассказ по картинкам;- находить отличия между картинками;- находить сходство и различие между предметами, группировать предметы по сходным признакам (цвету, назначению, форме и т.д.) и выделять отличающийся;- отгадывать загадки и решать простые логические задачки, ребусы;- рассказывать наизусть небольшие стихотворения;- пользоваться ножницами, самостоятельно делать простые аппликации;- правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать и разукрашивать рисунки, не выходя за контур;- уметь считать от 1 до 10 и обратно;- ориентироваться в пространстве (сознавать разницу между понятиями «выше» — «ниже», «справа» — «слева», «за» — «перед») и на листе бумаги;- рисовать красками так, чтобы они не перемешивались на листе;

- действовать по заданному образцу.

Физическая подготовка ребенка к школе

Уделяя внимание умственному развитию ребенка, не забывайте и о физическом. Перед поступлением в школу ребенок должен обладать определенными двигательными навыками: ходить по линии, прыгать на одной ноге, делать зарядку (т.е. быстро и скоординировано изменять положения тела), бросать и ловить мяч.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Скорость и качество формирования различных навыков зависят от положительного эмоционального настроя во время занятий, мотивации и сознательного отношения ребенка к процессу обучения. Объясняйте детям цель занятий, значение упражнений, технику их выполнения, побуждайте к самоанализу и оценке своих действий.

Не убеждайте голословно ребенка в том, что в школе ему понравится и будет интересно. Понятие «интересно» индивидуально. Лучше познакомьте ребенка с его будущей школой и учительницей, расскажите о своих школьных годах. Разъясните, зачем нужны школы, почему важно учиться, настройте ребенка на деловой лад и выработайте ответственный подход к учебе. Идеальный результат ваших бесед - возникновение у ребенка желания учиться. Отсутствие учебных мотивов и интереса к школе затруднит обучение первоклассника и плохо скажется на его успеваемости. Нужно добиться позитивного отношения и к школе, и к самому себе и к миру в целом.

Многие родители отдают детей в детский сад и школу, полагая, что там их научат абсолютно всему. Конечно, педагоги дадут знания по определенным предметам. Но забота о всестороннем, гармоничном развитии и хорошей успеваемости детей лежит все-таки не на них, а на родителях. Не забывайте об этом. Получение качественного образования - тяжелый труд, как для детей, так и для тех, кто за них отвечает. И подготовка к школе - только первый этап этого совместного, многолетнего пути. Подойти к ней нужно серьезно и ответственно каждому родителю.

worknet-info.ru


Смотрите также