Аутизм у детей до года как проявляется


Как проявляется аутизм у детей до года и в более позднем возрасте? / Mama66.ru

Все дети развиваются по-своему, но в большинстве случаев в этом процессе можно выделить общие тенденции: стремление к взаимодействию с другими людьми, поэтапное овладение речью, усложнение эмоций и интеллектуальных функций. Для каждого возраста существуют свои нормы.

Большинство нарушений психического развития, в том числе и заболевания аутистического спектра, можно заметить уже в первые годы жизни. Тем более даже профессиональная диагностика сводится к наблюдению за ребенком – методу, доступному для родителей. Что же такое аутизм и как он проявляется?

Ответить на этот вопрос не просто. Все дети с аутизмом отличны друг от друга, болезнь может проявлять себя совершенно разными симптомами. Кроме того, к основной проблеме нередко присоединяются сопутствующие: нарушения сна, аллергия, эпилепсия, умственная отсталость.

Что такое аутизм?

Само слово «autismus» впервые было употреблено швейцарским психиатром Э. Блейлером еще в 1910 году. Он описывал с его помощью социальные нарушения при шизофрении. Для обозначения отдельного психического расстройства, развивающегося в детском возрасте, этот термин был использован Л. Каннером в 1943 году. Исследователь выделил 11 проявлений раннего детского аутизма.

В современной медицине аутизмом называют психическое расстройство, возникающее вследствие нарушенного развития структур головного мозга и проявляющееся трудностями в социальном взаимодействии, снижением познавательной активности и стереотипными действиями.

Заболевание характеризуется устойчивым стабильным течением, сохранением симптомов у взрослых.

В последние десятилетия выявляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. До сих пор неизвестно с чем это связано: с улучшением диагностических методов или появлением внешних факторов, провоцирующих заболевание. В нашей стране статистика не ведется, но, к примеру, в США 1 из 50 детей страдает аутизмом.

Многих родителей интересует вопрос: в каком возрасте проявляется аутизм? Это расстройство может развиться как в первые годы жизни, так и в более поздний период. Наиболее заметны изменения у детей с 1 до 3 лет, так как именно в этот момент идет интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление социальных контактов с другими людьми.

Причины аутизма

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.

Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

Признаки аутизма в зависимости от его типа

При диагностике аутизма учитывается широкий спектр клинических проявлений. Этиология симптомов и их выраженность варьируются, поэтому нет единого перечня для всех детей. То, как проявляется аутизм у ребенка в конкретном случае отчасти определяется видом заболевания:

  1. Синдром Каннера (аутизм раннего детства, глубокий аутизм). Проявляется трудностями в сфере коммуникации, проблемами социальной адаптации, нарушением интеграции сигналов, поступающих от органов восприятия. Ребенок часто совершает стереотипные действия, имеет нарушения в речи, обычно в виде эхолалий – повторений услышанных слов и окончаний фраз. Трудности в социальном взаимодействии проявляются отсутствием реакции на свое имя, избеганием зрительного контакта, полным отсутствием слов до 16 месяцев.
  2. Атипичный аутизм. Наиболее легкая форма заболевания, при которой симптомы долгое время могут оставаться незамеченными. Нарушения социального взаимодействия не всегда проявляются как полный отказ от них, часто ребенок хочет контактировать с окружающими, но не знает как. Отмечаются трудности в понимании речи и выражении эмоций, ограниченный словарный запас. Со стороны познавательных функций – негибкость и конкретность мышления.
  3. Синдром Аспергера. Нарушения проявляются в основном в сфере взаимодействия с окружающими людьми. Социальные навыки формируются с трудом, интересы и занятия стереотипны, мышление негибкое, часто появляются ритуалы и навязчивые действия. Адаптация происходит за счет нормально развивающихся познавательных функций: речи, памяти, внимания, интеллекта.
  4. Нарушение невербальных способностей к обучению. Симптомы схожи с синдромом Аспергера, в дополнение к ним обнаруживается гиперчувствительность органов восприятия, неумение устанавливать невербальные контакты, нарушения равновесия и графомоторики, отсутствие образного мышления, конкретность суждений, стереотипные поведенческие программы.
  5. Комплексное расстройство развития. Проявление аутизма этой формы – трудности в социальном взаимодействии и общении в сочетании с физическими нарушениями. Разделяется расстройство на два типа: синдром Хеллера, при котором нарушено формирование двигательных, речевых и социальных навыков; синдром Ретта, в клинической картине которого на первый план выходят двигательные нарушения, атаксия, стереотипия в ручной моторике, судороги, а также притупление эмоций.
  6. Синдром многих сложных нарушений развития. Эта форма проявляется изменениями во всех сферах: эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, мыслительной. При этом может быть как равномерное нарушение всех компонентов, так и парциальное.

Таким образом, проявление аутизма у детей неоднородно. Специалисты говорят о спектре нарушений подобного рода. Диагностика требует определенной квалификации от врача, психолога и педагога. В особо сложных случаях могут быть применены лабораторные генетические методы исследования.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм. Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

  1. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  2. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  3. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  4. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  6. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.

Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

Проявления аутизма у детей до года

Как проявляется аутизм у детей до года? В этом возрасте еще трудно судить о взаимодействии со сверстниками и особенностях мышления, но эмоциональные и поведенческие реакции уже имеют определенные особенности.

Грудничок не улыбается, нет «комплекса оживления», характерного для новорожденных. Мимические выражения скудные, эмоции выражены слабо, практически отсутствуют. Взгляд ребенка направлен на какой-либо предмет, как правило, один и тот же. Двигательная активность снижена.

Малыш не просится на руки, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Подрастая, не использует жесты (указательные, требующие и др). Не развивается речь: нет лепета, гуления, отклика на свое имя. Многие мамы ошибочно считают, что их ребенок просто очень спокойный по характеру. Он не доставляет беспокойства родителям, может много часов играть сам с собой, не плачет, не проявляет заинтересованности к окружающим людям.

В редких случаях возможны отставания в росте и физическом развитии. При тяжелых формах заболевания малыш позже садится и начинает ходить, могут появиться сопутствующие заболевания: аллергия, эпилепсия, нарушения пищеварения и другие.

Аутизм – заболевание, проявляющееся нарушением психического развития ребенка. При всем разнообразии симптомов ключевой является триада: нарушения социального взаимодействия, речи и наличие стереотипных действий. Умение родителей определить аутизм у ребенка на ранних сроках позволяет вовремя обратиться за специализированной помощью.

Автор: Ольга Ханова, врач, специально для Mama66.ru

Полезное видео: что такое аутизм? (рассказывает доктор Комаровский)

Советуем почитать: Атипичный аутизм

mama66.ru

Признаки проявления аутизма у детей до 1 года

Выявление признаков аутизма у детей до года возможно еще с первых месяцев жизни малыша. Конечно, в таком раннем возрасте установить точный диагноз невозможно, и врачи только предполагают, что у младенца имеется такое заболевание. Чтобы подтвердить диагноз, надо проконсультироваться с детским психологом.

Родителям стоит заранее ознакомиться с распространенными признаками этого заболевания, чтобы при необходимости сразу обратиться к специалисту.

Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими

Многих родителей интересует, как заметно проявляется аутизм у детей до года? Основным признаком болезни считаются проблемы с взаимодействием с другими людьми. Ребята с таким заболеванием всеми способами избегают контакта с внешним миром и живут в собственном, внутреннем мире. Поэтому они всеми способами избегают любого контакта со своими сверстниками.

На попытки вступить в контакт у детей-аутистов не всегда появляется нормальная реакция. Некоторые агрессивно реагируют на это и даже начинают плакать. Также при общении с аутистом можно заметить и другие признаки болезни — отсутствие зрительного контакта и расстройства речи. Эти симптомы часто встречаются у малышей с тяжелой формой заболевания.

Проблема становится более заметной, когда малыша отправляют в садик. Часто любые попытки приобщить ребенка к другим ребятам из садика остаются безрезультатными. Дети-аутисты не будут проявлять интерес к окружающим малышам или проявлять к ним агрессию.

Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

При определении признаков аутизма у новорожденных следует обращать внимание на особенности их поведения. При этом особое внимание надо уделить интересу к игрушкам. Четверть ребят с аутизмом игнорируют любые разновидности игрушек. Если малыш все же заинтересовался ими, то, скорее всего, он проявит интерес только к одной игрушке, так как аутисты предпочитают однообразие.

Любые игры, для которых требуется воображение или фантазия, не нравятся деткам с аутизмом. Например, при наличии у ребенка игрушки куклы он не станет менять у нее одежду или как-то изменять ее внешний вид. Его игра с куклой ограничиться повторением определенного действия — постоянным расчесыванием или, например, усаживанием игрушки.

Свои интересы аутисты не разделяют с другими и не впускают в свою игру посторонних людей. Многие избегают контакта даже с такими же детьми, как и они.

Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

К признакам аутизма у грудничка относятся проблемы с работой телесно-моторной системы. Однако проблемы с моторикой нельзя назвать основными признаками, с помощью которых устанавливается такой диагноз. Специалисты утверждают, что некоторые малыши с аутизмом отлично владеют своим телом.

Внимание родителей должно быть направлено на походку младенца. Часто при ходьбе аутисты балансируют руками и ходят на цыпочках, имитируя полет бабочки. Некоторые перемещаются только вприпрыжку. При этом делают это с некой угловатостью и неловкостью.

Чтобы разобраться, почему малыш передвигается именно так, надо установить точные причины аутизма у новорожденного.

Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

Многих интересует, как распознать аутизм у ребенка до года? Для этого следует обратить внимание на сенсорную чувствительность малыша.

Сенсорное восприятие у ребят с таким заболеванием пониженное. Признаком, свидетельствующим о низкой сенсорной чувствительности, является погруженность человека в себя. Такие люди не идут на контакт и кажется, что им вообще никто неинтересен. У людей, которые хотят установить контакт с младенцем с низким сенсорным восприятием, возникают сложности. Например, если позвать такого малыша к себе по имени, он просто проигнорирует это. Из-за этого приходится громко называть имя малыша, чтобы он хоть как-то отреагировал.

Чтобы проверить сенсорную чувствительность младенца, лучше обратиться к детскому психиатру для проведения специальных занятий. Главной задачей таких занятий является исследование особенностей поведения младенца.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

К симптомам аутизма у грудничка относятся проблемы с чувством самосохранения и повышенная агрессия. Такие признаки появляются практически у половины ребят с этой болезнью. Они могут агрессивно реагировать на любые жизненные отношения, даже благоприятные. Известно, что аутисты избегают контактов с другими людьми и поэтому высвобождают свою негативную энергию на себя. При этом они сильно кусают себя или бьют по голове.

В раннем возрасте родители не видят ничего особенного в таком поведении ребенка. Однако со временем это становится угрозой для жизни детей, так как в будущем они могут прыгать с высокой высоты или резко выбегать на дорогу с автомобилями. При этом они не закрепляют негативный опыт после ожогов, ушибов или порезов. Поэтому они наносят себе увечья неоднократно.

При появлении признаков нарушения чувства самосохранения надо немедленно обратиться к врачу и проверить малыша на аутизм.

Как еще проявляется аутизм у детей?

Чтобы разобраться, как распознать аутизм у новорожденного, надо ознакомиться с признаками болезни, которые редко встречаются у больных.

Расстройство ЖКТ

Многие не могут понять, как можно определить у младенца аутизм только по наличию проблем с пищеварительной системой? Однако именно проблемы с ЖКТ входят в список болезней, появляющихся при аутизме. Часто детки страдают от хронического запора, который длится 2–3 недели. Данная проблема сопровождается сильной болью в нижней части животика. К признакам запора у годовалого ребенка с аутизмом относят скрежет зубками, постоянное нажатие на животик.

Реже у малышей появляется хроническая форма диареи. Она появляется из-за проблем с иммунной системой, кишечной инфекции или воспалений в кишечнике.

Нарушение сна

Когда у детей до года начинается проявление симптомов аутизма, появляются сложности со сном. Согласно статистическим данным эта проблема возникает у каждого второго младенца с таким заболеванием. Причиной нарушенного сна врачи считают неправильное функционирование части головного мозга, которая отвечает за сон. Из-за этого у аутистов сильно сокращается или вовсе исчезает фаза быстрого сна.

У таких ребят проблемы со сном проявляются по-разному. Многие просто не понимают, что они должны уснуть и из-за этого бодрствуют до поздней ночи. Также детки не засыпают из-за ночного энуреза, который может появиться в любой момент.

Склонность к судорогам, эпилепсии

Еще одним признаком аутизма у ребенка-аутиста до года считается эпилепсия. Это заболевание сопровождается частыми конвульсиями и судорожными приступами. Эпилептические припадки появляются у аутистов намного чаще, чем у здоровых деток. Примерно 40% больных страдают от периодических приступов эпилепсии.

При появлении первых признаков эпилепсии надо немедленно посетить врача для обследования и назначения правильного лечения. Лечить такие припадки у аутистов надо обязательно, так как отсутствие лечения часто приводит к преждевременной смерти человека.

Заключение

Аутизм — серьезное заболевание, которое следует преждевременно диагностировать. Чтобы своевременно выявить болезнь, надо ознакомиться с основными признаками ее проявления.

grudnichky.ru

Как распознать признаки аутизма у детей до 1 года? Фото

Дети до 1 года еще полностью зависимы от взрослых, но уже активны и в некоторых вопросах самостоятельны. По тому, как ребенок познает мир и начинает с ним взаимодействовать, родители могут увидеть первые признаки аутизма. В этой статье: За последние несколько лет и в 2018 году одному из каждых 68 детей поставили аутизм. Мальчики больше подвержены риску: 1 к 42, тогда как всего 1 из 190 девочек получает диагноз. Интересно, что в 2013 году заболевал 1 ребенок из 88, а в 2008 году зафиксировали распространенность 1:150. Под классификацию расстройства аутистического спектра (РАС) подпадает несколько видов заболевания, но они едины тем, что первые признаки (странности в поведении) появляются в раннем детстве. Исследование Уоррена Джонса из центра аутизма «Маркус» в США показало возможность компетентно предположить аутизм почти сразу после рождения. Методика заключается в отслеживании способности фокусировать взгляд у младенцев 1-3 месяцев (затем периодически мониторили до 2 лет). Поскольку это американское исследование, в работе задействовалось оборудование, фиксирующее минимальные несоответствия.

Человек самостоятельно не сможет отследить признаки отклонения от нормы, но авторы дали ценный совет родителям. «В основном новорожденные смотрят в глаза тем, кто к ним подходит, но спустя 1-1,5 месяца у всех детей концентрация на глазах снижается. Через 2 месяца мы наблюдаем, как нейротипичные дети снова начинают концентрироваться на глазах человека, привлекающего их внимание, а те, кому потом поставили диагноз аутизм, продолжают все меньше фокусироваться на собеседнике. В течение первых 6 месяцев мы видим, как у аутистов снижается количество взглядов в глаза и фокусировка на лицах людей» — говорят авторы исследования.

Амбициозное российское исследование показало еще один эффективный способ отличить здоровых детей от больных аутизмом в возрасте 3-4 месяца. Исследовалась исправность механизмов ориентационной чувствительности зрительной системы, которая у детей с аутизмом нарушена. По словам Татьяны Строгановой, руководителя исследования на базе МГППУ, мозг здорового человека быстро распознает отклонения по вертикали и горизонтали с помощью тормозных интернейронов, а один из обязательных признаков аутизма — дефицит торможения. В исследовании участвовало 78 детей, разделенных на 2 группы: здоровые и новорожденные с предполагаемым аутизмом.

Детей рассадили перед экранами мониторов, на которых отображалось по 2 картинки с линиями для сравнения. Ровная вертикальная и рядом вертикальная с небольшим отклонением. Аналогично горизонтальные линии: ровная и с небольшим наклоном. Исследование показало достоверное различие между группами. Оказалось, что один из признаков аутизма — это неумение различать угол наклона вертикальных линий. Аутичные ребята не смогли показать, в какую сторону отклоняются неровные полосы. Примечательно, что при оценке горизонтальных линий различий не было.

Любой регресс — серьезный повод, чтобы заподозрить аутизм. Допустим, ваш ребенок развивается, как положено, уже начал говорить «мама», «тетя», «дай», «ам», улыбается и смеется, но вдруг он неожиданно замыкается и ни одного слова из него не вытащишь. Всевозможные уговоры, игры, приход хороших знакомых не вызывают улыбки, ребенок отстраняется и не идет на контакт. Еще вариант — дети при аутизме отказываются играть в игры, требующие социальной активности, например, «ку-ку», «ладушки», «сорока-ворона», «мешок с сюрпризом», «прятки» или прекращают махать «до свидания». Потерю навыков: лепета, речи, жестов, лепки или разрыв социальных контактов (без причины) нужно воспринимать очень серьезно — это один из основных признаков аутизма. За столом друг напротив друга сидят психолог и ребенок — подозрение на аутизм. Перед мальчиком несколько игрушек, он выбрал бесформенного мягкого зверька и стал раскачивать его возле уха с загадочным видом, будто пытается угадать содержание рождественского подарка. Тем временем врач делает пометки: — Вы замечали раньше, чтобы он качал игрушки? — спрашивает психолог у родителей. — Он все качает, — отвечает его мать. — Что еще ему нравится качать? — Раньше это была соска или любой предмет с кольцом. Он просовывал туда большой палец и качал туда-сюда. — И теперь он будет качать эту игрушку постоянно? — Постоянно. Психолог предлагает другие игрушки, игры, делает жесты руками, пробует вызвать реакцию ребенка на звуки, продолжая делать заметки. Затем врач открывает книгу, обращаясь к пациенту, показывает на картинку. Мальчик берет книгу и трясет над собой... Все дети делают забавные вещи, которые родители могут посчитать милыми или настораживающими. Не придавайте большого значения небольшим странностям. Гораздо важнее то, что ребенок не может или не умеет делать. Он не слушает, не смотрит на маму и папу, не пробует наладить контакт и поделиться своими впечатлениями. Некоторые симптомы аутизма у детей до года неверно истолковываются родителями и даже, к сожалению, медиками. Например, ситуация, когда младенец кажется спокойным, независимым и нетребовательным. Многие относят эти качества к понятию «хороший, примерный» ребенок. Скорее всего, так и есть, но остается небольшая вероятность, что это ранний признак аутизма. Критерий «спокойствия и покладистости» стоит учитывать при сочетании с другими проявлениями аутизма или в том случае, если ребенок резко изменил поведение или регрессирует в других областях. Аутизм у новорожденных проявляется не отклонениями в поведении, а отсутствием нормальных черт, недоразвитием или странностями. Большинство детей, больных аутизмом, не реагируют на обнимашки, не хотят, чтобы их брали на руки, не поддерживают контакт «глаза в глаза», вообще, как может показаться, не обращают внимания на происходящее и «заперты в своем мире». Тем не менее, новорожденный даже с тяжелым аутизмом может выбрать 1-2 человек, с которыми ему комфортно, и оказывать им немногочисленные знаки внимания (такая особенность встречается и у здоровых детей). Классические признаки аутизма. Итак, ваш ребенок:
  • не смотрит в глаза, когда находится рядом (например, при кормлении), не улыбается в ответ на улыбку;
  • не откликается на свое имя (никак не реагирует), не выказывает эмоций, услышав знакомый голос;
  • не следит за игрушками или жестами, не заинтересовывается, когда вы показываете что-то интересное;
  • не использует указательный жест, не машет рукой при прощании, даже если вы попросите, не использует другие способы коммуникации;
  • не пробует привлечь ваше внимание, кажется, что так бы сидел или лежал, пока сильно не захочет есть;
  • не пытается копировать действия и выражение лица других детей и взрослых;
  • не хочет играть с другими людьми, а эмоции либо отсутствуют, либо не соответствуют общему настроению и ситуации, «не в тему»;
  • не беспокоится, если поранится, кажется, не чувствует боль.
Характерные аутистические черты у детей в разном возрасте. Возраст ребенкаПризнаки
Полгода (6 месяцев)Нет улыбки, больше никаких теплых и радостных выражений
9 месяцевНе отвечает на улыбку, слова, младенец не издает звуков и не меняет выражение лица в ответ на изменившиеся обстоятельства
1 год (12 месяцев)Нет реакции, когда зовут по имени, нет лепета и типичной для подрастающего новорожденного неясной, несвязной речи
1-1,5 года (до 18 месяцев) Не произносит слова, отсутствуют возвратно-поступательные движения, например, указательный жест, демонстрация объектов, попытка достать предмет или размахивание
2 года (24 месяца)Самостоятельно не произносит осмысленные фразы из 2-3 слов (не считается, если малыш говорит заученными фразами, имитируя или повторяя за кем-то)
Факторы, которые обращают на себя внимание окружающих. Хочется спросить, что с ребенком не так, когда он:
  1. Кажется незаинтересованным, находясь рядом со сверстниками, не замечает других людей и до конца не понимает, что происходит вокруг.
  2. Не знает, как начать разговор с другим ребенком, предложить игру или подружиться.
  3. Не может играть в игры, когда необходимо притворяться или использовать воображение, избегает групповых игр.
  4. Избегает прикосновений.
  5. Не понимает эмоций, не может говорить о своих чувствах.
  6. Не указывает на заинтересовавшие его вещи, не пытается поделиться своими впечатлениями и достижениями (не показывает рисунки).
  7. Кажется неслышащим, когда кто-то начинает разговор с ним.
На примере одного ребенка: Если не придираться, то Е. обычный ребенок. Играет, бежит кушать, когда его зовут, не всегда слушается, но я справляюсь. Но вот сын, кажется, не справляется, когда приходится показываться в обществе. Сейчас уже не пытаюсь, но в 9 месяцев вынесла его на детскую площадку. Хотелось посмотреть, как он отреагирует на других деток. Закончилось все дикой истерикой (не знаю, помнят ли его до сих пор, кажется, да).

Сейчас ему 1 год и 3 месяца. Когда Е. видит другого человека, неважно, взрослого или ребенка, то напрягается, смотрит исподлобья. Видно, что ему некомфортно и даже страшно. Хуже становится, когда с ним пытаются заговорить или чего-то ждут (например, реакции). Выглядит все это так, будто мой сын живет в неблагополучной семье и каждый день видит чужих людей, которые не очень хорошо к нему относятся.

Детям с расстройствами аутистического спектра тяжело жить в обществе, им гораздо комфортнее находиться наедине с собой. Окружающим тоже нелегко. Например, если у ребенка разболелся живот, он становится более раздражительным и капризным, но не указывает на источник волнения. Наиболее вероятные симптомы аутизма у ребенка, связанные с задержкой речевого развития:
  1. Когда нужно ответить на вопрос, ребенок воспроизводит услышанное (вместо ответа).
  2. Ненормальный тембр голоса или темп речи, или выражение (заканчивает утвердительное предложение, как вопросительное).
  3. Повторяет одни и те же слова и фразы, не адресно (дети с аутизмом обычно не стремятся к общению).
  4. Неправильно использует речь: допускает грамматические ошибки, придумывает новые слова или коверкает их до неузнаваемости, может говорить о себе в третьем лице.
  5. Не понимает простых инструкций и вопросов.
  6. Не понимает проблем и желаний других людей, не может корректно сообщить о своих. Например, вместо словесной просьбы, просто берет взрослого человека за руку и ведет, куда задумал.
  7. Слишком буквально воспринимает все, что увидел или услышал. Не умеет отличать юмор и иронию от попыток унизить и оскорбить.
На примере одного ребенка: У А. никогда не было задержки речевого развития, этот этап он преодолел вовремя, но вот использует речь не так, как все. Он легко говорит, может донести свою мысль, словарный запас гораздо выше возрастной нормы. Однако, в 2 года ему трудно даются согласованные фразы даже из 2 слов.

Ребенок запоминает обрывки сценария из фильмов и мультфильмов, небольшие песни помнит полностью и часто напевает их, чтобы заполнить пустоту в разговоре. Он может сказать «молоко», «сок», «чашка», но никогда не произносит эти слова, когда хочет пить. Даже обращаясь к маме и папе говорит нараспев.

Часто дети с аутизмом поздно начинают разговаривать, но если малыш произнес первые слова вовремя, при заболевании все равно речь будет отличаться от нормы. Новорожденные с аутизмом ведут себя нетипично, даже когда от них не ждут слов:
  1. Избегают зрительного контакта.
  2. Выражение лица не соответствует тому, что обсуждается.
  3. Не воспринимают и не анализируют изменения выражения лица, тона голоса и жесты других людей.
  4. Необычная реакция на представления, звуки, запахи и текстуры. Чувствительность к громким звукам и игнорирование входящих и выходящих людей — самые распространенные признаки.
  5. Странная осанка и манера передвигаться, неуклюжесть.
  6. Минимум мелких движений, отсутствует плавность. Может показаться, что ребенок имитирует робота или очень холоден к окружающим.
На примере одного ребенка: Мы никогда не смотрим на один предмет одновременно, когда гуляем. Хоть нашей малышке всего 8 месяцев, мы уже успели вместе побывать в музеях, филармонии и просто часто гуляем по городу. Встречаются объекты, которые нас привлекают, мы смотрим и обсуждаем, а Н. часто отворачивается. Лицо у нее такое, будто вообще ничего не происходит, она сидит дома, причем одна в комнате. Даже если смотрим не только мы, еще 5-10 человек, реакция нулевая. Правда, от громких звуков вздрагивает и закрывает ушки. Вообще, если чем-то раздражается, то быстро устает, потом плачет и страдает.

Никогда не было: «мама, посмотри на этот самолет» или «папа, что ты делаешь?». Когда мы разговариваем или приходят гости, выражение лица ребенка редко меняется. При этом Н. дает подержать себя на руках даже тем людям, которых плохо знает. Она боится или не любит только тех, кто чем-то выделяется (духи, яркий макияж, громкая речь). Стоит такому человеку приблизиться, и наша Н. сразу в слезы.

Больше всего бросаются в глаза проблемы с распознаванием и подбором тонких невербальных сигналов. Аутисты на подсознательном уровне не понимают принцип «брать и отдавать», могут быть жесткими, не выказывать сочувствия и уважения к близким, но при этом они такие же дети, как и другие. Стоит объяснить, как лучше себя вести и почему это необходимо, положительные изменения наступают в скорости у 90 % ребят. Качества характера и особенности поведения ребенка в 1 год, обусловленные неврологическими проблемами при аутизме:
  1. Сильная привязанность к определенным игрушкам или объектам. Играет так, что здоровому ребенку точно было бы неинтересно (крутит колесо машины, разъединяет и соединяет детали, строит, разрушает и затем опять строит, составляет предметы в определенном порядке).
  2. Может полчаса безотрывно смотреть на движущийся объект.
  3. Трудно привыкает к изменениям. Например, закатывает истерику, если игрушки в манеже или мебель в комнате переставили во время его отсутствия.
  4. Повторяет одни и те же действия постоянно, например, хлопает в ладоши, раскачивается, крутится вокруг себя. Это проявления самостимулирующего поведения (стимы, стереотипии). Клиницисты полагают, что дети при аутизме используют стимы, чтобы успокоиться.

На примере одного ребенка: М. необычный ребенок, и если вы посмотрите на нее, заметите некоторые странности. Вдруг она начнет махать руками, как встревоженный дирижер, и, кажется, не может остановиться. Затем засунет палец в рот. Иногда машет кистями, будто парит. Эти движения настойчивые и особенно удивительны, когда мы выходим на улицу. Сижу в кафе с друзьями, кормлю ребенка взятым с собой молоком, а М. расставила руки и машет ими, как крыльями. Это не мешает ей разглядывать одной ей известные предметы на фоне пустой стены, выплевывать молоко и периодически улыбаться, не смотря ни на кого.

Она вращает, хлопает пальцами и руками, особенно, когда сильно взволнована или напряжена. Подруги раньше спрашивали (до диагноза), почему мой ребенок такой странный: ходит на цыпочках, наклоняет голову, косит глазами, стучит зубами, закрывает уши руками. Да, мой ребенок — особенный, но он мой.

Выявить аутизм или другие задержки развития у ребенка до 1 года необходимо хотя бы потому, что родители должны знать, что вызывает необычное поведение, чтобы не раздражаться. Аутисты часто кажутся «ограниченными», не поддаются «классическим» методам воспитания, могут быть навязчивыми, но все это проявления болезни и имеют слабую связь с характером. Примеры того, что может делать ребенок:
  • хлопать руками;
  • щелкать пальцами;
  • махать или перебирать пальцами перед глазами;
  • трясти кистями;
  • теребить уши;
  • бить себя по голове;
  • царапать себя (самоповреждение — признак аутоагрессии);
  • выстраивать игрушки в ряд;
  • играть с крутящимися объектами (любимая игрушка — юла), крутить колеса на машинке или вертеть что-то другое;
  • переключать свет, застегивать и расстегивать пуговицу;
  • воспроизводить повторяющиеся слова или звуки;
  • раскачиваться вперед и назад;
  • кружиться;
  • наблюдать за подвижными объектами;
  • безотрывно смотреть на огонь.
Дети с признаками аутизма на фото могут быть такими же веселыми и милыми, как все остальные, но на большинстве из них болезнь отражается даже внешне. Родители часто пропускают или считают незначительными некоторые важные признаки нарушений функционирования головного мозга — определяющего фактора аутизма. Возможно, эти симптомы покажутся нетипичными, но о них обязательно стоит рассказать неврологу на приеме. У 40 % аутичных детей обнаруживаются нарушения ЖКТ, причем довольно серьезные. Чаще всего диагностируется лактазная недостаточность, у 10 % воспаление слизистой оболочки пищевода. Около 5 % аутистов страдают хроническим гастритом, колитом и/или воспалением 12-перстной кишки. Следующим симптомам в большинстве тестов на аутизм уделяется 25 % внимания, если они проявляются хронически или периодически возобновляются:
  • понос;
  • запор;
  • остатки непереваренной пищи в стуле;
  • разборчивость в еде, категорический отказ есть определенные продукты или блюда (не связанный с аллергией или другими очевидными причинами).
Проблемы со сном у аутичных младенцев изматывают родителей. До 6 месяцев это объяснимо, но приучить к режиму не получится и дальше. Дети с аутизмом могут не замечать, день сейчас или ночь, их сложно уложить, причем убаюкивать приходится не один раз (просыпаются через 1-2 часа).

Судороги неизвестного генеза обычно пугают родителей, но свидетельствуют о серьезных неполадках в структуре мозга или работе нервной системы (как в случае с аутизмом).

Одни дети не чувствуют боли, другие плачут от любого прикосновения, но все это следствия изменения болевого порога и один из характерных симптомов аутизма.

В 2010 году считалось, что выявление аутизма в 2 года — это рано. Врачи советовали подождать до 3-4 лет, такая практика во многих городах наблюдается и сейчас. Тем временем, во многих популярных медицинских институтах и клиниках, где врачи заинтересованы в достижении успехов в коррекции аутизма, ратуют за максимально раннее выявление заболевания. До 3 лет официально диагноз не ставят, но есть возможность записать ребенка в группу риска с указанием обнаруженных нарушений и задержек развития, получить рекомендации и начать коррекцию, воспитание ребенка с учетом его предполагаемых особенностей. Если ребенку всего 1 год, а детский невролог или психолог, к которому вы обратились, отказывается наблюдать его или просто «не видит» диагноз, не тратьте время. Продолжайте поиск врача (лучше записаться в коррекционную клинику) или обратитесь в центр коррекционной помощи вашего города (бесплатно). Аутизм — это заболевание, при котором дают группу инвалидности. Во всех крупных городах есть фонды и организации для родителей детей-инвалидов, куда вы тоже можете обратиться. Где-то вам предложат юридическую помощь, где-то помогут советом другие родители, а, возможно, вам повезет стать участником программы по бесплатному лечению. Главное для ребенка-аутиста — не наличие диагноза, а профессиональная помощь. По мере возникновения проблем со здоровьем обращайтесь к профильным специалистам. Раннее вмешательство организуется усилиями нескольких специалистов и включает формирование навыков социализации с первых месяцев жизни, развитие речи, трудо- и физиотерапию, а главное — консультацию родителей, как правильно вести себя с ребенком, чтобы снизить выраженность отклонений от нормы до минимума. Список специалистов:
  • детский невролог/психолог/психиатр;
  • невропатолог (если вы заметили судороги);
  • логопед-дефектолог;
  • физиотерапевт;
  • трудотерапевт;
  • сурдолог (при нарушениях слуха);
  • гастроэнтеролог (при проблемах с ЖКТ);
  • группа психологической поддержки или психолог для родителей.
Стратегия реабилитации детей с признаками аутизма помогает научить малыша замечать и правильно реагировать на происходящее, подражать и самостоятельно обучаться, общаться, понимать, какое поведение уместно, а какие импульсы необходимо контролировать.

www.golovaok.ru

Признаки аутизма у детей до года Тест-опрос

Кликнув на баннер Вы можете получить квалифицированную онлайн консультацию врача.

Диагностировать аутизм у детей до года крайне сложно. Основная проблема детского аутизма в затруднении общения, а в годовалом возрасте признаки заболевания часто списываются на индивидуальное развитие малыша.

В связи с участившимися случаями проявления заболевания, возрастает и потребность в изучении симптоматики. Какие они, признаки аутизма у детей до 1 года?

Особенности заболевания.

Выделяют основные признаки заболевания: внешнее поведение и физическое самочувствие.

Внешнее поведение:
  • неконтролируемые движения рук, ног и всего тела;
  • отсутствие прямого контакта глаз;
  • ходьба на носочках;
  • ассоциирует себя со стороны (от 2-3 лица);
  • приступы агрессии и истерики;
  • повторение отдельного слова или фразы;
  • отсутствует интерес к игрушкам;
  • вздрагивает, боится резких звуков;
  • после первых слов речь пропадает;
  • нет реакции на свое имя;
  • не привязан к маме;
  • отказывается выполнять просьбы;
  • заменяет слова мычанием;
  • бьет себя по лицу;
  • игнорирует общение с другими детьми;
  • опасается незнакомых людей;
  • кусает руки и пальцы;
  • нет ответной улыбки;
  • отсутствие лепета и гуления;
  • слабо развивается хватательный эффект;
  • неадекватное поведение на мимику или выражение лица собеседника;
  • нет желания завести разговор или его поддержать.

Признаки аутизма у детей до 1 года проявляются еще и в физической форме:

  1. Ослабленная иммунная система, которая приводит к частым заболеваниям.
  2. Непостоянное возникновение судорог.
  3. Задержка развития крохи.
  4. Периодическое проявление нарушения слуха.
  5. Неправильная работа сенсорного восприятия.
  6. Расстройство работы желудка и кишечника.
  7. Проявление аллергических симптомов.

Читайте также: Откуда берется аутизм у детей

Как проявляется аутизм у ребенка

Тест-опрос для обнаружения признаков аутизма у детей до 1 года.

Проанализировав следующие вопросы, можно выявить наличие признаков аутизма у детей до 1 года:

  1. Дети, страдающие аутизмом, не используют игрушки для воспроизведения окружающей действительности. (Кормить куклу, переодевать и другое).
  2. Кроха не проявляет интереса к предметам, даже если ему указать или попытаться заинтересовать внимание к чему-либо интересному.
  3. Малыши не привлекают внимание родителей, чтобы разделить с ним переживания или тревогу, радость или интерес к какому-либо предмету или событию.

Ребенок действует, согласно описанным ситуациям, стоит обратиться за помощью к врачу.

Поведение больного ребенка

Все перечисленные признаки аутизма у детей до года проявляются в неадекватном поведении. К примеру, малыша может заинтересовать определенный звук или мелодия, отказываясь при этом от ярких развивающихся игрушек.

Часто такие дети совершают повторяющееся движение с любым предметом на протяжении длительного времени: крутят в руках веревочку, кружатся вокруг себя или другого предмета.

На прогулке такие детки ведут себя отчужденно, не разрешают к себе прикасаться, не терпят ласк. Проявляют беспокойства там, где оно неуместно. Зато в опасных местах ведут себя бесшабашно.

Если ребенок сильно увлечен, то заставить его подчиниться общим правилам распорядка дня бывает очень непросто. Малыш капризничает и проявляет агрессию.

Проблемой является процесс кормления: при кормлении грудью детки чувствуют какую-то неловкость (сложно подобрать позу для кормления), во время введения прикорма ближе к году малыш выбирает для еды строго определенные продукты и не соглашается на другие.

Проблема обучения детей заключается в отсутствие с его стороны действий и запоздалой реакция родителей в освоении необходимых навыков самообслуживания и других.

Зная все про деток этого страшного заболевания, можно вовремя обнаружить нарушения и начать корректирующее лечение. Такие действия значительно облегчат адаптацию ребенка в социуме.

vseprodetok.ru


Смотрите также